Как мы арендовали мини-кинотеатр, чтобы посмотреть «Бэтмена», и стоило ли оно того

«Видеосалоны» возвращаются, но лучше бы вернулись голливудские студии.

Дисклеймер Редакция не поощряет и не поддерживает пиратство, когда для него существует легальная альтернатива. В случае возвращения Warner Bros. в Россию мы приобретём копию фильма, чтобы заплатить создателям контента за их труд.
Как мы арендовали мини-кинотеатр, чтобы посмотреть «Бэтмена», и стоило ли оно того

Если вы родились в начале девяностых или конце восьмидесятых, то ваши родители наверняка рассказывали вам про видеосалоны. Именно с их помощью жители СССР впервые начали знакомиться с голливудским кино. Фильмы там показывали на пиратских VHS-кассетах с гнусавым переводом Володарского и других звёзд эпохи одноголосок.

Когда в Россию пришли крупные западные прокатчики, культура видеосалонов стремительно умерла за ненадобностью, и не сказать, что по ней с тех пор кто-то скучал. Что бы ни говорили, кинотеатры до сих пор остаются одним из самых сбалансированных способов просмотра зрелищного кино — для многих людей это чуть ли не единственный путь к относительно качественным проекции и звуку.

Однако в 2022 году все голливудские студии остановили сотрудничество с Россией из-за происходящего в Украине кошмара, а желание смотреть кино на большом экране у изолированных от внешнего мира россиян пока никуда не делось.

Вечеринка для друзей

Существует популярное заблуждение о том, что после 24 февраля в РФ фактически легализовали пиратство, но в реальности дальше отдельных популистских заявлений депутатов не зашло. Минцифры осудили эту инициативу — потому что чиновники прекрасно понимают, что такие меры только ускорят откат страны в прошлое. Тем более, что защищать российских создателей контента явно никто не перестанет, но если открыть ящик Пандоры для Голливуда, то негативный эффект неизбежно почувствуют и все остальные.

Именно поэтому публичная демонстрация того же «Бэтмена» по-прежнему запрещена законом. А непубличная должна включать в себя два важных аспекта — это закрытое мероприятие и сам по себе вход на него не стоит денег. Если вы арендуете маленький зал для компании друзей и покажете им в частном порядке фильм, проблем с законом у вас быть не должно — для этого не требуется прокатное удостоверение или какие-либо другие разрешения.

Почему не снять настоящий кинотеатр, спросите вы? Судя по всему, даже на грани смерти они пока не готовы пойти на такое. Многие показчики по-прежнему ждут возвращения Голливуда в Россию (теперь оно ожидается в июле) и едва ли будут разрушать мосты с партнёрами таким образом.

Ребята, которые смотрели фильм до нас, подготовились основательно и пригласили на «премьеру» самого Роба
Ребята, которые смотрели фильм до нас, подготовились основательно и пригласили на «премьеру» самого Роба

Аренда небольшого зала с проектором в Петербурге, например, может обойтись в 2500 рублей в час, что в случае с «Бэтменом», идущим целых три часа, превращается в 7500, хотя, само собой, наверняка можно найти варианты и дешевле.

Так стоит ли оно того, если поделить оплату? Зависит от ваших приоритетов.

Моя любовь к качественной картинке успела стать мемом в интернете, так что скажу сразу: если у вас есть хороший телевизор, можете смело включать «Бэтмена» дома. Фильм очень тёмный, а контрастность на проекторе мини-кинотеатра оставляла желать лучшего — это даже не уровень обычного мультиплекса, хотя звук к моему удивлению оказался неплохим: басовитым и громким.

Но и сказать, что это был строго негативный опыт, не получается — коллективный просмотр в случае «Бэтмена» пошёл картине на пользу. Фильм длится целую вечность, и на откровенно скучных моментах можно было хоть немного отвлечься на шутки и разговоры. Это было похоже именно на киновечеринку с друзьями.

А что там с фильмом-то

Возможно, «Бэтмен» произвёл бы на меня более сильное впечатление при просмотре в IMAX, куда я даже успел купить билеты в марте, но даже после чтения множества обзоров он оказался совсем не тем фильмом, которого я ожидал.

Ещё больший уклон в реализм — здорово. Нижняя челюсть и сдержанная игра Паттинсона — отлично. Грязные и нарочито брутальные экшен-сцены — потрясающе. Готэм Мэтта Ривза — как настоящий.

В нашем случае обошлось без гнусавого перевода — мы смотрели фильм в оригинале
В нашем случае обошлось без гнусавого перевода — мы смотрели фильм в оригинале

При этом у фильма есть одна фундаментальная проблема, которую невозможно игнорировать. Он вообще не работает как детектив. Было бы здорово, если бы у Ривза получилась этакая версия «Семи» Финчера — только с Джеффри Райтом вместо Моргана Фримана, но нет, это не она. Все три часа Брюс Уэйн разгадывает головоломки загадочника и ни разу не опережает его ни на один шаг — словно взял сайд-квест из Batman Arkham.

Это не детектив. Это какой-то антидетектив. Мы знаем злодея с самого начала и почти безвольно наблюдаем за воплощением в жизнь его планов.

Мотивы режиссёра понятны. Ривз вдохновился «Годом первым» и решил показать на большом экране неопытного Бэтмена — у него ещё плохо получается уходить от полиции, он не довёл до совершенства все свои гаджеты, а бэтмобиль так и вообще может заглохнуть в самый ответственный момент. Но зачем было делать героя настолько... глупым? Непонятно. Диалог в больнице, где до Уэйна постепенно доходят откровения, давно понятные зрителю, так и вовсе кажется комедийным.

Но и сказать, что Ривз в пух и прах проиграл Нолану, тоже не получается. Центральная тема «Бэтмена» — травма от смерти родителей и страх потерять близких снова — вполне себе работает. Так что сиквел всё-таки хочется ждать с интересом и надеждой на то, что детективную часть в нём сделают как надо.

Если кто-то вдруг ожидал увидеть в этом тексте ностальгию по видеосалонам и поиски плюсов в их возможном возвращении, то нет — этого не будет. Да, у кинотеатров много проблем, а после пандемии стало ещё больше, но без традиционного проката бизнес-модель современных блокбастеров пока не работает. И это значит, что главные студии Голливуда будут и дальше держаться за большие экраны и 45-дневную эксклюзивность.

При всей моей любви к домашнему просмотру кино потенциальная смерть кинотеатров в РФ не кажется мне поводом для радости: в том числе потому, что с ней огромное количество людей останется без работы, а российские зрители лишатся одной из самых популярных и доступных форм совместного развлечения.

Просмотр «Бэтмена» в «видеосалоне» — это не только необычный опыт, но и грустный. Он лишний раз напоминает о том, в какой ситуации сейчас находится страна. За два месяца в некоторых сферах Россию откинуло на несколько десятилетий назад, и тут не получается найти лучи света даже при большом желании.

359359
307 комментариев

Пиратство крутопонял

261
Ответить

Не можешь победить, возглавь

67
Ответить
21
Ответить

Осуждаю, но всем сердцем одобряю!!

Ответить

Комментарий недоступен

160
Ответить