«Варяг» (2022) — обзор фильма, который одобрили бы викинги

Робберт Эггерс обернул шекспировский сюжет в кровавый трип со скандинавским фольклором. Мощнейший каст и картинная операторская работа прилагаются.

стоит - еб*т
стоит - еб*т

Если вы хоть раз читали Шекспира, а в особенности «Гамлета», — то вы уже, по большей части, знаете сюжет «Варяга». Если же нет, то суть в том, что король погибает от руки собственного брата — Фьельнира —, который метит на его престол, а сын местного короля — Амлет — через какое-то время мстит своему дяде за убийство отца. Центральный конфликт прост, но Эггерс добавляет в него новых красок, вместе с предфинальным твистом, в котором одновременно обыгрываются реалии быта викингов и разрушается вся мнимая «очевидность» в точках зрения героев; также помогает всесторонняя работа над реализацией сеттинга.

Вместе с большим бюджетом, Роберт Эггерс получил возможность выстроить масштабные декорации для поселений викингов, нагнать армию статистов и в общем сделать так, чтобы фильм выглядел, как, в том числе, беспрекословная историческая драма. Той же роли послужили демонстрация жестоких, первобытно-диких скандинавских обрядов под фольклорную музыку; упоминание и использование мифических предметов, богов и мест; и (очень) много зубодробительного экшна с реками крови, вспоротыми животами и отрубленными носами. Всё это, однако, не оказывало бы такого яркого впечатления, если бы не снималось главным оператором Эггерса — Джарин Блашке.

зубодробительный экшен — сцена захвата деревни

Этот дуэт прошел немалый и успешный путь от «Сердце-обличителя» 2008го до «Маяка» 2019го, за который Джарин был номинирован на Оскар. Во многом, узнаваемый и самобытный визуальный стиль фильмов Эггерса был обеспечен именно тандемом с Джарин Блашке. В «Варяге» этот дуэт выдал свою самую масштабную, триповую и комплексную работу. Фильм изобилует сложно-поставленными сценами с длинными дублями без склеек, кучей людей в кадре и необычными композиционными решениями. Картина также интересна в плане цветокора: на протяжении всего фильма используется три основные «палитры»: доминирующий нордический зеленоватый, наподобие «Ведьмы», того же Эггерса, околонуарный серый в ночных сценах, и ярко-оранжевый в эпизодах с огнем и искусственным освещением.

зеленый
зеленый
серый
серый
оранжевый
оранжевый

Подобное цветовое разнообразие культивировало средневековую скандинавскую атмосферу, в которой нереально органично смотрелся Александр Скарсгард, исполнивший роль главного героя — Амлета.

Судя по шведским корням актера, быть может, у него в родстве действительно были викинги… Так или иначе, в свои 45, он отлично отыграл молодого берсерка, жаждущего мести. Фильм изобилует сценами, где Александр кричит, срывая голос, воет, как животное или дерется на грани смерти, что выглядит органично и впечатляюще, однако этим роль не ограничилась, и Амлет также получил несколько тихих и красивых моментов, с которыми Скарсгард справился не хуже. Особенно понравились эпизоды с Аней Тейлор-Джой — между актерами явно возникла сильная химия.

такая классная пара
такая классная пара

Образ неотесанного, грязного и частенько побитого викинга от Скаргарда, столкнувшийся с такой хрупкой и необычной Аней Тейлор-Джой в амплуа славянской ведуньи, выглядел красиво и притягательно. Настолько, что между героями в фильме произошло кое-что больше пары сердечных разговоров👀… В целом порадовало, что даже у актеров на второстепенных ролях, вроде Николь Кидман и Итана Хоука, тоже есть свои «минуты славы» с классным перфомансом и важными ролями в истории.

Итан Хоук в образе отца главного героя
Итан Хоук в образе отца главного героя
Николь Кидман в образе матери Амлета
Николь Кидман в образе матери Амлета

В итоге, мы получили мы получили красивый, масштабный и атмосферный средневековый эпос со звездным (и умеющим играть) кастом, шекспировской драмой, проработанным образом скандинавского фольклора и общим узнаваемым стилем Роберта Эггерса. Любителям сеттинга с викингами, фанатам Робберта Эггерса или просто обычным работягам-берсеркам однозначно рекомендую. (всем остальным, кто не брезгует жестокостью и, иногда, околоартхаусной постановкой — тоже)

P. s. спасибо, что дочитали или, по крайней мере, доскролили до этого момента. если понравилось — подпишитесь, впереди еще много подобных статей по кино, сериалам, комиксам, ранобе, аниме и манге (!) . если есть какие-то интересные наводки такого рода, жду в комментариях — обсудим🌚

246246
173 комментария

До половины досмотрел и бросил. Может в настроение не попал. Упоротая скандинавская дичь, артхаус чистой воды. Может я ожидал боевика в духе викингов, и получил его только в паре боевых сцен. В общем не тратьте время, лучше другое кино просмотрите.

41
Ответить

Заебись ты конечно советчик, сам несколько раз оговорился что скорее всего нихуя не попал в настроение или не понял, но смотреть не рекомендуешь однозначно, красава

95
Ответить

это ты еще валхаллу с мадсом не видел похоже)

16
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Это явно не артхаус. Там на все расшифровки имеются и отсутствие двойного трактования.
Просто странно видеть образ викинга по шекспировски разговаривающего после того как порезал кого-нибудь.

12
Ответить

Я вот досмотрел, но досматривал уже на автомате, сидя в телефоне. Вроде снято и хорошо, но внимание не удерживает. Хотя вот зеленый рыцарь очень мне зашел

5
Ответить

Тоже самое. Не понравилась игра актёров. Бои поставлены ужасно

5
Ответить