С чего начинал Даррен Аронофски: «Пи» — кино, из которого вырос «Реквием по мечте»

В шестой части марафона дебютов известных режиссёров рассказываем о чёрно-белом триллере, в котором сверлят голову дрелью.

Если попробовать выделить основные темы творчества Даррена Аронофски, в голову наверняка придут три составляющие: запутанный сюжет, религиозный подтекст и параноидальные ощущения.

В разных комбинациях они появляются в большинстве картин режиссёра. Где-то тема религии очевидна: божественная сущность мужчины и рождение Спасителя в «маме!», поиски древа жизни в «Фонтане» или сама первооснова «Ноя».

В других случаях её можно додумать: в «Реквиеме по мечте» герои явно искали в наркотиках какие-то неземные ощущения.

С чего начинал Даррен Аронофски: «Пи» — кино, из которого вырос «Реквием по мечте»

«Чёрный лебедь» и тот же «Реквием по мечте» погружают зрителя в искажённый мир безумного человека: параноика или наркомана. «мама!» зацикливает сюжет и не даёт чёткой трактовки происходящему.

Исключением можно считать разве что «Рестлера», но и там есть и препараты, убивающие героя, и персонаж, который иносказательно восстаёт из пепла.

Буквально обо всех основных темах Даррен Аронофски говорил уже в своей дебютной картине «Пи». Она относится скорее к той части творчества, где религиозная тема очевидна.

Но в данном случае Аронофски, возможно, неожиданно для себя, показал преимущество формы над содержанием и напомнил, что кино — в первую очередь визуальное искусство. Даже если оно минималистично.

Хотя стоит оговориться, что бедность визуального ряда и безумные операторские решения появились не от хорошей жизни. Для своего полнометражного дебюта Аронофски собрал у друзей лишь 60 тысяч долларов (потом ещё столько же пришлось потратить на постпродакшен).

С чего начинал Даррен Аронофски: «Пи» — кино, из которого вырос «Реквием по мечте»

Снимал он, как и многие начинающие режиссёры (например, Кристофер Нолан из нашего марафона), на чёрно-белую плёнку, построив декорации из хлама в гараже отца одного из продюсеров. Общие же планы отработали просто на улицах Нью-Йорка без официального разрешения. Нужно ли говорить, что актёрам не шили костюмы специально: все либо приходили в своём, либо закупались в комиссионках.

Но «Пи» — тот редкий случай, когда необходимость собирать кино буквально из мусора сыграла только на пользу. Ведь картина и должна создавать ощущение разваливающегося мира.

Максимилиан Коэн (Шон Гуллетт) одержим математикой. Он считает, что при помощи чисел можно объяснить что угодно в мире. Коэн ищет закономерности буквально во всём, в частности, пытается предсказать будущий курс биржевых акций.

При этом состояние Макса всё ухудшается: он страдает от постоянных болей, паранойи и, возможно, галлюцинаций. Однако из-за его таланта и одержимости к математику тянутся те, кто хочет получить от этого выгоду. С одной стороны, героя осаждают важные люди с Уолл-Стрит, которые мечтают заранее знать котировки акций. С другой, хасиды, пытающиеся математическим способом найти в Торе имя бога.

С чего начинал Даррен Аронофски: «Пи» — кино, из которого вырос «Реквием по мечте»

Единственное, что спасает Коэна от безумия — встречи с наставником, который когда-то пытался найти закономерность в числе Пи. Они играют в го и обсуждают работу Макса.

Самые важные слова в описании сюжета: «паранойя» и «галлюцинации». По сути, весь фильм можно трактовать именно как бред сумасшедшего. Ведь до конца даже не понятно, что происходило на самом деле, а что — в голове главного героя. И, возможно, «Пи» — в первую очередь параноидальный триллер, а не философское высказывание. Из этого вырастут потом «Реквием по мечте» и «Чёрный лебедь». А отчасти и «мама!»

И уж тем более это не размышление о важности математики. Эксперты давно уже нашли в «Пи» немало ляпов в вычислениях. Вплоть до того, что в последовательности из 216 чисел, на которой завязан весь сюжет, на самом деле… 218 чисел.

А хасиды в картине и вовсе говорят, что уже перебрали и прочитали все последовательности таких чисел, но не нашли нужную. На самом деле им пришлось бы произнести вслух 10 в 216 степени вариантов, что вряд ли реально.

С чего начинал Даррен Аронофски: «Пи» — кино, из которого вырос «Реквием по мечте»

Да и вывод на тему религии здесь довольно очевиден. Макс, единственный раскрывший истинную сущность божественного начала чисел, просто не может справиться со своим знанием — человек не способен постичь сущность бога. А остальным герой и вовсе говорит, что смысл не в самих цифрах или словах, а в том, кто и как их произносит. Вряд ли это можно назвать неожиданной мыслью. Как и идеи «Фонтана» и «мамы!»

Но всё же «Пи» цепляет. Потому что Аронофски не просто заставляет зрителя наблюдать за жизнью героя. Тревожность и паранойю Макса можно буквально почувствовать — фильм стоит осторожно смотреть тем, кто не выносит мелькание и стробоскопические эффекты. Впоследствии субъективные ощущения героя станут чуть ли не любимым приёмом режиссёра. Вспомните, как героиня «Чёрного лебедя» сдирала с себя кожу.

Цикличность сюжета (очередной привет «маме!») поначалу даже запутывает: в какой-то момент можно подумать, что сломался плеер и фильм перескочил на начало. Но нет, с проигрывателем всё в порядке. А вот в голове у героя — нет.

Обилие крупных планов и съёмка ручной камерой создают максимально клаустрофобное ощущение (да, это тоже делают из-за недостатка бюджета, но здесь подход работает).

Если включить «Пи» на большом экране и погасить свет, можно действительно ощутить, как давят стены, и как герой не может сфокусировать взгляд, когда несётся за очередной дозой обезболивающего. Его не волнует ни полный погром дома, ни заигрывающая соседка. Посмотрите сразу после этого «Реквием по мечте» и удивитесь сюжетным и визуальным параллелям.

С чего начинал Даррен Аронофски: «Пи» — кино, из которого вырос «Реквием по мечте»

Макс словно постоянно смотрит внутрь себя. Это буквально визуализируют: он смотрит на собственный мозг. И, словно компьютер «Евклид», который нашёл нужную последовательность, осознал свою сущность и тут же сгорел, математик приближается к своей цели и сходит с ума.

Но вот что интересно. К финалу за персонажа уже почти не хочется переживать. И это необычно для работ Аронофски, который часто даже слишком любит своих героев. Да, за Максом охотятся неприятные люди. Но и сам-то он не слишком отличает всех окружающих от муравьёв, возомнив себя избранным. Это, пожалуй, самая неоднозначная и лучшая часть фильма.

Поклонники более массового творчества Даррена Аронофски наверняка найдут в «Пи» предпосылки к его будущим работам. В «Реквиеме по мечте» очень похожим образом показывают действие таблеток и ломку, в «Фонтане» ищут истину в последней инстанции, в «маме!» зацикливают сюжет. Но главное, уже в «Пи» режиссёр начал вырабатывать тот самый параноидальный стиль повествования, который будет завораживать и пугать в его будущих фильмах.

Подсайт развивается при поддержке «Кинопоиска»

9595
27 комментариев

Классика, Пи Даррена Аронофски

42
Ответить

Бл.... ну как так можно )

3
Ответить

Главная тема творчества Аронофски - одержимый своей работой/увлечением человек, который к концу фильма неизбежно поедет кукухой на почве своей одержимости. Ни про что другое Даррен снимать не умеет, поскольку (как мне кажется) он безнадежно одержим идеей снимать фильмы про одержимых своими идеями людей.

14
Ответить

Пи гораздо круче Реквиема.

5
Ответить

А "мама!" ссанина, кстати.

7
Ответить

тот момент когда из всех фильмов аранофского мне только пи и нравится

5
Ответить

пи и да

Ответить