Тест DLSS в 1080р: мыло или не мыло? Артефакты DLSS от резкости DLSS. FSR 2.0 - кошмар

Control - DLSS в режиме ультра производительность
Control - DLSS в режиме ультра производительность

Warning: лонгпост с разбором DLSS и немного FSR 2.0 в 1080р. Но кому-то это возможно поможет выбрать для себя видеокарту.

На ДТФ иногда натыкаюсь на комментарии в которых пишут, что DLSS в 1080р не нужно потому что это ужасное мыло.

И именно поэтому при выборе видеокарты для 1080р можно не брать в расчет DLSS карт Nvidia и купить карту от AMD которая без учета лучей/dlss возможно будет выдавать больше FPS.

Невозможно играть
Невозможно играть
???
???

И вот правду они говорят или преувеличивают?

Ведь DLSS в 1440р и 4К меня полностью устраивает и нет никакого видимого мыла от DLSS в этих разрешениях, но комментарии с руганью DLSS в 1080р часто вижу даже от фанатов DLSS и мне стало интересно самому посмотреть на это и увидеть мыло от DLSS в 1080р.

Поэтому, достав из шкафа старый 1080р монитор, я решил провести тест DLSS и посмотреть как 1080р выглядит с DLSS и сколько мыла добавляет DLSS в разных режимах в разных играх.

Cyberpunk 2077

Недавно видел комментарий, что включив в Киберпанке DLSS в 1080р будет очень много мыла. Но включив DLSS в Cyberpunk, я не заметил какого-то прям очень сильного мыла в режиме DLSS качество. Так то Киберпанк сам по себе мыльный местами из-за ТАА сглаживания.

Corporate wants you to find the difference
Corporate wants you to find the difference

По ссылкам двигаем слайдер чтобы было видно разницу

Тест DLSS в 1080р: мыло или не мыло? Артефакты DLSS от резкости DLSS. FSR 2.0 - кошмар

Странные артефакты DLSS

Посмотрев картинку в статике и не найдя сильных отличий, я немного поиграл в Киберпанк с включенным DLSS, чтобы посмотреть как оно в динамике, а то любят тут про динамику писать.

Но в динамике никакого мыла дополнительного не добавляется, так что все было окей до одного момента...

Я заметил один странный, но очень знакомый мне "глюк" изображения. Вот только раньше я видел его в 1440р и в 4К. Но прикол в том, что я всегда думал, что это виноват мой VA монитор.

Потому что встречался он только в малом количестве игр, только при определенных цветах, в основном когда были темные мелкие детали на светлом фоне. Особенно заметно было на решетках. В итоге я пришел к выводу, что это такой black smearing у VA монитора и плюнул на это дело. Встречается редко и фиг с ним.

Но какого было мое удивление сегодня, когда я увидел то же самое, но на быстрой TN матрице где никакого гостинга/black smearing'a быть не может.

Даже записал видео, чтобы проверить, что тут походу дело не в мониторе было все это время, а в самих играх.

Артефакты эти можно заметить при медленном вращении камеры, чаще всего это заметно при игре используя геймпад так как на нем вращении камеры происходит более плавным.

Но бывает, что я даже не всматриваюсь и камерой вращаю в обычном режиме, а все равно замечаю, что с картинкой при вращение камеры что-то не то становится и она как будто пытается стать более резкой, а потом при остановке камеры становится нормальной.

Выглядит это так, словно во время движения камеры на некоторых объектах максимально увеличивается резкость и получается овершарп, а когда камера останавливается, то все становится нормально и резкость отключается. Я даже думал раньше, что дело в настройках резкости монитора и поэтому пробовал ставить ее на 0, но ничего не менялось и все равно был этот эффект.

Внимание на решетку и желтый каркас. DLSS качество. Меня это всегда бесило, но я не знал из-за чего этого, но подозревал свой монитор.

Когда я наконец-то убедился, что дело было не в мониторе так как я вижу этот баг и на видео, то стал искать причину. Но причина быстро нашлась - DLSS ON.

dlss ВЫКЛЮЧЕН и все сразу нормально работает

В Киберпанке 2077 нет FSR 2.0, а есть только FSR 1.0 и такого бага у FSR 1.0 нет. Но FSR 1.0 для меня это ужас даже в 4К, поэтому его упоминание тут чисто в исследовательских целях.

FSR 1.0 ультракачество. Все мерцает из-за работы FSR 1.0, но решетка не артефачит.

Из-за ужатого качества видео ниже не так сильно заметно, но глючащий каркас около стекол лифта видно. В реале там даже окна глючат в домах за стеклом лифта, по приципу который я описывал выше, на видео это плохо заметно.

dlss ON в режиме качества

А вот причина по которой я долгое время думал, что это виноват монитор и black smearing. На видео ниже можно заметить как черный шрифт на доске при движении камеры становится более резким и более черным.

Это не так заметно, как решетка на видео выше, но в играх я как такое один раз увидел, то потом стал замечать это без труда если такое присутствовало в игре. Я когда такое видел раньше, то думал что это монитор фигово работает, а оказалось что это DLSS.

DLSS ON

А вот без DLSS:

dlss OFF

Продолжение про эту проблему DLSS будет дальше...

God of War - DLSS и FSR 2.0

Возвращаемся к мылу в 1080р от DLSS на которое жалуются на ДТФ. К сожалению, в God of War мыло от DLSS в 1080р действительно есть.

Но в режиме DLSS качество оно не такое явное и когда я переключал DLSS on и off в игре, то я не шибко замечал появление мыла, но на скринах со сравнением его все же видно. Но оно не такое сильное и я бы выбрал это легкое мыльцо ради высокого FPS.

В режиме DLSS Balanced и Performance в 1080р ухудшение картинки уже заметно сильнее.

А вот так вот выглядит DLSS Ultra Performance vs Performance.

DLSS Ultra Performance и FSR 2.0 ультра производительность

В God of War снова удалось обнаружить такой же глюк DLSS как и в Киберпанке. Правда из-за хренового качества видео это не так заметно, но при движении камеры все горы имеют баг с резкостью. Кроме того, происходит некоторое мерцание словно яркость монитора меняют на пару миллисекунд.

В God of War у меня версия DLSS - 2.4.3 - это самая последняя версия на данный момент.

Путем экспериментов удалось установить, что причина в DLSS резкости, если поставить 0 или 100, то артефакты пропадают. Все что между этих значений - артефачит. То есть опять же, причина не в мониторе, раз на 0 или 100 все норм, а на 20/40/80 ничего не меняется и глючит. Да и на видео я это вижу.

Внимание на текстуры гор и на золотое кольцо на полу. DLSS качество, DLSS резкость 20.
DLSS в режиме качества. DLSS резкость 100 - артефактов нету.
DLSS в режиме качества. DLSS резкость 0 - артефактов нету.
Внимание на узор полки и стену. Сначала с DLSS резкостью 30, потом с DLSS резкостью на 0.

В версии DLSS 2.4.3 в God of War все еще присутствует "черный" гостинг на некоторых объектах:

DLSS on vs DLSS off - гостинг на кусте

FSR 2.0 - God of War

Я уже проводил сравнение FSR 2.0 в этой (God of War) и этой (Deathloop) теме, но там я его тестировал в 1440р/2160р.

В 1440р и выше - FSR 2.0 играбелен если у вас нету карты с DLSS.

Артефакты есть некоторые (о которых говорит Digital Foundry) от FSR 2.0, но в Deathloop (1440р+) вообще не видно, а в God Of War видно только если очень присматриваться и думать об этом, тогда заметно, что что-то не так.

Ну кроме мерцания в God of War конечно, его видно в 1440р даже если не всматриваться. Вот только оно и в нативе местами есть, так что если у вас нету карты с поддержкой DLSS, то мерцание вам все равно наблюдать придется не в одном месте, так в другом. А вот DLSS исправляет все это. Хотя если у вас 4К телевизор, то с FSR 2.0 вы и мерцания замечать перестанете c 2 метров.

FSR 2.0 в 1080р

Но включив FSR 2.0 в 1080р я увидел полный кошмар. Кругом мерцание (больше, чем в 1440-2160р), адовые пиксельные артефакты, какие-то шлейфы, короче картинка буквально разваливается на пиксели.

Так что если вы владелец какой-нибудь старой карты Nvidia или AMD и восхваляете Лизу, что она позволит вам на 1060 еще лет 8 играть в 1080р благодаря FSR, то разочарую вас. В 1080р FSR 2.0 считай неиграбелен, а FSR 1.0 это просто мыло.

FSR 2.0 в 1080р это даже не консольный (PS4/Xbox 1) опыт, а что-то значительно хуже. А такой опыт не каждому понравится.

FSR 2.0 в режиме качества. 

Пиксельные шлейфы вокруг Кратоса и его топора во время игры очень заметно и они раздражают.

В динамике Кратос разваливается на пиксели.
FSR 2.0 в режиме качества. 1080р.

Во время боев кругом какая-то сплошная пиксельная анимация которая появляется из-за работы FSR 2.0. Складывается ощущение, что играешь во времена PlayStation 2.

Анимация топора времен Playstation 1? Включил FSR 2.0 в 1080р - откатился до PlayStation 1.
Анимация топора времен Playstation 1? Включил FSR 2.0 в 1080р - откатился до PlayStation 1.

В режиме сбалансированный и производительность у FSR 2.0 не появляется заметно больше мыла, а появляется еще больше пиксельных шлейфов.

FSR 2.0 Performance. Атрей превращается в какую-то бегающую пиксельную кашу.
Из Кратоса "выходят" пиксели 
Из Кратоса "выходят" пиксели 

А теперь выключаем FSR и просто снижаем разрешение рендера до 0.80 (разрешение 864р получается) и получаем вот это:

864р. 

А получаем мы картинку лучше, чем с FSR 2.0 в режиме качества. На пиксели ничего не разваливается, мыла не больше, чем от FSR 2.0. Но ДТФ ужмет видео, так что мыла будет чуть больше, чем в реале.

В общем, FSR 2.0 в 1080р:

Подпись сами придумайте
Подпись сами придумайте

Deathloop

В Deathloop нету настройки DLSS резкости и именно поэтому в этой игре нету никаких DLSS артефактов из-за DLSS резкости. Уж не знаю какую резкость по умолчанию ставят разработчики когда в игре ее нельзя настроить, но в играх где нету этой настройки нету никаких проблем с DLSS.

Кроме того, Deathloop в нативные 1080р выглядит просто ужасно. Такого мыльца я давно не видел. Выключаешь сглаживание и все мерцает и глаза вырезает лесенками. Включаешь сглаживание средне/высоко и все в адском мыле. Включаешь Temporal сглаживание и все так перешарплено, что выглядит убого и все еще в мыле.

Натив 1080р. Детализация в 1080р покинула чат.
Натив 1080р. Детализация в 1080р покинула чат.
1080р с темпоральным сглаживанием. Детали восстановились, но все еще ужасно.
1080р с темпоральным сглаживанием. Детали восстановились, но все еще ужасно.

А теперь смотрим сравнение на imgslider так как там лучше видно разницу:

В этой игре такие страшные нативные 1080р, что даже FSR 2.0 на фоне натива выглядит королем. Но при этом, DLSS обходит FSR 2.0 и натив. DLSS выглядит в Deathloop просто потрясающе даже в 1080р в режиме "производительность".

Так что это тот самый момент, когда картинка с DLSS лучше, чем в нативе даже несмотря на низкое 1080р разрешение. При этом, артефактов от DLSS резкости нету, так как такой настройки вообще нету в игре (и слава богу).

FSR 2.0 | Deathloop | 1080p

Что касается FSR 2.0, то в статике он выглядит в этой игре лучше, чем натив, но как только начинаешь бегать, то тут происходит все тоже самое, что и в God of War. Хотя в режиме FSR 2.0 качества в этой игре нету таких ярко-выраженных шлейфов как в God of War.

Можно заметить небольшой пиксельный шлейф при движение на контурах оружия. При взрывах видно легкую пикселизацию и видно, что вылетающая из врагов кровь в пикселях.

Но повторюсь, все это не так ужасно как было в God Of War. Но вот в режиме "сбалансированный" и "производительность" даже в Deathloop у FSR 2.0 куча артефактов и пиксельного гостинга и каши из пикселей.

Пиксельный газ, вот и кровь такая из врагов брызгает с FSR 2.0 
Пиксельный газ, вот и кровь такая из врагов брызгает с FSR 2.0 

В целом, в этой игре FSR 2.0 выглядит играбельно если не играть в режиме ниже, чем режим "качество".

В 1080р в Deathloop лучше играть с DLSS даже если у вас уже милилон фпс в нативные 1080р. А если нет RTX карты, то включать FSR 2.0 только в режиме качества. А нативные 1080р в Deathloop это просто полное мыло и отсутствие детализации.

Alan Wake Remastered

В Alan Wake Remastered при включении DLSS в 1080р даже в режиме качества все же появляется легкое, но не критичное мыло. Но некоторым, нативная картинка Alan Wake может показаться слишком резкой, так что кто-то в этой игре предпочтет DLSS, а кто-то нативные 1080р.

В качестве эксперимента, добавил Nvidia фильтра резкости (не путать с DLSS резкостью от которой артефакты) через ALT+F3 тулзы Nvidia, выставил 50% и получилось вот это:

Вроде даже лучше натива получилось, так как удалось скрыть недостаток детализации в нативных 1080р, скрыть какие-то точки размеров в 1 пиксель которые можно видеть у сосен и уменьшить количество мыла от DLSS. Ну и даже при 50% резкости это все еще не так резко, как натив.

Control

Недавно я спросил в комментариях одного гражданина, в каких ему играх было сильно мыльно от DLSS в 1080р и он ответил, что в Киберпанк и Control.

Но в Киберпанке я не нашел мыла вообще в режиме DLSS "качество", а вот запустив Control я уже с момента запуска игры обмазал свои глаза мылом еще даже не включив DLSS.

Почему так мыльно и почему пряди волос такие пиксельные 
Почему так мыльно и почему пряди волос такие пиксельные 

Думал, что сейчас включу DLSS и получу картинку лучше натива так как оно исправит какое-то адовое сглаживание в этой игре, но получил вот это - Control натив vs DLSS Quality.

P.S. Тесты делал на Control Ultimate Edition, в нем DLSS 2.0+. Так что это не DLSS 1.0.

Что это за мыловарня? Представляю если люди покупающие RTX карту начинают свое знакомство с DLSS через эту игру. Они же потом DLSS будут ненавидеть и будут бояться его включать и писать везде, что DLSS это мыло.

Кстати сказать, Digital Foundry рассказывали как-то, как шикарно DLSS работает в 1080р в этой игре. Походу хорошо им тогда денег занесли. Потому что работает оно отвратительно в этой игре в 1080р.

Я даже подумал, что может скриншот неудачный сделал или может я FSR 1.0 включил (хотя его там нету) ? Сделал криншот и снова этот ужас:

Как вам такое качество? А теперь я вам напомню, что писали Digital Foundry про DLSS 2.0 в этой игре в 1080р:

Ultimately, DLSS 2.0 brings much better image quality to Control than it had previously, and there's no further hit to performance in doing so. The quality of the image reconstruction is so good, you'll have a hard time noticing whether it is on or off

-achieving consistent 1080p60 gaming with native resolution is impossible. It is no problem whatsoever for the game running upscaled from 540p via DLSS - and it looks pretty much the same in general play.

Google переводчик:
-В конечном счете, DLSS 2.0 обеспечивает гораздо лучшее качество изображения для Control, чем раньше, и при этом производительность не снижается. Качество реконструкции изображения настолько хорошее, что вам будет трудно заметить, включена она или выключена.

-добиться стабильного игрового процесса в 1080p 60 с родным разрешением невозможно. Это не проблема для игры, масштабируемой с 540p через DLSS, и в целом она выглядит почти так же.

Alex Battaglia, Digital Foundry
Вот вам 1080p c DLSS из 540р. По версии Digital Foundry эта картинка выглядит как натив и вы не найдете разницу.
Вот вам 1080p c DLSS из 540р. По версии Digital Foundry эта картинка выглядит как натив и вы не найдете разницу.

Но в Control проблема скорее всего не в DLSS, а в самой игре. Есть у меня предположение из-за некоторых визуальных багов в нативе, что даже если вы ставите себе 1080р разрешение без всякого DLSS, то игра на самом деле рендерится в низком разрешении.

А дальше используется какая-нибудь там форсированная темпоральная реконструкция до разрешения вашего монитора. Сделано это возможно для оптимизации, видимо без нее эту игру с трудом тянули даже топовые ПК 2019 года, а пастген консоли вообще загорались при попытке запуска этой игры в нативные 1080р.

Это натив. Но шлейфы такие же, как у FSR 2.0 которого в этой игре нету.
Это натив. Но шлейфы такие же, как у FSR 2.0 которого в этой игре нету.

Поэтому возможно, что изображение проходит двойную реконструкцию. Сначала движок игры реконструирует до указанного вами разрешения DLSS пресета, а потом полученные результат (720p для режима DLSS качество например) еще и DLSS реконструирует до 1080р. Вот и получается такое мыло и ужас похожий на работу FSR 1.0.

Потому что даже на 1440р мониторе эта игра мыло мыльное хоть с DLSS, хоть без DLSS. Спасает только 4К разрешение через DSR, включение DLSS с реконструкцией из 1440р до 4К. В таком случае эта игра выглядит так, как и должно 1440р выглядеть. А в нативные 1440р эта игра выглядит скорее как растянутые 1080р на 1440р мониторе.

Заключение

В общем и целом, в 1080р DLSS действительно добавляет немного мыла в НЕКОТОРЫХ играх, но добавляет его не так много как его добавляет FSR 1.0 в любом разрешении. Уж точно картинка с DLSS получается не уровня "неиграбельно и очень мыльно".

Но бывает и обратная ситуация. Deathloop в нативные 1080р это просто какой-то кошмар, а DLSS исправляет эту жесткую мыловарню и делает картинку четче и лучше натива.

В RDR2 тоже самое, в 1080р в нативе там есть несколько проблем:

1) ТАА сглаживание там мылит значительно, но без DLSS это лучший выбор так как другие варианты еще хуже

2) Без сглаживания игра резкая, вырежет вам глаза лесенками и замучает артефактами уровня FSR 2.0

3) FXAA самое худшее, что можно включить. С этим глаживанием все в мыле и какими-то абберациями.

4) MSAA - требует кучу ресурсов, при этом ничего толком не сглаживает в RDR2 в 1080р на низких значениях и лесенки вам все еще вырежут глаза. При MSAA 8x я получил на RTX 3070 в 1080р 25-30 фпс, настройки не все ультра. При этом, качество сглаживания все еще хромает и остается еще много лесенок.

А вот DLSS в режиме качества обеспечит вам в RDR2 самое лучшее сглаживание в 1080р и еще добавит немного FPS.

Игры, где есть мыло от DLSS

Я хоть и не люблю мыльную картинку, но DLSS в нормальных играх добавляет его так мало, что если бы у меня был выбор играть в 1080р40 в нативе на 60 Гц мониторе или же 1080р60фпс с DLSS, то я бы всегда выбирал бы DLSS ON. А на 144 Гц мониторе я всегда бы выбирал ФПС выше 60 с DLSS, чем ровные 60 в нативе.

А вообще, мне теперь стало понятно откуда растут ноги и мнение о том, что DLSS очень сильно мылит. Некоторые люди используют его в 1080р (иногда в кривых играх по типу Control), а потом пишут в комментариях, что DLSS это мыло ужасное и не уточняют при этом, что мыло было на их 1080р мониторе, а в 1440-2160р они DLSS не видели, но заведомо решили, что и там мыло.

Хотя в 1440р я могу играть даже в DLSS Performance и у меня не будет сильных претензий к качеству картинки, а вот играть с DLSS Performance в 1080р это уже мыло и визуальные баги с превращением картинки в кашу.

При этом, если включить DLSS Performance на 4К мониторе/телеке, то картинка с таким апскейлингом (из 1080р до 4К) будет в разы лучше, чем нативные 1440р на 1440р мониторе. Поэтому DLSS на 4К телевизорах или мониторах это вообще топ фича позволяющая играть в 4К60-120 без потери качества.

Опрос

Как вам DLSS в 1080р?
Пойдет 🍺
Мыло мыльное и неиграбельно 🤮
Лучше АМД карту куплю и буду без DLSS играть 🔴
Мне понравилось, буду брать карту Nvidia ради DLSS 💪
Я консольщик. Просто запускаю игры и играю 🧼
И зачем я только АМД карту взял, надо было Nvidia брать ☹
Пфф...какие еще 1080р? Играю в 1440р и на 1080р не вернусь ᕙ(⇀‸↼‶) ᕗ
Без 4К жизнь плоха ᕦ(ò_ó)ᕤ . Играю на 4К телевизоре/мониторе.
124124
178 комментариев

Зачем вообще реконструировать 1080p?
Даже если у тебя такое родное разрешение монитора — ставишь выше с помощью DSR или VSR и получаешь лучшую картинку чем прежде, и компенсируешь потерю производительности с помощью DLSS или FSR.

39
Ответить

Наверное из-за того, что суть у дср и длсс разная, не?

Например, я на ноутбучной 3060 не все игры могу выкручивать на ультры с лучами, или могу, но игра выдает около 30 кадров\сек. И это не ок. Тут и спасает Длсс, который достраивает картинку до 1080р с меньшего разрешения рендера - выдавая лишние кадры, которые именно что нужны в данной ситуации.

А дср, это рендеринг в большем разрешении, чем позволяет дисплей, и уже дальнейшая подгонка картинка под него, что дает эффект хороших сглаживаний и позволяет видеть больше деталей.

6
Ответить

Потому что у половину тут 1050 и 1060, а с ними приходится реконструировать из 720р, иначе трудно добится приемлемого фпс.

5
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ну ты тупа DLAA описал по сути. Странно, что его настолько мало в играх

Ответить

Почти всегда (когда это возможно) использую DSR в старых играх на своей 1060.
Офигенная вещь

1
Ответить

ну как бы dlss основан на реконструировании

Ответить