Музыкальный плейлист: «Яблоки на снегу», «Я люблю тебя, Дима» и прочая прилипчивая попса 90-х и нулевых

Вспоминаем песни Укупника, Хлебниковой и Черниковой, а также артистов, чьи имена мало кто помнит.

Идея составить плейлист из разной отечественной поп-музыки 90-х и нулевых возникла у меня примерно год назад. Мы с друзьями приехали с палатками к озеру, где уже обосновалась одна компания, у которой очень громко играла песня «Фантазёр».

Странным образом в последние годы эта композиция стала хитом и даже мемом. Хотя раньше про Ярослава Евдокимова не вспоминали чуть ли не десятилетиями.

Тогда я задумался: а кто ещё из подзабытых исполнителей мог бы снова ворваться в наши уши и души? Потом я забыл об этой идее, и вот на днях снова услышал «Фантазёра» и решил вернуться к воспоминаниям из детства.

Причём я специально постарался выбрать исполнителей и песни, которые сейчас не на слуху. Нет смысла говорить про какого-нибудь Меладзе, все его и так знают. А вот если расчехлить (мысленно) всяческие сборники, типа «Союз-19», можно накопать много интересного.

Музыкальный плейлист: «Яблоки на снегу», «Я люблю тебя, Дима» и прочая прилипчивая попса 90-х и нулевых

В финале вас ждёт плейлист со всеми перечисленными песнями плюс с более очевидными артистами, чтобы было под что танцевать на дискаче вокруг сумки.

Виктор Чайка — «Куда ж ты денешься»

Виктор Сигал многие годы создавал хиты для российских поп-звёзд. Например, он написал музыку к «Угонщице» Ирины Аллегровой, той самой, которой заканчивалась половина свадеб в девяностые.

А в середине девяностых композитор, уже под псевдонимом Виктор Чайка (да, он просто перевёл свою фамилию с английского) решил заняться и сольным творчеством. Хотя певец он не такой интересный, как композитор.

Мне больше всего запала бодрая «Куда ж ты денешься», припев которой напоминал непристойную поговорку.

Но ещё была «Мона Лиза», к которой сняли мрачный клип. Информация об этом видео в сети противоречива. Где-то пишут, что основную часть взяли из невышедшего эпизода сериала «Этот фантастический мир». В других источниках сказано, что это — просто постановочный клип, основанный на произведения Рэя Брэдбери.

Плюс к этому Чайка ещё пел песню «Мулатка-шоколадка», которую потом исполнял Валерий Леонтьев. И это совсем не та «Мулатка-шоколадка», которую позже пел Дима Билан, просто рефрен, видимо, напрашивается.

Александр Айвазов — «Лилии»

Моё первое воспоминание о Саше Айвазове (именно так его подписывали в клипах) — концертное видео с песней «Где ты». Он там бродил по сцене за руку с девушкой и очень грустным голосом пел, что одинок. А я всё не мог понять: он грустит по той, которая идёт рядом, или по какой-то другой? Никакой логики.

Ту запись я не нашёл, поэтому держите клип.

Но пел он прямо надрывно, а в конце ещё и тряс головой, поэтому песню я запомнил.

Уже позже мне попался один из главных хитов Айвазова — «Лилии». Весь смысл песни в совпадении имени девушки и названия цветка.

А я в пруду для Лилии, Лилии, Лилии

Сорвал три белых лилии,

Три лилии сорвал.

А я в окошко Лилии, Лилии, Лилии

Бросал под вечер лилии

Три лилии бросал.

Ух, за душу берёт.

Годом позже ещё вышла «Бабочка-луна». Но я что-то к ней равнодушен. Хотя сейчас вслушиваюсь в текст «И была бы солнца теплей, и была бы ярче огня королева ночей бабочка-луна» и нахожу там много неоднозначных намёков.

Александр Шевченко — «Будет всё, как ты захочешь»

Этого артиста для меня не существовало до недавнего времени. Я просто считал, что это — Игорь Саруханов. В девяностых они были похоже внешне, да и голоса легко перепутать.

Тем более, что у Шевченко всего одна известная песня. Зато запоминается моментально и не вылезает из головы неделями.

Ну а в основном Шевченко писал песни для других артистов: всё тех же Аллегровой и Овсиенко, Жасмин, Данко и прочих. А с конца девяностых занялся продюсированием.

Андрей Державин и песни про имена

С начала XXI века и до 2017 года Державин играл в группе «Машина времени» на клавишных инструментах и даже спел там пару неплохих песен (например, «Эти реки никуда не текут»).

Но слушатели постарше ещё помнят этого артиста по его сольному творчеству — лёгким эстрадным песням, в которых, почему-то, слишком часто звучали женские имена.

Три основных хита Андрея Державина и его группы «Сталкер»: «Катя-Катерина», «Не плачь, Алиса» и «Наташа». Трудно даже выделить, какая из них была популярней. Мне больше запомнилась последняя. Возможно, из-за недвусмысленного «Давайте выпьем» в припеве.

Ах, да. Ко всем этим Катям и Наташам ещё затесалась песня «Брат». Звучит так же, но уже про мужскую дружбу.

Алексей Глызин — «Ты не ангел»

Этого певца я в своей голове раньше часто путал с Юрием Лозой. Не знаю почему, вроде ничего общего. Но теперь Лоза, конечно, стоит особняком от всех остальных музыкантов (и вообще людей), поэтому поговорим о Глызине.

Он начинал в команде «Весёлые ребята» вместе с Александром Буйновым, а потом ушёл в сольное творчество и стал носить какие-то огромные пиджаки. Помнится, регулярно видел по телику какие-то грустные песни Глызина, под которые он столбом стоял у микрофона.

А на весёлых композициях певец даже пританцовывал. Лучше бы он этого не делал.

Ну а главный хит Глызина тех времён — песня «Ты не ангел». Какие там крутые клавишные. Меня почему-то до сих пор каждый раз цепляет.

Михаил Муромов — «Яблоки на снегу»

Главное, что нужно знать об этом артисте: как только вы поймёте, что в припеве песни «Странная женщина», он постоянно глотает букву «Т», расслышать это уже не сможете. И трагическое звучание будет потеряно навсегда.

Ну правда, слушайте.

Но главный хит Муромова — «Яблоки на снегу». Песня с максимально бессмысленным текстом. Причём чем дольше в него вдумываешься, тем глупее он кажется.

Яблоки на снегу — розовые на белом.

Что же нам с ними делать, с яблоками на снегу?

Яблоки на снегу в розовой нежной коже.

Ты им еще поможешь, я себе не могу.

Что?

Вадим Казаченко — «Больно мне, больно»

На одном из юбилейных концертов группы ДДТ (неожиданное вступление, понимаю) Юрий Шевчук бил себя по голове небольшим магнитофоном, из которого в это время звучала песня «Больно мне, больно».

Вероятно, для Шевчука композиция Вадима Казаченко была неким апофеозом отечественной попсы. И с ним трудно спорить.

Но всё же мало у кого из артистов такой же страдальческий голос, который буквально передаёт ту самую боль из припева.

Хотя в остальных известных композициях Казаченко такой вокал звучит уже слегка утомительно и не всегда в тему.

А ещё, если слушать их все подряд, легко не заметить переход от одной песни к другой, очень уж они все одинаковые.

Лицей — «Осень»

В начале девяностых на поп-сцене появилось трио девушек, которые под несложные гитарные аккорды пели лирические подростковые песни про любовь. Казалось бы, всё отлично, смущало лишь, что все трое играли на гитарах одно и то же.

Группу «Лицей» создал Алексей Макаревич — двоюродный брат Андрея Макаревича и бывший гитарист «Воскресения». А главной вокалисткой и единственной бессменной участницей коллектива стала его дочь Анастасия.

Именно поэтому на первых порах «Лицей» играл песню «Хороший парень» как раз из репертуара «Воскресения».

Вместе с Макаревич в группе сначала играли Лена Перова, которая позже ушла в «Амегу», и Изольда Ишханишвили. Последнюю потом сменила Анна Плетнёва — будущая вокалистка команды «Винтаж».

Ну а так сказать о творчестве «Лицея» особо и нечего. Главное, что песня «Осень, осень» очень запоминается.

Амега — «Ноги»

И сразу про следующую группу Перовой. Команду «Амега» создали продюсеры «Блестящих» Андрей Грозный и Андрей Шлыков. Пытались превратить её в нечто более рОковое, но всё-таки массово популярное.

Однако группа просуществовала всего пару лет, выпустила один альбом из двух частей, а потом Перова заявила, что ей не дают раскрыться и ушла. Основной вокалист Алексей Романоф тоже решил заняться новым творчеством и создал тот самый «Винтаж», в который потом уйдёт Плетнёва из «Лицея».

Хит у «Амеги» был всего один, зато какой. Помните вот это «Ноги, ноги, ноги»?

МФ-3 — «Делай БЭП»

Услышав в юности эту песню, я сначала подумал, что там поют «Делай бып». Как нажать на что-то — котику на нос нажимаешь и говоришь «бып». Оказалось, всё сложнее.

Эту группу создал чилиец Кристиан Рэй при поддержке упомянутых выше Грозного и Шлыкова — на тот момент ещё ресторанных музыкантов, а не крутых продюсеров. Они вроде как хотели придумать новый стиль — тот самый «бэп», то есть сочетание брейка и рэпа. Получилось забавно, но недолговечно.

Группа, которую назвали «МФ-3», выпустила два альбома с парой-тройкой хитов. В википедии ещё пишут, что песня «Наше поколение» стала буквально гимном молодёжи 90-х. Вот только сама молодёжь, возможно, об этом не знает.

Ну а потом участники традиционно разругались. Кристиан Рэй ушёл в сольное творчество, а позже и вовсе переехал в США и занялся бизнесом и благотворительностью.

Аркадий Укупник — «Штирлиц» и «Паспорт»

А вот кого точно можно назвать одним из символов девяностых, так это Укупника. Как и некоторые другие герои этого списка, он работал композитором. А потом завил волосы и начал петь сам. Причём сделал ставку на забавные мемасные тексты.

«Штирлиц» и «Петруха» так и вовсе основаны на анекдотах про соответствующих киноперсонажей. А в клипе на первую танцевали девушки в БДСМ-костюмах вместе с Гитлером (ах, свободные времена).

Но, наверное, главный хит Укупника — песня с припевом «Я на тебе никогда не женюсь».

Что уж тут добавить. Просто гимн нездоровых отношений.

Александр Буйнов — «Капитан Каталкин»

Когда упоминают этого исполнителя, у меня в голове (как и у многих) сразу всплывает песня «Пустой бамбук». Но если заглянуть в более раннее творчество Буйнова, там можно найти немало забавного безумия. Например, песню «Я по полю».

Мне из юности больше запомнился «Капитан Каталкин». Эта песня появилась на фоне популярности сериала «Спрут» про комиссара Катани. Вероятно, авторы решили придумать отечественный аналог.

А ещё Буйнов исполнил настоящий гимн ресторанных драк — песню «Пацаны». Особенно мне нравится строчка «В соусе кримпленовые платья, в клюкве гости из заморских стран».

Лариса Черникова — «Влюблённый самолёт»

В то время, как меня и моих тёзок доставали песней Алёны Апиной (а ещё песней группы «Руки вверх» и песней Жени Белоусова), всем Дмитриям надоедали строчками «Я люблю тебя, Дима». Остальные слова песни лучше не разбирать — там какая-то бессмыслица.

У меня главные воспоминания об этой песне — клип, в котором снялись участники «Маски-шоу». Кстати, в девяностых часто на лирическую или танцевальную композицию снимали какое-то комедийное видео. Иногда возникало ощущение, что идеи клипов вообще брали без привязки к теме песни.

Но вернёмся к Черниковой. Хотя что тут возвращаться, у неё было всего две популярных песни, а потом певица пропала с радаров.

Светлана Рерих — «Ладошки»

В клипе на эту песню можно заметить сразу несколько известных на сегодняшний день артистов. Например, Максима Аверина, Леонида Бараца из «Квартета И» и Сергея Гинзбурга. Барац, кстати, рассказывал, что заработал на съёмках аж 50 долларов.

Ещё я почерпнул из интернета информацию, что сама Светлана Рерих не любила попсовые песни, и всё хотела исполнять что-то более осмысленное. Но так уж сложилось, что все её помнят по «Ладошкам» и «Дай мне музыку».

Хотя мне, кстати, в строчках «Две ладошки — нежные кошки» представлялись «кошки», которыми цепляются за стену шпионы.

Катя Лель — «Муси-Пуси» и «Джага-джага»

До того, как Мишел Тело спел «Бара-бара-бара бере-бере-бере» и «Носа-носа», а Шакира исполнила «Вака Вака» и «Лока Лока», в России была Катя Лель со своими шедеврами.

Пожалуй, в этих песнях сконцентрировалась вся суть стереотипной попсы. Автор Максим Фадеев просто перестал пытаться использовать настоящие слова — смысл и так понятен.

Хотя потом знающие английский шутники вспомнили, что moose означает «лось», а pussy… ну, вы знаете.

А у меня главная ассоциация с творчеством Кати Лель — вот эта сцена из КВН.

Марина Хлебникова — «Чашка кофию»

«Выпьешь чашку кофиЯ и не видишь ни…» — шутила сама Хлебникова в какой-то передаче Дмитрия Нагиева. Вообще, самый интересный факт об этой артистке: она когда-то пела в группе «Х… забей» (ищите под псевдонимом Марья Искусница).

Ну а потом Хлебникова ворвалась во всяческие чарты с настолько же запоминающейся, насколько неграмотной песней. Причём проблема текста не только в «кофии», там ещё и слово «ерунда» звучало как «е-ерлдой». Вроде по смыслу понятно, а на слух каждый раз что-то новое.

Собственно, это единственная весёлая композиция Хлебниковой. Потом была ещё «Солнышко моё, вставай», но уже только как бледное отражение былой славы.

Унесённые ветром — «Какао»

До того, как я взялся собирать свои воспоминания в плейлист, думал, что эту песню исполняла та же Хлебникова. Но, возможно, у меня в голове просто спутались кофе и какао (сам-то я чай люблю).

А ещё над обоими треками работал один и тот же композитор и аранжировщик — Дмитрий Чижов из «Миража».

Но если совсем строго, «Какао» — просто кавер на старую композицию певицы Мины Lo Faresti Cacao Cacao. Русская версия получилась не такой изящной, но более танцевальной.

Хочу — «Раки»

Это не песня, это буквально трагическая история, близкая по атмосфере к Where the Wild Roses Grow Ника Кейва и Кайли Миноуг. Текст рассказывает о тонущей девушке, которая просит прохожего о помощи. А он ничего не понимает и зовёт её пить пиво с раками. В итоге девушка умирает, лежит на дне и ждёт водолаза.

Хотя, если включить клип, там вообще всё по-другому. Герой вроде как утопил девушку в ванне. А она потом пришла на суд в нижнем белье.

Где логика? Да какая разница, главное, что припев песни западает с первого прослушивания на пару недель.

Ирина Салтыкова и всякие глаза

Салтыкову помнят все — она играла возлюбленную Данилы Багрова в «Брате 2». А вот её песни в памяти далеко не у всех. Разве что клипы.

Бывшая жена Виктора Салтыкова (который пел «Кони в яблоках») начала сольную карьеру в девяностых. Тогда же её слава и закончилась. Два главных её хита: «Серые глаза» и «Голубые глазки».

Обе песни с сексуальным подтекстом, в обоих клипах полураздетая певица, а также всякие танцоры и статисты совершают какие-то непристойные действия (например, облизывают гигантский чупа-чупс или угощают коктейлем из стакана, засунутого в штаны).

Что тут ещё добавить… А, вот:

Музыкальный плейлист: «Яблоки на снегу», «Я люблю тебя, Дима» и прочая прилипчивая попса 90-х и нулевых

Рок-острова — «Ничего не говори»

Совсем недавно я наткнулся на пост, в котором автор утверждал, что прослушивание этой песни много раз подряд увеличивает концентрацию внимания. Мне не помогло. Хотя, возможно, кто-то из давно забытой группы так тайком напоминал о своём творчестве?

Но композиция и правда очень залипательная: спокойный куплет переходит в очень сильный и запоминающийся припев. Всё портит только бесконечно повторяющийся ход на клавишных.

А мне больше всего запомнилось кресло-качалка в клипе. С детства мечтаю о таком, да всё поставить некуда.

Эту подборку я составлял почти хаотично, поэтому здесь есть и действительно неплохие композиции, и просто навязчивый трэш, который не выкинуть из головы.

В общий плейлист я добавил и более очевидных исполнителей, которых помнят до сих пор, пусть будут, мне не жалко.

А вы можете добавить в комментариях другой памятной попсы из девяностых и начала нулевых. Если мне что-то приглянётся, добавлю в общий лист.

Сообщество развивается при поддержке «Яндекс.Музыки»

117117
94 комментария

Ехали!

19
Ответить

В плейлист добавил, ага )

Ответить

Комментарий недоступен

15
Ответить

Тогда mtv были популярно, сейчас думаю мало кто смотрит муз.каналы

2
Ответить

Классика: https://www.youtube.com/watch?v=TIFCr5OJ0z4 Дюна - Страна Лимония

13
Ответить

Помню васю и коммунальную по тв

2
Ответить

Ну если вспоминать прямо прилипчивое, то Оскар, разумеется.

10
Ответить