Простой герой для сложных времён: почему «Топ Ган» стал оглушительным успехом и как он может изменить индустрию

Простой герой для сложных времён: почему «Топ Ган» стал оглушительным успехом и как он может изменить индустрию

На момент написания этого текста «Топ Ган: Мэверик» собрал в мировом прокате 1,191 миллиарда долларов, и почти половина этой суммы пришлась на США — у себя на родине блокбастер Paramount уже обошёл «Титаник». Надо ли говорить, что это самый кассовый фильм в более чем сорокалетней карьере Тома Круза?

Такого успеха до премьеры не ожидал никто. Чтобы сиквел фильма про лётчиков, вышедшего в 1986 году, обошёл «Бэтмена», «Доктора Стрэнджа 2» и другие громкие релизы последних месяцев? Немыслимо!

Дело в том, что «Мэверик» не просто продолжает историю картины восьмидесятых — он и сам как будто снят в восьмидесятые. Это предельно старомодное кино, где белые мужчины красиво геройствуют, а ключевой женский персонаж занимается только тем, что картинно ждёт, когда же протагонист вернётся домой с победой. И в этом во всём не чувствуется сексизм — скорее, тоска по былым временам. Да и расовое разнообразие в фильме есть, но никогда не становится самоцелью.

Простой герой для сложных времён: почему «Топ Ган» стал оглушительным успехом и как он может изменить индустрию

Недавно стало известно, что перезапуск «Джека Ричера» собрал в онлайн-кинотеатре Amazon рекордную аудиторию — больше, чем «Пацаны» и другие хиты сервиса. Хотя это, на первый взгляд, простенький низкобюджетный детективный сериал про безупречного накачанного мужика, который раздаёт люлей плохим парням.

И я на сто процентов уверен, что «Ричер» и «Топ Ган» — это начало большого тренда, который отражает события в мире. В сложные времена людям всё меньше хочется смотреть на антигероев и всё больше — на простых парней (ну и девушек), которые уничтожают зло и уезжают в закат под слащавую песню. И тут «Топ Ган» оказался в нужное время и в нужном месте.

Но дело не только в сюжете. «Мэверик» идёт против голливудских трендов последних лет и делает ставку в первую очередь на звезду в главной роли, а не на франшизу. Это не в меньшей мере фильм Тома Круза, чем фильм Джозефа Косински. И речь не только об уникальном статусе актёра, но и его преданности проекту. В этот раз Круз не только выполнил все трюки сам, но создал лётную школу для остальных актёров — нет, истребителями они, конечно, управляли не сами, но зато научились выглядеть в кадре убедительно.

Что интересно, Джозеф Косински, большой эксперт по компьютерной графике, в этот раз пытался использовать её как можно реже — большинство сцен «Топ Гана» снято в настоящих самолётах, находившихся в воздухе, а звёзды испытывали в кадре реальные перегрузки. И на фоне засилья блокбастеров с обилием графики это выглядит настолько освежающе, что от экрана невозможно оторваться ни на секунду.

Настоящий Том Круз. В настоящем истребителе. Взлетает с настоящего авианосца. И всё это снято на IMAX-камеры. Вау! Даром, что самолётом управляет пилот, спрятавшийся за кадром.

Во время просмотра «Мэверика» впервые со времён «Миссия невыполнима: Последствия» и «Безумного Макса» вспоминаешь о том, что такое настоящий голливудский блокбастер — фильм, который раздвигает границы возможностей кино и без ухищрений переносит зрителя туда, куда он никогда не смог бы попасть.

Тут надо бы признать, что второй «Топ Ган» написан далеко не идеально, а персонажи в нём в основном плоские, но финальная небесная баталия выглядит на экране настолько реалистично, что ты забываешь дышать от напряжения — эффект присутствия запредельный, и никакая графика не сможет это передать.

Авторы фильма настолько хотели сделать его простым и, кхм, первородным летним блокбастером, что практически полностью вымарали из сюжета всю политику. За два часа экранного времени никто ни разу не говорит о том, с кем команда Тома Круза сражается — с таким же успехом это могли бы быть приспешники Дарта Вейдера.

Само собой, фильм уже успели раскритиковать за «романтизацию американского милитаризма», и в этом, безусловно, есть доля правды, но поверить в то, что Косински и Круз руководствовались исключительно такими мотивами, сложно. Тем более, что в центре сюжета всё-таки не стремление к войне, а, наоборот, желание Мэверика вытащить молодого пилота из этой мясорубки.

Простой герой для сложных времён: почему «Топ Ган» стал оглушительным успехом и как он может изменить индустрию

«Топ Ган» снят так, чтобы на два часа перенести зрителя в куда более простые и понятные времена — создать чувство праздника, обойдясь без полутонов, отсылок и намёков. И зрители это явно оценили: впервые с начала пандемии в кинотеатры вернулась возрастная аудитория — до этого студии могли полагаться только на молодых мужчин, любящих кинокомиксы.

Есть ощущение, что в ближайшие годы нас ждёт бум фильмов и сериалов в духе «Топ Гана». В конце концов, голливудские продюсеры говорят на языке денег, и очередной проект Тома Круза самым убедительным для них образом доказал, что такое кино сейчас востребовано как никогда.

340340
98 комментариев

Вадим! Отличный текст!
Так держать! Продолжай в том же духе!

70
Ответить

ждал этот обзор от Вадима.

74
Ответить

обойдясь без полутонов, отсылок и намёковВ смысле? Мы старый только ради этого и смотрим.

75
Ответить

первый и неповторимый гачи фильм😍

28
Ответить

Комментарий недоступен

57
Ответить

смотря где
несколько дней назад впервые посмотрел Рокки и было прям физически некомфортно смотреть, как ГГ добивается девушку, которой некомфортно, она сопротивляется и пытается уйти

15
Ответить

Поведение Маверика в первом фильме, когда он бесцеремонно врывается в женский туалет в след за Шарлоттой после того, как она его отшила за стойкой - это явное проявление харассмента, пусть и художественно качественно обставленное без серьезного дискомфорта для женского персонажа.

1
Ответить