Отель "У погибшего сатаниста"

В этом году мы не получили ежегодную порцию Resident Evil. Village давно пройден, ремейк четвёртой части выйдет только в 2023-м, и как будто бы нет ничего похожего в этом сезоне. Рассказываем про инди-хоррор, который запросто можно было пропустить, но мы считаем, что обратить внимание на него стоит.

Молодой журналист Роберто Лейте Лопес получает наводку от таинственной барышни по имени Стефани. Дескать, в городке Трези-Трилиас происходит нечто странное: люди пропадают без следа и наблюдается всякая паранормальная ерунда. Жадный до сенсации молодой человек, начинающий карьеру журналист, прибывает в этот самый городок, заселяется в местную гостиницу с труднопроизносимым названием и начинает расследование.

Неделя поисков не даёт ничего, да и Стефани не выходит на связь, посему Роберто решает свалить, но поздно. В ванной его номера открывается странный портал/червоточина, журналист теряет сознание, а, придя в себя, обнаруживает, что отель изменился до неузнаваемости. Повсюду разруха, пожары, прорванные трубы, гигеровские куски плоти на стенах и прочее лихо. Герой начинает искать выход из этой ситуации и тут-то и начнется, собственно, игра Fobia - St. Dinfna Hotel.

Отель "У погибшего сатаниста"

Каждую неделю в стиме выходит с десяток инди-хорроров с подобными дурацкими названиями. Какой-нибудь Terror: The Black Amateur Cock of Abandoned Hospital in Bryansk, где нужно несколько часов прятаться под столами от кривой кракозябры в темнотище.

Здесь ситуация иная. Бразильцы из Pulsatrix Studios четыре года старательно делали свой дебют, вдохновляясь не инди-страшилками, а крупными жанровыми игроками.

Отель "У погибшего сатаниста"

Главный референс здесь — это конечно Resident Evil. Представьте себе бюджетный RE7, с видом от первого лица, инвентарем, в который в нужный момент не поместится что-нибудь важное или ценное, с неловкой стрельбой и структурой метроидвании. Представьте и сильно сместите акцент со стрельбы на паззлы. Довольно злоебучие паззлы. Особенно запомнился необязательный (да, сайды там тоже есть) многоэтапный паззл, включающий поиск трёх предметов, шахматную головоломку и игру в слова, за который в награду дают короткую записку и ачивку. Грубое представление о Fobia вы уже имеете.

Но если форма похожа на Resident Evil, то атмосфера, сюжет и сеттинг — это довольно ядрёный коктейль из Call of Cthulhu, Silent Hill, Fatal Frame и F.E.A.R. Здесь есть и призрак маленькой девочки в противогазе, таинственный древний артефакт и сектанты. От Silent Hill здесь и место действия очень характерное для, и один эпизод в духе P.T. работающий с постоянно меняющейся реальностью в рамках одной декорации.

Отель "У погибшего сатаниста"

Fatal Frame игра напоминает наличием у главного героя фотоаппарата. Только здесь он используется не для борьбы с призраками. Взглянув на мир через объектив, можно заглянуть в другую реальность (в параллельный мир? в прошлое? в будущее? в другую временную ветку?), в другие декорации того же самого помещения, причем с этими декорациями можно взаимодействовать. Грубо говоря: в главной реальности проход завален мебелью, а в параллельной можно пройти. Подносишь к лицу фотоаппарат, проходишь в проём, убираешь — вуаля. Герой с другой стороны завала. Также в другом мире можно пособирать лут или поискать подсказки к пазлам, вроде кодов для сейфов и прочей лабуды.

Надо сказать что такое обилие референсов не превращает игру в винегрет, каким-то чудом бразильцам удаётся сохранить своё лицо и свою интонацию. Чужие находки они разбавляют своим подходом. Простой пример: там где RE толкнул бы в лицо игроку какую-нибудь рычащую и брызжущую слюнями нечисть, Fobia где-нибудь в зоне периферического зрения покажет зловещую тёмную фигуру, которая исчезнет, стоит повернуться к ней. Причём, местные элементы хоррора легко можно пропустить. Едва заметная тень, расплывчатое что-то за окном в темноте. Но если глаз зацепится — становится максимально дискомфортно и жутко.
Это не значит, что первое — плохо, а второе — хорошо. Просто при структурном сходстве это разные игры с разными творческими задачами.

Отель "У погибшего сатаниста"

Но, конечно, есть у ребят и так себе решения.

Первое бросающееся в глаза — ящики, дверцы и полочки. Людям с ОКР эта игра категорически противопоказана. В одной комнате здесь может быть несколько десятков ящиков, каждый из которых можно открыть и в 99% из них ничего нет. Зачем это нужно было делать — непонятно. Какое-то бесстыдно огромное количество времени тратится впустую.

Второе — визуально игра периодически даёт сбой. Если декорации выглядят ещё прилично, то местных бедно анимированных уродцев-монстров хочется скорее пожалеть и обнять, чем расстрелять. Да, боссов это тоже касается.

Третье — стрельба. Криво, косо — всё как мы любим.

Отель "У погибшего сатаниста"

Ну и главная проблема — игра не очень хочет вести игрока по себе. То есть, мы постепенно исследуем отель имени святой Динфны (язык сломаешь). В отеле восемь этажей. По старой доброй резидентовской традиции, большую часть кнопок лифта какая-то падла вырвала с мясом, поэтому нужно их сначала найти. И если поначалу вопросов с тем, куда идти и что делать почти не возникает, то чем больше этажей ты открываешь, чем больше закрытых на ключ или цепь дверей оставляешь за собой, тем сложнее ориентироваться в игре. Вооружаемся блокнотами, чтобы делать пометки и не заплутать.

В Fobia начисто отсутствуют такие вещи, как: квестовые маячки, карта или даже экран задач героя. Есть дневник на отдельной кнопке, но он нужен для систематизации лора, нежели для того, чтобы понять что, черт возьми, сейчас надо сделать. Да, это всё способствует погружению и заставляет больше концертироваться на поступающей тебе информации. Но если сделать паузу в пару дней — в игру очень тяжело возвращаться. Что я там искал, куда я шёл, что за ключ у меня в кармане, на каком ебучем этаже эта дверь — и прочие неудобные вопросы будут раздражать игрока.

Отель "У погибшего сатаниста"

Но, всё-таки, в игре есть шарм. Атмосфера хороша, загадки разнообразные и интересные, есть много родных и знакомых элементов из игр старшего эшелона вперемешку со свежими идеями, да и визуально она сделана достаточно бодро (кроме вышеперечисленных недостатков). Fobia - St. Dinfna Hotel не суперхит, она не для всех. Более того, она вполне для конкретных людей, которые любят вполне конкретные штуки в играх. Но в своём жанре, тем более для дебюта, она весьма хороша и заслуживает внимания.

P.S. Здесь не надо прятаться в каждой тумбочке спасаясь от очередной полумёртвой нехристи, как нам предлагает подобающее большинство инди-хорроров. А это, согласитесь, уже большой плюс.

Отель "У погибшего сатаниста"
88
4 комментария

Ебанутый…