Норадреналиновый насос. Как игры и маркетинг включают сознание

Ресурс-то об играх и культурном наследии. Вот только само понятие «игра», куда шире, и не ограничивается конкретным сеттингом. А вот механика этого процесса одна – наши нейрогормоны, и особенности их всплесков. Как этим управлять, и нужно ли вообще управлять этим, разберемся в материале.

Норадреналиновый насос. Как игры и маркетинг включают сознание

Дофаминовое море. Первый шаг включения Эго

Если гуглить определения «Эго», то выбор окажется невероятно широким. От цитат Ошо, до толстенных работ дедушки Фре[о]йда. В статьях я прибегаю к трактовке Эго, как той части Я, которая утверждает свой диктат. Я достигаю, я захватываю, я владею – все это характеристики Эго. Я владелец этого тела, я решаю, что делать, я хочу контролировать определенные процессы. На эти желания и направлен посыл со стороны гейм-дизайнеров и ведущих маркетологов.

Больше про особенности нашего сознания, работу мозга и поиск продуктивности вы можете узнать из Телеграмм канала.

Как работает эксплуатация дофамина в играх и маркетинге

Норадреналиновый насос. Как игры и маркетинг включают сознание

Дофамин подкрепляет сформировавшиеся привычки, ведь помпы дофамина дают обещание скорой награды. То есть, окружающие события говорят тебе, что скоро произойдет что-то приятное. Говорить они могут разными языками:

  • Демонстрируя цель прямо перед вами. Тот самый меч из мифрила, надетый на босса. Или смартфон, в руке преуспевающего менеджера. При этом целью становится не сам объект вожделений, а аура того, кто им владеет. Эго не хочет смартфон ради смартфона. Эго хочет смартфон, чтобы с его помощью обрести больше власти.
  • Создавая условия, обещающие награду. И здесь мощным фактором становится освещение и музыка. В играх и фильмах это всегда чувствуется. Особенно ярко переживается, когда режиссер умело использует этот инструмент. И тогда внимание прикипает к экрану, но происходит это за счет иного механизма. К нему мы еще вернемся, просто запомните этот момент.
  • Создавая чувство незавершенности, при достижении награды. Нашли меч? Прекрасно, но в нем нет кристалла силы. Взяли новый айфон? Но как же часы к нему, а еще и макбук? Да и реклама лучше запоминается та, где озвучивание известного бренда или слогана прервано на середине: «Макдональдс, я это лю…» .

Что касается социальных сетей и настольных игр. Наиболее излюбленный пример, так как в этом случае, награда создается исключительно у нас в голове. Листая ленту мы ожидаем, что сейчас откроется новая информация, важная для нас. А на деле исповедуем заповеди цифрового датаизма, отдавая системам анализа наши персональные данные, в обмен на подкрепление чувства быстрой награды.

Что мы получаем при избытке дофамина?

Избыток дофамина подкрепляет паттерны нашего поведения. Фактически, мы верим в то, что осуществляемая деятельность приведет к чувству удовлетворения. Конечно, этот процесс подвержен влиянию и других факторов. Тот же окситоцин стимулирует чувство терпения.

Избыток дофамина помогает нам:

  • Сохранять движение. Вообще этот нейрогормон является залогом защиты от Паркинсона. Поэтому и лекарство от болезни называется: леводопа, эльдопа, леводопамин, L-дофамин. А все потому, что препарат – это тот самый компонент, из которого мозг сам синтезирует дофамин. А буква «L» буквально означает «предшественник».
  • Немного «выходить за рамки». Рекомендую обратить внимание на лекции Роберта Сапольски. Ученый рассказывает о природе шизофрении, расстройства, которое отличается избытком дофамина в мозге. Раз шизофрения – болезнь наследственная, то чем-то она выгодна эволюции? И здесь автор приводит в пример шаманов, чья роль значима для племени. А род занятий предусматривает некую «оторванность» от реального мира. Впрочем, сегодня такое поведение характерно гениям цифрового мира. И согласованность в этой работе определяется законами, которые создают киберпсихология и общество.
  • Сохранять мотивацию. Определенный баланс в уровне дофамина будет сохранять состояние потока, позволяя преследовать цель без потери концентрации.

Сам дофамин, как и любой другой нейрогормон – неоднозначен. Его дефицит приводит к Паркинсону и депрессии, избыток – к Шизофрении. А колебания между пиковыми показателями – это уже биполярное расстройство.

Но в плане продуктивности и роста эффективности, у дофамина есть один приятный бонус.

Выброс норадреналина и концентрация на цели

Любопытная особенность мозга в том, что все вещества легко распадаются на составные компоненты или трансформируются в другие, с прямо противоположным эффектом. Та же глутаминовая кислота, которая отвечает за возбуждение деятельности отделов мозга, служит фундаментом для синтеза ГАМК – главного «уравнителя» активности ЦНС. Неудивительно, что и дофамин не остается плавать сам по себе. Его избыток трансформируется в мозге в норадреналин.

Используя потенциал норадреналина

Норадреналиновый насос. Как игры и маркетинг включают сознание

Трансформация норадреналина из дофамина – не единственный способ синтеза норадреналина. Но его особенность в том, что в играх, фильмах, музыке и рекламе – этот процесс выходит на первый план.

Помните, выше говорилось про момент залипания на экране? Когда весь мир словно отваливается, а вы буквально поглощены тем, что происходит в игре или презентации нового гаджета? Это то, что изучает киберпсихология. В этот момент избыток дофамина и трансформируется в норадреналин.

Иногда, конечно, этот процесс имеет и обратный эффект. Когда при приближении угрозы, человек замирает как вкопанный. Рецепторы кричат о том, что вот-вот что-то произойдет, дофамин подскакивает, а с ним растет и уровень кортизола. Когда на тебя несется автомобиль – это проблема. Но когда ты сидишь в засаде, готовясь прыгнуть на мамонта, или кэмперишь противника – то норадреналин идет на пользу.

В заложниках нейргормонов?

Стокгольмский синдром – это когда заложник влюбляется в захватчика, или всячески ему симпатизирует. То же самое и с дофаминово-серотониновыми качелями. Людям нравятся компьютерные игры, при этом большинство готово признать такое времяпровождение потерей времени. Однако:

  • Понимая принципы работы мозга, можно использовать эти качели, чтобы геймифицировать серые будни жизни или упростить путь к саморазвитию. Опять же, понимание работы этих принципов может способствовать прокачке скиллов в процессе игр.
  • Игры – точно такое же произведение искусства/культуры как фильмы и книги. Жалеть о потраченном времени не стоит, от слова совсем. Ведь вы получали приятные ощущения в процессе. Это равносильно тому, что сожалеть о поездке на море, или полете в самолете. Идеи датаизма ставят знак равенства между удовольствием от компьютерных игр, и удовольствием от поездки заграницу. Так зачем платить больше?
  • Зависимы ли мы от баланса нейрогормонов в мозге? Ровно настолько, насколько зависим от кислорода, воды и еды. Это часть нашего двигателя, которая создает «работу». Этой «работой» и является Эго. Соответственно, состояние Эго зависит от этого баланса. Но это совершенно нормально в нашем мире.

Отслеживать такие процессы достаточно любопытно. но это может напрочь убить тягу к играм. Это как со сном. Ты можешь лежать, терзаемый мыслями что вот-вот провалишься неизвестно куда… И из-за этого не можешь уснуть.

А в игру, едва она начинает тебя захватывать, как ты понимаешь, что просто включается некий алгоритм, который раскачивает твои нейрогормональные качели. И интерес гаснет, как пламя свечи под сильным ветром.

Что с этим делать?

Это уже решать вам. Можно закрыть на это глаза, и просто продолжить получать удовольствие от жизни. Можно начать отслеживать эти процессы, указывая самому себе на то, что происходит. Тем самым сохраняя некую «трезвость разума». А можно начать самому создавать игры, в первую очередь для облегчения жизни. Там где можно – ставить интересные задачи. А где скучно – максимально автоматизировать алгоритмы поведения, или даже допустить смерть Эго.

Больше об особенностях поведения, специфику работы мозга и алгоритмы мышления – читайте в Телеграм канале. Подписывайтесь, чтобы первыми получать свежие материалы.

Холодного разума, взаимных отношений с близкими и будьте психически здоровыми!

2222
20 комментариев

Достаточно утрировано, но ТС прав. Можно было бы привести пример с пачкой чипсов. Не можешь остановиться, пока чипсы не закончатся

2
Ответить

Эээээ, там еще серотонин подхватываешь. Вообще рассуждения о том, как что-то одно вызывает что-то другое капец какие относительные. Польза может быть в том, что в сомнениях начинаешь сам прислушиваться к себе и находить то, что работает для тебя

1
Ответить

Как и каждый наш вздох, чувак. Как и каждый наш вздох

Ответить

Или пока тебя не начнет тошнить, так что здесь тоже не все так однозначно

Ответить

но ты не можешь сделать так, чтобы их снова стало больше в пачке, не покупая новую. Хотя... в этой софистике можно копаться веками)

Ответить

Помню как в универе на философии читал Бодрийяра вместо конспектирования чего-то там об Аристотеле. Вот сейчас прям флешбеки ловлю

Ответить

Постмодернизм? Уже тошнит от него. Настоящее счастье может быть таким же кристально чистым и свежим вне зависимости от первоисточника. Пока постмодернизм извращает натуру человека, я буду смотреть на закат и пить чай. И это прекрасно

1
Ответить