Что объединяет «Mr. Morale & The Big Steppers» и «Красота и Уродство»

Выпускает как-то Кендрик Ламар альбом «Mr. Morale & The Big Steppers», а Оксимирон ему на это пишет в директ:

— Дураки мы с тобой, Кенни

— Дураки, Мироша, еще какие…

Это вторая часть текста про альбом Ламара, точнее, про содержательную часть оного. В попытках найти правильную форму для ее осмысления, я пришел к тому, что этот альбом можно и даже нужно (как бы это поверхностно не было) сопоставить с мироновским и попытаться через сравнение раскрыть все главные стороны. Это правда банально, это первое что приходит на ум, когда вчитываешься в текста, но я должен написать это: главная линия альбома идеально рифмуется с оксимироновской. Сначала было «Если есть уже gkmc, нахуя мне «Горгород» в плеере?», а теперь, спустя долгих 5 лет, есть «Красота и Уродство» и есть «Mr. Morale & The Big Steppers».

Что объединяет «Mr. Morale & The Big Steppers» и «Красота и Уродство»

В каком-то смысле эта параллель очень забавна. Я не вспомню ситуаций, когда два настолько значимых персонажа для индустрии пережили бы один и тот же период своей карьеры и с разницей в полгода одинаково его отрефлексировали. Альбомы после длительного затишья, альбомы, от которых много ждали во всех смыслах, альбомы, которые о многом должны были сказать. Сказать что-то важное и большое, сказать то, чего другие не могут или не хотят. В каком-то смысле это затишье у обоих происходит после magnum opus’ов и обоим требовалась перезагрузка, какой-то новый взгляд. Взрослый и трезвый взгляд, продиктованный переоценкой ценностей, творческим кризисом, ментальными проблемами. И оба пришли с простой и понятной мыслью об отказе от «короны»; оба попытались поговорить максимально интроспективно, углубиться в свои личные кошмары, а другим сказать простое: «забей, я ж не терапевт», вместо того, чтобы «проповедовать». Ведь именно миссионерства от них ждали все. Ламар и Оксимирон подошли к поворотному моменту, когда груз ответственности на плечах заставляет горбиться до предела и видеть только то, что находится под ногами. И в этот самый момент они оба осознали, что либо сейчас освободятся от этого титанического груза, либо он раздавит их. И выбрали себя.

И если Яныч решил избрать для этого форму сумасбродства, панцирь самоиронии, попытку «полюбить свою ебанцу» и поэкспериментировать с музыкой, то Кендрик пошел путем полного отказа от рэпа как инструмента грува ради концентрации на эмоциях, мыслях, внутреннем содержании. «Красота и Уродство» вобрало в себя много проходного, сырого и неказистого, но живого и дышащего, а «Mr. Morale & The Big Steppers» стал играть от обратного — и взял своей цельностью и спокойствием.

Музыка и в одном и в другом случае становится объектом споров, поскольку оба альбома не пытаются играть на этом поле от слова совсем, а заостряют свое внимание на другом. Но если у Кенни все-таки вырисовывается какой-никакой скелет (обилие клавишных, минимализм, спокойствие) , то Окси просто насыщает пластинку битами разной степени крутости. Оба, кстати, юзают одновременно и трэп-инструменталы, и прыгают на бум-бэп-биты, оба берут на вооружение танцевальные ритмы, оба ставят на лирические мотивы, задумчивое настроение.

Что объединяет «Mr. Morale & The Big Steppers» и «Красота и Уродство»

А теперь что касается разнообразия тематического наполнения альбомов. Я прямо-таки ахуел когда понял, насколько они вторят друг другу, насколько сходится их мироощущение и даже выводы! смотрите!

И Мирон и Кендрик в первую очередь фокусируются на себе: лейтмотивом обеих пластинок становится попытка низвержения маскулинности через личное к общему. Оксимирон рассказывает о гиперопеке, побеге от нее на улицу и связанной с ней травмой, а Ламар — о бесконечной отцовской жесткости, которая должна была закалить маленького комптонского мальчика, а в итоге принесла ему только страдания, нежелание показывать и осмыслять свою боль, боязнь быть хрупким и слабым, закрытым для мягкости других людей. Проработка своих травм с психологом также становится общей нитью пластинок: Ламар говорит об этом в контексте «отцовского» мира, внутри которого поход к терапевту — то самое проявление слабости. Мирон чувствует то же самое, только в инверсии. Оба пытаются объяснить картину мира через призму психологии. У Кенни «инициация, отцы, отцы, отцы, отцы, отца» была слишком гиперболизированной и нездоровой, а «инициация, отцы, отцы, отцы, отцы, отца» Окса и вовсе была проебана. Вот и встретились у психотерапевта.

Две эти смежные темы — ядро обеих пластинок музыкантов, из которых тянется одинаковый вывод о принятии себя, о выборе себя для себя, вместо себя для фанатов, медиа, коммьюнити. Но оба не заканчивают на этом, а постоянно уходят в сторону, дабы поговорить о мире вокруг, который оказывается еще безумнее, чем их больная психика. И даже здесь их тематика очень близка: Оксимирон критикует медиа, политическую обстановку, режим — Ламар критикует СМИ, повестку, политическую среду, культуру отмены, дискриминацию; Ламар обращается к хип-хопу, размышляя о том, насколько много в нем фальши, много агрессии, много грязи — Оксимирон высмеивает реперов-однодневок, бессодержательность, напускной флекс; Оксимирон заявляет: «лейблы — это банки» — Ламар продолжает эту тему еще глобальнее: «The industry has killed the creators»; Ламар пишет пачку максимально откровенных треков о своем противоречивом внутреннем мире, вскрывает самые глубокие нарывы и показывает их миру, признается в них на огромную аудиторию («Worldwide Steppers», «Die Hard», «Count Me Ou», «Crown», «Auntie Diaries», «Mother I Sober») — Мирон отвечает на это столь же личными композициями, в которых рассказывает о ментальных проблемах, двойственности и неоднозначности мыслей и поступков, ненависти к себе («Чувствую», «Намешано», «Эспрессо Тоник», «Лифт», «Улет», «Тень») ; Оксимирон чувствует, что не всегда называл вещи своими именами («Мы были заняты самокопанием / Пока мир перекраивали частные военные компании») — Ламар чувствует свою вину за то, что был занят собой и своими проблемами, покуда весь мир был охвачен COVID-19 и BLM. И даже тема любви содержит общие паттерны: Кендрик признается в изменах, из-за которых мать его детей ушла от него, в зависимости от секса — Оксимирон пишет откровенный трек «Тень» о «взаимовыгодном обмене» с рандомными женщинами в турах и попытках самоутверждаться перед дамами за счет дорогих подарков.

Оба альбома, на самом деле, о прошлом. Точнее о пути к светлому настоящему и будущему через закрытие проблем прошлого, через признание своей слабости, своих страхов, своих ошибок. Я думаю, что через 15 минут в шкуре Мирона или Кендрика можно так ахуеть от головокружения, что и сеансов с психотерапевтом, и литературы Экхарта Толле не хватит. А они тянут эту лямку целое десятилетие. И в одночасье, примерном в одном, кстати, возрасте, уже со своими семьями, которые нужно строить, исключая ошибки «отцов», с +- схожим бэкграундом (разных масштабов, но с одинаковыми проблемами в голове) , переоткрывают свое прошлое с высоты возраста, дабы навсегда покончить со всеми кошмарами, тянущими их на дно. Прошлое не просто принимается за данность, но с выводами о всепрощении себя и других, с ощущением того, что они — кем бы не казались и каких бы высот не добились — просто люди, обычные люди, такие же хуевые и прекрасные одновременно, как и все вокруг, как и всё вокруг. Дураки мы мол, а не мессии, дураки, а не проповедники, обычные грешники, которые запутались и заблудились, но все еще надеются выйти на тропу очищения.

Слишком много точек соприкосновения, слишком одинаковая линза. Впечатляюще одинаковая. Но как по-разному реализован один и тот же набор идей. Я не собираюсь сравнивать по скиллам Оксимирона и Кендрика Ламара, потому что это будет слишком смешно, но хочу сказать, что Ламар смог аккумулировать весь этот поток в нечто убедительное, монументальное и сфокусированное; смог сделать это качественно, по-новому, без проходных песен; смог выстроить атмосферный, чувственный нарратив; смог не просто разобраться через эту пластинку в себе, но и масштабировать свою частную травму, снять «проклятие поколений». И если бы перед глазами Мирона был пример Ламара, я уверен, он не сделал бы столь бесструктурную кашу, микстейп, из которого можно выкинуть треть треков, а еще треть нужно пересводить, перезаписывать, доводить до ума.

При этом нельзя сказать, что Ламар не рисковал, выпуская такой альбом. Скорее он точно понимал, что с Канье и Дрейком ему не бодаться, что не все смогут понять и прочувствовать пластинку, что звук получается слишком своеобразным. Но выбрал себя. И Мирон выбрал себя. Но насколько же по-разному это получилось.

«Крутись, мой дрейдл» / «I choose me, I’m sorry»

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

114114
31 комментарий

Очень неожиданно увидеть подобный текст здесь
В подсайт музыка бы закинуть ибо достаточно интересное чтиво

19
Ответить

как это сделать?
спасибо!

1
Ответить

Зумеры изобрели Эминема

8
Ответить

Поставил лайк, правда дочитать до конца не смог, не любитель я Оксимирона, но свое мнение о нем оставлю при себе, а то фанаты начнут минуса закидывать.

6
Ответить

прочитал три абзаца и вспомнил, что мне не нравятся исполнители, которые выпускают треки (альбомы) в которых по 10 (50) минут оправдываются
имхошечка есичо

2
Ответить

не бойся, будь сильным и свободным
а за лайк спасибо

Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить