Так ли плох Mass Effect 3?

Третья часть Mass Effect вышла…спорной. Игра в своё время наделала много инфошума, из-за слитой концовки, смены ведущего сценариста, жадности издательства и некоторых странных решений. И со временем, за ней так и закрепилось звание самой неудачной части. С чем я – не согласен. Более того, считают её лучшей игрой всей трилогии. Я уже ранее высказывался, о том, что не понимаю той умопомрачительной любви, которую испытывают люди ко второй части. И я бы посоветовал вам прочесть тот блог, что бы лучше понять о чём я говорю, так как многие из моих претензий ко второй части, объясняют мою любовь к третьей. Но начнем с тех объективных минусов, которые у игры конечно же есть. Построюсь объяснить, что они всё же не такие критичные как о них высказываются.

Видеоверсия блога

Концовки

Во-первых, самый очевидный минус – концовка. Да она плохая. Прям реально ПЛОХАЯ. Светофор в конце мало чем можно оправдать, я и не буду. Скажу лишь, что все-таки не стоит слишком сильно упираться именно в концовку. Всё-таки она занимает лишь 3-4 часа, из 30ти часовой игры. То есть да, она хреновая, но не может настолько сильно испортить впечатление от всей игры. В той же первой части были несуразные поездки на МАКО, а во второй неадекватное количество мини-игр и сканирование планет. Но эти же минусы не перечеркивают всех остальных достоинств этих игр?

Вкратце о концовке (с) Либрариум
Вкратце о концовке (с) Либрариум

Дополнения

Другой большой претензией, в момент релиза игры, была её малая продолжительность. И действительно, игра была короче прошлых частей, и тем более не тянула на грандиозное завершение трилогии. Дело тут в политике издательства ЕА, которые тогда нещадно пилили уже готовые игры на DLC, и Mass Effect 3 оказался одной из самых больших жертв этой политики.

Первое платное дополнение вышло уже в ДЕНЬ РЕЛИЗА ИГРЫ! Что как бы намекает, что оно должно быть частью самой игры, а не продаваться отдельно. Всего для третьей части вышло четыре DLC и все они были весьма объемными по наполнению. Суммарное прохождение всех дополнений займет у вас порядка десяти-двенадцати часов, это соразмерно половине длины всей основной игры. Но главное, что все они (кроме, пожалуй, Омеги), значительно расширяют вселенную игры. В том же, самом первой дополнении мы получаем нового напарника – живого Протеанина, который имеет весьма уникальный взгляд на все происходящее вокруг.

В дополнении «Левиафан» мы узнаем о истинной природе жнецов и их создателях, ну а «Цитадель» дает нам тонну новых интеракций между персонажами. И да, всё это, к сожалению, было вырезано из релизной версии игры, или разработчикам попросту не дали времени для доделывания всего в срок. В любом случае, сейчас, это уже не столь важно. Если вы решите перепрейте трилогию сейчас, то скорее всего будете играть в версии Legendary Edition, в которой все DLC уже включены в игру. Так что, на сегодняшний день данная претензия не очень актуальна

Так ли плох Mass Effect 3?

Геймплей

Ну а сейчас перейдем к уже непосредственно сильным сторонам третьей части. BiоWare значительно улучшили систему развития персонажа. В прошлом видео/блоге я говорил, что прокачка во второй части была упрощена до неприличия. Теперь же, основная структура сохранилась, общее число навыков не так велико, как в первой игре, но зато каждый из них имеет вариативность внутри себя. Так что, вы не просто линейно улучшаете эффективность навыка, но и можете выбирать какие именно улучшения он получит. Например, хотите ли вы сейчас увеличить урон или уменьшить перезарядку, усилить побочный эффект навыка или получить дополнительное усиление от него. Самих активных навыков стало чуть больше, как и уровней их развития, благодаря чему прокачка ощущается более плавной. Нет такого как во второй части, когда уже на середине игры, тебе попросту ничего прокачивать. Всё это вместе, делает систему развития персонажа куда более гибкой, позволяет вам играть более разнообразными стратегиями, увеличивает реиграбельность.

Доработали и систему улучшения оружия. Во второй части с этим всё было совсем плохо. На случайных миссиях вы находили некие абстрактные «улучшения», а затем за условные «ресурсы» улучшали это оружие. Точнее увеличивался только урон, и то на лишь по 10% за уровень. В Mass Effect 3 от всех этих игровых «условностей и «абстракций» полностью отказались. Улучшения оружия представляют собой вполне реальные обвесы, которые можно визуально видеть прямо в игре. Эти обвесы улучшают разные характеристики: кучность стрельбы, боезапас, урон способностей и многое другое. И все эти улучшения можно менять в любой момент времени. Опять же, куда более гибкая система чем во второй части.

Другой большой проблемой прошлых игр был скудный арсенал вооружения. В первой игре, хоть самих наименований было очень много, по факту они едва-ли отличались друг-от друга по ощущениям и характеристикам. В сиквеле все эти наименования пошли под нож и осталось всего по паре-тройке экземпляров на каждый тип оружия, и если вам вдруг не понравится один из них, то вы будете обречены бегать с одним и тем же стволом до самого конца игры. Кстати, третья часть избавилась от ещё одной глупой условности прошлых частей, когда каждому классу разрешалось пользоваться только определённым видом оружия. Теперь вы можете нацепить на Шепарды любое вооружение, вне зависимости от класса персонажа. Хотите стрелять из дробовика на инженере – пожалуйста, хотите использовать снайперскую винтовку и комбинировать это с биотикой – не проблема, можете таскать на себе хоть все виды оружия, максимум что вас ограничивает это небольшой штраф на перезарядку умений. Так что, наконец-то у вас есть и более широкий выбор вооружения, и возможность его полноценно использовать в бою.

В целом всю боевую систему хорошенько отполировали и сбалансировали. Между укрытиями можно быстро перекатываться, а Шепард научился адекватно сражаться в ближнем бою. При этом сами враги стали гораздо активнее вести себя на поле боя, они не сидят за укрытиями в ожидании пока им отстрелят голову, а постоянно наступают, стреляют на подавление, заходят с флангов. Новые виды врагов, такие как Твари и Баньши вообще умеют моментально сокращать дистанцию. Да и противники стали более разнообразными. Раньше, подавляющее число врагов было защищённо лишь щитами, что делало, по сути, бесполезными многие навыки персонажей, в третьей части броня, щиты и барьеры распределены более равномерно среди врагов.

Подытожив все вышесказанное хочу сказать, что игра сделала большой шаг вперед в рамках геймплея. Перестрелки стали более динамичными, оружия и врагов больше, появилась реальная вариативность в прокачке навыков. Игра впринципе стала куда более гибкой и разнообразной.

История

Ещё один момент, за который я критиковал вторую часть – это общая филлерность происходящего. Почти ни одно событие из второго Масс Эффекта не возымеет значимых последний в будущем. Всю игру мы на побегушках у Цербера собираем команду, выполняем их поручения-хотелки, как будто бы мы не живая легенда – Капитан Шепард, а какой-то левый тип, собирающий команду наёмников, которым самим это всё не очень-то и нужно.

Много ли запоминающихся моментов вы можете вспомнить из второй части? Финальная миссия на базе коллекционеров? Да, может быть. Ещё финал дополнения «Повелитель». Больше ничего не могу такого припомнить. Зато в Mass Effect 3 таких моментов – навалом. Наконец то, мы больше не решаем местечковые конфликты, а занимаемся решением проблем галактического масштаба – именно то, чем и должен заниматься главный герой в космической опере. Какие виды будут жить и процветать, а какие сгинут уже в ближайшем будущем. Шепард своими руками разрешает многовековые конфликты Гетов и Кварианцев, Саларианцев и Кроганов.

Задание на Тучанке, лично для меня одно из самых запоминающихся из всей трилогии. До этого момента, игрок видел кроганов чаще всего с негативной стороны. Агрессивные и неуправляемые, они превратили свою родную планету в радиоактивную пустошь, а их обычаи и традиции походят скорее на племенные разборки, чем на развитое общество. И только в этой миссии мы видим каким общество Кроганов было раньше, что они способны созидать, что когда-то их цивилизация была такой же великой, как те же Турианцы или Азари. Ну и само сражение Жнеца с Молотильщиком – обставлено максимально эпично.

Тоже самое и с Гетами. Всю трилогию мы воспринимали гетов исключительно как врагов, как безмозглых роботов. Да, Легион формально уже во второй игре приоткрыл нам правду об их конфликте со своими создателями (Кварианцами). Но. Во-первых, он появляется в игре почте в самом конце, во-вторых, вся его сюжетная арка — это побочная активность. Вы вообще можете продать его Церберу, даже ни разу не поговорив с ним, или просто забить на его задание лояльности. Именно поэтому, только в третьей части мы узнаем, что геты никогда не стремились к войне с органиками, что война была спровоцирована Кварианцами и что они ушли в изоляцию для предотвращения дальнейшей конфронтации со стороны создателей. Это даёт нам новую перспективу на конфликт, что Кварианцы не такие уж белые и пушистые, а Геты может и не заслуживают тотального уничтожения. И игра даёт вам сделать выбор, вполне обоснованный и имеющий далеко идущие последствия.

Помимо этих двух глобальных конфликтов, игра ещё и значительно расширяет лор вселенной. Мы больше узнаем о Протеанах и Жнецах, об их войне и истинной цели циклов уничтожения. Мы получаем информацию о прошлых видах, которые населяли галактику, о Левиафанах, о природе одурманивания в конце концов. Mass Effect 3 раздвигает границы известного нам куда больше любой другой части трилогии. Она самая эпичная и масштабная. И даже с учетом слитой концовки, она всё равно закрывает все основные сюжетные линии, тянувшиеся с самой первой части.

Отказ от лишнего

Помимо больших и важных вещей, третий Масс Эффект много чего так же улучшил в мелочах. А дьявол, как известно, кроется в деталях. Разработчики отказались, от многих, на мой взгляд, лишних элементов игры. Те же мини-игры. Ничего не имею против мини-игр как таковых, но что в первой, что во второй части они были слишком навязчивыми. Каждый второй контейнер нужно было взламывать одной и той же мини-игрой, в которой не менялись ни правила, ни сложность. Не говоря уже о том, что они ломали темп игры. Вот ты преследуешь опасного бандита, пробиваешься через толпу врагов и тут решаешь остановиться на минутку, чтобы вытащить из терминала пару тысяч кредитов. Выглядит, честно говоря, абсурдно. ВioWare просто не умеют адекватно вводить мини-игры в свои проекты, и приняли волевое решение вообще отказаться от них в третьей части.

Вместе с ними убрали и фарм ресурсов через сканирование планет. Тут даже говорить ничего не хочу, совершенно ненужный элемент игры, который непонятно зачем вводили в первую очередь. Вместо ресурсов улучшение оружия и снаряжения происходит за счёт денег, так что теперь они нужны не только для покупки рыбок в аквариуме.

Число возможных напарников сократили. Армию соратников из второй части задвинули на второй план, дав каждому конкретное направление развития. Зато теперь каждому из новых и вернувшихся персонажей уделено намного больше времени. Все дебютирующие герои присоединяются к нам в первой половине игры и успевают раскрыться. А не то как это было во второй части, когда Тейн и Самара появлялись за несколько часов до конца игры.

Собрать всю команду вместе, можно тоже только в 3 части
Собрать всю команду вместе, можно тоже только в 3 части

Выводы

В целом игра стала куда более «цельной». Все геймпленые механики доведены до ума, всё лишнее было убрано или улучшено. В ней нет откровенно провисающих моментов или сломанного баланса. Третья игра куда более последовательная в плане истории, она соединяет все основные сюжетные линии и ходы воедино. Завершает все сюжетные арки персонажей, разрешает основные конфликты. Всё то, чем мы занимались две предыдущие игры находит свое логичное заключение именно в третьей.

Я люблю первый Mass Effect душой, но в нём настолько кривой геймплей, что даже Легендарная версия не спасает. Поломанный в край баланс, невнятные покатушки на Мако, идиотские побочные задание, полный трындец с инвентарем и предметами. Так что, при всей своей любви я никак не могу назвать её лучшей. Со второй все сложнее. Она сделала большой шаг вперед в плане оптимизации геймплея, но история меня совершенно не заинтересовывает. История ушла в какое-то совершено другое русло, которое и не очень связанно с первой игрой, и не продолжается в третьей. Более того, сиквел уж слишком сильно оказуалили, из-за чего в него банально скучно играть. Вот и получается, что Mass Effect 3 — это лучшая часть, наиболее согласованная из всех. Эдакий микс лучших идей из первой и второй части. Да, она не идеальна, но в ней всё на своих местах. Но и не замечать её очевидных достоинств из-за одной лишь загубленной концовки – нечестно.

Для обложки
Для обложки
1414
58 комментариев

Третья часть Mass Effect вышла…спорнойТолько для дебичей которые ожидали разных концовок в третьей части серии игр где в двух предыдущих играх были линейные концовки.

26
Ответить

Играл в ремастер недавно и не увидел третью нейтральную концовку, где Шепард отказывается от выбора и остаётся на корабле жнецов. Убрали?

Ответить

А что если им продали линейные концовки, ожидая влияния выборов на конец трилогии?
Да не, бред какой-то.

Ответить

Масс Эффект 3 топовая и переигрывая сейчас, опять в этом убедился. Концовка отличная, как тогда не понимал хейт, так и сейчас не понимаю.

15
Ответить

Да там одни хейтили концовки за то, что их решения в игре по сути на конец не повлияли, а вторые просто подхватили мнение первых, но уже без каких либо аргументов:"ани плахие и точка".
Сами по себе концовки хорошие.

1
Ответить

У меня так было: прошел трилогию, кайфанул от каждой игры(от финала третьей мурашки были). Потом захожу на ДТФ и оказывается, что от финала я обязан был поплеваться, иначе я говноед

Короче, решил остаться говноедом. 🙃

10
Ответить

Ты не один не парься

1
Ответить