"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

Недавно я ознакомился с произведением, которое рассказало мне о бесполезности сопротивления прогрессу, постоянно шагающей эволюции, перемалывающей на своём пути всё, что казалось вечным и устоявшимся, а также о критике традиционных ценностей, которые настолько плотно вросли в общественное понимание "нормы", что вызывают настороженность и даже нотки... сектантства 😐

А если я скажу, что это произведение - Scorn - вы сильно удивитесь? 😏

Вообще на такие мысли после концовки игры меня натолкнула статейка с зарубежного портала, когда я полез гуглить что-то типа: "а сколько концовок в Scorn, и какого хрена у меня - плохая?!" Но в той статье размышления идут немного не в ту сторону, в которую сейчас пойдут у меня. Но тем хорошее произведение, не побоюсь этого слова, искусства и отличается, что позволяет себя интерпретировать по-разному, находя что-то близкое к себе.

Так что усаживайтесь поудобнее, сейчас я расскажу свою версию: о чем же была Scorn!

СЕЙЧАС БУДУТ СПОЙЛЕРЫ И МНОГО ИМХОВОСТИ!

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

Начнём с того, что за всю игру мы сыграли за двух героев! Первый - это персонаж пролога - первого акта (и он же находится на заставке меню, как ни странно). Во вступительной сцене игры нам, соответственно, показывают начало и конец его пути. Внутриигровой мир - вот этот гигеровский биомеханический сюрр - постигла некая катастрофа и сейчас (на момент пролога) он находится на грани вымирания. Наш первый главный герой пытается всеми своими силами сохранить жизнеспособность и функционирование "Старого мира" (назовём его так, для понимания происходящего в дальнейшем). Но удача поворачивается к нему одним конкретным местом, вследствие чего все попытки становятся тщетными и героя поглощает вездесущий "новый порядок" (или "новый мир"). Остался ли он жив, или же умер - нам неясно. Ясно только одно: он проиграл.

Первое, что меня натолкнуло на мысль, что это - не основной герой - наличие рта. Которого у основного героя, как мы узнаем в финале - нет.
Первое, что меня натолкнуло на мысль, что это - не основной герой - наличие рта. Которого у основного героя, как мы узнаем в финале - нет.

И, в принципе, следующие четыре акта будут нам повествовать ровно о том же самом!🙂 Мы начнём историю, предположительно, задолго после событий пролога и за другого персонажа (на что, мне кажется, намекают как внезапной сменой локации, так и отсутствием манипулятора на левой руке, который, вроде как, в неё вживляется), в каком-то удалённом от центра былой цивилизации месте, да ещё и в качестве какой-то "батарейки", из которой выкачивали необходимые материалы с помощью трубки.

Окружение даёт нам недвусмысленно понять, что мы находимся на каком-то подобии кладбища. Если вернуться к названию игры: Scorn - презрение, пренебрежение или же объект, к которому это испытывают - можно предположить, что в Старом мире наш нынешний персонаж как-раз и являлся, по какой-то причине, этим самым Скорном: не самая лучшая участь (особенно в сравнении с тем, что мы увидим дальше) жить в качестве батарейки, согласитесь.

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

Итак: бывший "презренный" просыпается в Новом мире. Мире, поглотившим и разрушающим то, что успела создать предыдущая цивилизация. И, в процессе изучения деталей этого Нового мира, в голову ассоциативно приходит два слова: паразитирование и симбиоз. И что же конкретно из этого олицетворяет собой Новый мир?

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

Скорее-всего - первое. Объекты Нового мира, отличающиеся отсутствием механических элементов и в целом выглядящих, в сравнении, примитивно (пока?), не взаимодействуют с объектами Старого мира для взаимной выгоды. Они просто на них существуют. А в случае с главным героем - ещё и откровенно паразитируют! Можно попытаться засомневаться (как это и я делал), вспомнив про целых четыре руки и представив, что он может этими четырьмя руками... кхм... но это не более, чем способ реализовать внутринарративный инвентарь 😏 Просто попробуйте вспомнить: сколько раз за игру эти дополнительные руки нам помогали продвинуться по истории? Ни разу!

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

Но вернемся к нашему герою. Что же он собирается предпринять в условиях новой реальности? Ну... он попытается ей сопротивляться, очевидно! 🙂 Пойти привычным для своего Старого мира путём, используя привычные для своего Старого мира механизмы и уничтожая непривычные для своего Старого мира элементы.

Так... а вот тут было реально жутко...
Так... а вот тут было реально жутко...

И, если на протяжении всей игры лично я как-то не особо вникал в подробности и метафоры происходящего, то с момента входа в Столицу начали возникать... вопросики😏

В общем, можете забивать что-то позабористей, потому что я сейчас попытаюсь объяснить: как я понял всё, что увидел.

Скорее-всего, Старый мир был крайне повёрнут на теме размножения. Повёрнут настолько, что, со стороны, это обретает даже жутковатые культистские черты.

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"
"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"
Личная подборочка лучших... творений 😏 Последняя только как-то из нарратива выбивается.
Личная подборочка лучших... творений 😏 Последняя только как-то из нарратива выбивается.

Скорее-всего, идея "жизни ради размножения" была настолько главенствующей, что даже не терпела в себе сомнений и критики. На что нам может намекнуть одна фреска в зале, где мужчине и женщине какие-то существа (с очень напоминающими католические шапки священников головами) закрывают глаза и рот.

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

Скорее-всего, в этом культе женские особи воспринимаются в первую очередь как сосуд для вынашивания новых членов общества. О чем нам может сказать всё та же фреска, на которой у мужчины забирают сердце (что воспринимается как элемент формирования личности), когда у женщины - что-то в районе живота, скорее-всего детородные органы. А также - тела-сосуды с недвусмысленным "животиком" и памятники с акцентом как на тот же "животик", так и на... место непосредственного выхода новой особи🙂

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"
Уникальная в своем роде статуя, у которой женская особь... не с раздвинутыми ногами
Уникальная в своем роде статуя, у которой женская особь... не с раздвинутыми ногами

И сейчас кто-то может возразить в духе: "Ты описываешь это всё в негативном контексте, будто там мужчины превозносятся над женщинами, когда как уникальных выделяющихся памятников и фресок с женщинами очевидно больше! Да они их там чуть ли не боготворили, получается! Да и в финале два тела-сосуда - женские!"

Да, по окружению в Столице можно очевидно понять роль женских особей в этом обществе, но не так чётко читается роль мужская. Очевидно, по многочисленным статуям совокупления во всех стандартных и не очень позах и некоторых акцентах на... фаллических объектах, что мужчинам также навязывалась роль "осеменителей". Но, имхо, все-таки не так конкретно и не так навязчиво, как обратное. Акцентирование на чем- или ком-либо не обязательно должно означать превознесение. Это также может означать и стигматизацию. Если вам будут говорить, по десять раз на дню, что женщины - это сосуд для совокуплений и размножений, и два раза на дню - что мужчины должны совокупляться для продолжения рода - что вы скорее запомните?

Фрейд нервно заерзал в могиле
Фрейд нервно заерзал в могиле

Скорее-всего, выдающиеся члены (хе-хе) общества Старого мира удостаивались возможности этакого "Вознесения": когда твой разум подключают к единой системе и позволяют покинуть бренную оболочку, чтобы продолжать существовать во внетелесном состоянии.

Скорее-всего, судя по распятым телам в главном зале - все эти выдающиеся члены были мужчинами.

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"
"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

Скорее-всего, вследствие такого "отбора", женские особи просто изжили себя, а технология выводка новых особей "искусственным путём" (для чего и служат тела-сосуды) не дала ожидаемых результатов, выводя на свет деформированных эмбрионов, не способных даже существовать в обычной среде.

Стоит заметить: на женщин эти сосуды уже не очень смахивают
Стоит заметить: на женщин эти сосуды уже не очень смахивают
Ути какой малыыыыышь, ути какая... лапочка?
Ути какой малыыыыышь, ути какая... лапочка?

И, скорее-всего, появление в Старом мире новых форм жизни, их постепенное доминирование стало завершающей точкой в истории доживающей цивилизации.

Собственно, как и в истории конкретно нашего игрового персонажа. Несмотря на все усилия полностью преодолеть путь "вознесения" по принципам Старого мира, на все мыслимые и немыслимые попытки избежать надвигающегося со стороны существа-паразита собственного конца и деформации, буквально в паре шагов от поставленной цели он, ровно как и герой первого акта, проигрывает.

И, в целом, герой получает "вознесение". Но не то ожидаемое и желанное, а другое: непредсказуемое и пугающее. Но, стоит заметить, столько же пугающее, сколько и очаровывающее своей неописуемостью и уникальностью...

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

Мммда... Получилось немного больше, чем я рассчитывал, конечно 🧐 Но так какую же идею хочет донести нам игра? И кто или что конкретно в ней - Scorn?

Ну, на мой взгляд, как я и написал в самом начале - глобальная идея произведения в том, что прогресс, эволюция, смена общественных мировоззрений - это очевидный и неостановимый процесс любого бытия.

Даже в процессе прохождения можно ловить себя на мысли, что окружающая обстановка постепенно всё меньше напоминает биомеханическую "гигеровщину" (что олицетворяет Старый мир), и больше - нечто сугубо органическое (что олицетворяет Новый мир). Насколько это плохо, или наоборот хорошо не имеет смысла даже рассуждать в данном случае. И как бы общество или конкретная личность этому не сопротивлялась - это просто неизбежная действительность, как говорит нам игра. "Всё, что имеет начало, имеет и конец".

"... и это пройдет" - анализ сюжета "Scorn"

А вот кто или что в данной истории - объект презрения - вопрос, конечно, очень интересный! Поскольку трактовать это можно абсолютно по-разному, и любая из трактовок может быть снабжена аргументами.

С одной стороны, Скорном может выступать всё, относящееся к Новому миру. Вся эта мерзкая органическая субстанция, которая, судя по показанному в игре, способна только разрушать, вредить и паразитировать на остатках Старого мира, мешая целеустремлённым героям достигать целей, которые те считают для себя сакральными. Чем не объект презрения?

С другой стороны, Скорном может выступать и Старый мир. Ведь его бескомпромиссная идеология, стигматизация и попытки предотвратить неизбежный закат цивилизации навредили ему самому как-бы не больше, чем перехватившие инициативу новые существа!

Также, анализируя порядки Старого мира, нельзя проигнорировать его основную конкретную идею: жизнь ради размножения. Возможно, через все окружение Столицы, через все эти навязчивые статуи и фрески, создатели хотели подчеркнуть, что презрения заслуживает конкретно данная философия. Конечно, продолжение рода – необходимый инструмент для дальнейшего существования цивилизации. Но когда инструмент становится единственной целью – не значит-ли это, что данная цивилизация стагнирует и замыкается от развития? Прожить свою жизнь, чтобы оставить после себя другую жизнь, чтобы та жизнь также оставила за собой другую жизнь, и далее, далее, далее по замкнутому кругу – какой в такой жизни смысл? Как аналогия: мы ведь не питаемся только ради того, чтобы потом снова поесть? Должно же быть что-то еще, что-то, ради чего мы поддерживаем свое существование, верно?

А может быть, как говорится, "истина где-то посередине", и Scorn - это обобщающее понятие взаимного презрения двух разных миров, двух разных обществ, или же двух разных поколений, если угодно. А новое, как бы оно не отличалось в процессе развития, всегда берёт за основу старое.

И таким образом, вернувшись к идее необратимости изменений, преображение двух персонажей Старого и Нового миров в нечто ранее невиданное есть метафора появления на свет, вследствие опыта прошлых поколений и взглядов нынешнего, чего-то уникального.

Ну а как реагировать на это уникальное: испуганно - как основной персонаж игры, или же, ну, нейтрально - как существо из Нового мира - этот выбор уже остаётся сугубо персональным, в зависимости от взглядов личности, наблюдающей за процессом.

9797
60 комментариев

Материал отличный, а игра похожа на то, что у нас в начале нулевых делали.

17
Ответить

Отлично расписал все что у меня в голове крутилось, и даже больше, в игре великолепный environmental storytelling. Тоже сначала словил фрустрацию от концовки, ведь ожидал какого-то откровения, но потом понял, что так и должно было случиться.

11
Ответить

Да в целом, если бы не весь пятый акт - я бы поиграл и забыл)
Именно как игра Scorn немного... подбешивал. Ощущалась сначала как паззл, потом - как сурвайвл-хоррор с 90-2000-х (в худшем смысле).
Но вот как "визуальное представление", ну как пища для СПГСников - очень даже👌
P.S. вообще заинтересованность происходящим началась буквально после первых фаллосообразных и совокупляющихся статуй) Первым делом полез гуглить: реально Гигер на такое упирал?

15
Ответить

Между прочим, многие детали указывают, что паразит - это и есть заразившийся первый протагонист - например оружие, которое мы подобрали в первом акте, у второго протагониста появляется именно в момент объединения с паразитом. Ещё есть деталь в конце игры, когда мы отцепляем паразита от себя и видим его со стороны, у него лицо в том же положении и выглядит один-в-один как на стартовой заставке.

12
Ответить

Хм, была эта мысль, но чет я её не развил)

Ответить

Кст, в конце те две беременные женщины - на самом деле мужчины, у них пенисы и нет груди

8
Ответить

мужчины, у них пенисы и нет грудиэто кто-то с DTF

11
Ответить