"Ничего не понял, но очень интересно" - запоздалый обзор на Scorn
Платформы: Xbox Series X|S, ПК
На чем проходил: ПК
Год выпуска: 2022
Разработчик: Ebb Software
Время моего прохождения: 7+ часов
Начну с того, что Scorn я ждал долго. Впитывал всю информацию по игре, скажем, следил за проектом со старта, а это, на минуточку, с 2014 года, когда они представили первый трейлер. Примерно тогда мое увлечение к играм начало переплетаться с другим хобби – искусством. Да, я тот человек, который может смотреть часами на непонятное пятно на холсте, и видеть там посыл, заложенный автором. Хотя меня не назвать фанатом фантастического реализма и биомеханики, но картины Гигера умеют приковать к себе, и начать внимательно изучать каждую деталь. Тяжело понять, почему такие мерзкие иллюстрации так притягательны глазу. Антураж и атмосфера, показанная в первых трейлерах Scorn, дала понять, что этот проект стоит моего внимания, и я принялся ждать. Стоили ли мои ожидания такой игры, давайте разбираться поподробнее…
Сюжет
Напишу сразу – такой неоднозначности и недосказанности, на моей памяти, еще не было. Автор статьи его не понял, да и понимать особо не хотел. Тут не будет никакой лишней интерпретации, все фанатские теории, что мне попадались на глаза, бред полнейший. Да, соглашусь, – рассказанная история в рамках «игры» получилась стильной, с какой-то стороны литературной и абстрактной во всех смыслах, но задумка сербских разработчиков провалилась. Игра явно не для всех, в плане сюжетной составляющей массового потребителя этим не затянуть, а, напротив, только отпугнуть от проекта.
Все, что нужно знать про завязку сюжета – наш герой проснулся в непонятном месте, по пути завел себе друга-паразита, который медленно нас поглощает, и… , хватит. Важно уточнить, что никакого текста, кроме как в меню, нет. Одиночество проявляется везде, весь сюр происходящего поначалу даже угнетает, потом – интрига пропадает. Сюжетных вставок мало, под конец их правда становится больше, но из-за беготни туда-сюда по локации в поисках правильной развилки, содержание отходит на второй план.
Локации и их оформление
Ух, начинаем! Если брать в расчет, что разработчики вдохновлялись работами Гигера и Бексиньского при дизайне локаций, то это победа. Дух захватывает сразу. Приятно смотреть на неприятные вещи, визуализация мерзких объектов – мое почтение. Видны старания в плане обустройства уровней. Их хочется изучать, делать скриншоты, рассматривать со всех сторон и восхищаться. Темная гамма только добавляет шарма, местами серая для отчуждения и одиночества, местами зеленая для мрачности и мистики. Окружение увешано фресками, повсюду разбросана гнилая плоть, где-то за горизонтом бродят фантастические твари огромных размеров, все играет на атмосферу. На правильную, лавкрафтовскую, атмосферу. НО, как обычно есть одно НО, — навигация!
Этот минус перекрывает все вышеперечисленное. В «игре» 5 глав, точнее, V актов. Каждый выполнен в своей уникальной стилистике, и это проблема. Разработчик решил, что добавлять карту в Scorn необязательно, ведь что сложного в поисках гребанной кнопки, когда твоя игра представляет из себя многоуровневую мешанину из спиралевидных тропинок, закрученных сверху зигзагами и развилками влево-вправо, ведущими в тупик. Я не поверю, что хоть один человек, игравший в Scorn, знает куда ему идти. Половину из найденных «правильных путей» автор этой статьи нашел случайно, перед этим потратив туеву кучу времени, кружась вокруг одних и тех же дорог со словами «опять я здесь? !». По моему мнению, сделано было это специально, чтобы хоть как-то растянуть прохождение этой «игры», и, если заучить все важные места для дальнейшего просмотра титров, этого чуда хватит часа на два максимум. Так о какой «красоте» может идти речь в такие моменты?
Игровой процесс
Хотя два часа на прохождение, это я перегнул. Открывается вторая проблема – игра очень медленная и монотонная. Соглашусь, логично, где раскидана гнилая плоть и реки крови – там будет вязко. Добавим, что «игра», в основном, выполнена в жанре puzzle, по-нашему, головоломка, где скорость и динамика не так важны. Но в показанных трейлерах я ожидал немного другого – шутер с элементами хоррора, нет, никто не помнит такого?
Scorn хочет усидеть сразу на трех стульях, но, естественно, не получается. Как шутер — игра не работает, 4 вида оружия без ощущения этого самого оружия, 4 вида противников, которых, зачастую, можно оббегать, итог – провал. Как хоррор – тоже нет, хотя звуковое оформление действительно на высшем уровне. Да, и будем честны, загадки мне не показались такими уж сложными, разработчики опять решили растянуть геймплей. Что-то по типу «этот лифт поднимется, только если ты найдешь все 3 кнопки, которые расположены в разных частях огромной локации». И так со всеми головоломками в пяти актах, класс!!!
Главный минус всей «игры» – это не игра! Самые наблюдательные уже заметили, почему в вышеописанном материале автор статьи при упоминании слова «игра» в обязательном порядке ставит кавычки. Повторюсь, это не игра, называйте как хотите – демка, эксперимент, музей искусств, но точно не игра! По большей части, смотрел, а не играл. Конечно, я получал удовольствие от красивых построений на уровнях, но что мне мешало пройти это на YouTube, и не потерять никакого игрового опыта?
Боссы
Грубо говоря, в Scorn – два финальных босса, по факту – только один. Скучно, медленно, победная тактика – во время его атаки бегать от одной стены к другой, когда он устал – бить. Повторять, пока не умрет, и так на протяжении 10-15 минут. Две фазы. Как вы поняли, и с боссами тут туго, естественно, еще один минус.
Звуковое сопровождение
Хватит о минусах, ведь звуки здесь прекрасны до ужаса. На фоне постоянно кто-то шуршит, шипит, слышны звонкие голоса, тягучий эмбиент проникает тебе в наушники, вайб одиночества чувствуется. Старания музыкантов, работающих при написании саундтрека к игре, надеюсь окупились. Во время прохождения нет отсутствия единства картинки со звуком. Ну хоть где-то разработчики не обосрались.
Немного отсебятины
Если вдруг кто-то помнит, выходила не так давно (2018) похожая игра в графическом плане под названием Agony. Там правда действие происходит в аду, но главные атрибуты по схожести со Scorn есть - страх, похоть, уйма раскиданных кишок по уровню, отвращение и притягательность вместе. На момент выхода я про себя подумал - "Вау, это как Scorn, только эта игра хотя бы вышла". И Agony с треском провалилась. Низкие оценки от журналистов и игроков дали мне понять, что такие продукты нужно рассматривать как эксперимент и не более. Соглашусь, что в Агонии было и без того много проблем в игровой составляющей, но как предпосылка к моим будущим ожиданиям она не оправдалась, увы.
Итог
Scorn - это один из немногих проектов, которые я ждал, предвкушая мистическую атмосферу наравне с увлекательными перестрелками по картинам Бексиньского. И ничего из этого так до ума Ebb Software не довела (ну кроме оформления, естественно). Возможно, ввиду завышенных мною ожиданий к Scorn, она их не оправдала, но игра автору не понравилась, поэтому:
Моя оценка: 4 "знатоков искусства Гигера" из 10
P.S. Знаю, что Scorn всех порядком подзамахал на DTF, но я просто не могу не написать про этот продукт, статья была написана сразу после прохождения, однако опубликовать решился только сейчас. Удивлен, что мое мнение совпадает с мнением большинства, кто хочет его оспорить, добро пожаловать в комментарии
У ребят был замечательный концепт, но у них не хватило за всё время ни таланта ни умения сделать из этого игру так и оставив всё это чисто скучным и унылым наброском игры.
Согласен
По моему, Scorn все же вышел самобытным. Несмотря на геймплейные проблемы, в нём достаточно много визуального повествования, неуютной, но притягивающей атмосферы, которая порождает множество трактовок истории. Может это чистой воды визуальная новелла от первого лица?
Ничего от скорн не ждал, третий день хожу под впечатлением от него.
А я как только понял, что мне предлагают какие то 3Д мини-игры в брутальном сеттинге как то дропнул, и решил что проще будет посмотреть красивый игро-фильм на ютубе. Ничего против головоломок не имею, но конкретно в Скорне всё впечатление рушится. Надо было им сделать просто короткую адвенчуру, с атмосферой, без боев и с интерактивным окружением (типа амнезии или сома).
Комментарий недоступен
Не смогли пройти, потому что не отгадали глупых головоломок?