Обзор фильма «Бескрайняя ночь» — неожиданный хит от Amazon про пришельцев, радио и 50-е

Низкобюджетный sci-fi, внезапно ставший одной из главных картин года.

Из всех громких премьер карантинного периода, «Бескрайняя ночь» (The Vast of Night в оригинале) — пожалуй, самая неожиданная. О фильме, который совсем недавно вышел на Amazon Prime, до самого релиза толком никто ничего не знал: его снял режиссёр-дебютант, в актёрском составе тут ни одного известного лица, увидеть картину можно было разве что на инди-фестивалях вроде «Слэмденса».

Зато сейчас у него высокие оценки критиков и звание «одного из лучших фильмов года» (впрочем, не то чтобы в 2020-м намечается большая конкуренция). Скажем прямо, не без причины: «Бескрайняя ночь» — действительно талантливое кино, интересно работающее с, казалось бы, избитыми темами.

Обзор фильма «Бескрайняя ночь» — неожиданный хит от Amazon про пришельцев, радио и 50-е

На первый взгляд этот фильм — с его стилизованными под «ретро» постерами и сюжетом о детях в американской глубинке — выглядит очередной ностальгической манипуляцией, побратимом «Очень странных дел», «Оно» или, в лучшем случае, «Лета 84-го». Но при всех формальных совпадениях работа Эндрю Паттерсона совсем другая: здесь нет ни вездесущих поп-отсылок, ни в принципе попытки сыграть на любви зрителя к культуре восьмидесятых.

Тут и действие-то происходит на тридцать лет раньше. Паттерсон, в отличие от многих своих коллег, понимает, что никаких «восьмидесятых» в сегодняшнем понимании бы не было, если б не было пятидесятых. Именно по культуре тех лет ностальгировали Лукас и Спилберг, создавая «Звёздные войны», «Индиану Джонса» и «Инопланетянина».

Обзор фильма «Бескрайняя ночь» — неожиданный хит от Amazon про пришельцев, радио и 50-е

Как бы минуя ненужное звено, в пятидесятые обращается и сама «Бескрайняя ночь». Во время, когда телевидение только-только набирало обороты, а у баскетбольных площадок не было трёхочковой зоны. Время, когда страхи перед внешней угрозой — из-за незажившей травмы Второй мировой и только набирающей силы Холодной войны — вылились в то, что каждый второй американец-провинциал рассказывал о крадущих скот пришельцах.

Вместо условных «Назад в будущее» и «Балбесов» Паттерсон обращается к эстетике оригинальной «Сумеречной зоны» и прочих ТВ-шоу тех лет, работавших с темами неизведанного и странного. Он периодически обрамляет кадры в каркас лампового телевизора и включает характерные «шумы» — не из какого-то режиссёрского пижонства (его-то как раз в «Бескрайней ночи» нет, это очень сдержанное кино — не считая великолепного однокадрового пролёта через весь город в середине). А для того, чтобы подчеркнуть визуальную и, как следствие, смысловую преемственность.

Обзор фильма «Бескрайняя ночь» — неожиданный хит от Amazon про пришельцев, радио и 50-е

Ведь в его фильме не так важна сама история — она-то как раз очень простая: парочка подростков слышит по радио странные звуки, пытается выяснить их происхождение и случайно раскрывает некоторые жуткие тайны. Важнее то, как именно осмысляется и визуализируется этот культурный миф из пятидесятых — про заговоры правительства, секретные военные базы и летающие над головой незримые «тарелки».

Однажды великий Клинт Иствуд в интервью рассказывал о том, как в эпоху радио дети могли просто сидеть и слушать передачу, глазами уткнувшись в приёмник — их воображение дорисовывало всё, что нужно. «Бескрайняя ночь» работает схожим образом: это, по сути, разговорное кино, здесь все основные сюжетные перипетии не показываются, а рассказываются в ходе разговоров по телефону. Почти радиопостановка, где визуальный ряд — приятное, но необязательное дополнение.

У радио и сюжетов про пришельцев вообще очень давняя история — есть старая мистификация, будто Орсон Уэллс ещё в 1938-м году поверг в панику американцев своей радиопостановкой по «Войне миров» (люди приняли её за реальные новости о вторжении инопланетян)
У радио и сюжетов про пришельцев вообще очень давняя история — есть старая мистификация, будто Орсон Уэллс ещё в 1938-м году поверг в панику американцев своей радиопостановкой по «Войне миров» (люди приняли её за реальные новости о вторжении инопланетян)

Недаром главные герои — люди, чьи интересы и мечты строго привязаны к реалиям аналоговой эры. Один хочет быть радиоведущим, вторая мечтает быть телефонисткой и работать на огромном коммутаторе. В кадре постоянно щёлкают кнопки и крутятся переключатели — с помощью них аппараты что-то записывают, воспроизводят и связывают героев друг с другом. Для Паттерсона все 50-е — это сплошные рубильники, провода и плёнки, царство зафиксированной информации, которой люди только-только учатся управлять.

Он заставляет зрителя включать фантазию, заставляет быть тем самым ребёнком, что уткнулся в радиоприёмник и слушает очередную историю о неизученном и невозможном — во время, когда в любой миф ещё можно было реально поверить. Это бы не сработало, не будь фильм так сильно привязан к эпохе и не реконструируй режиссёр так точно её мироощущение.

Обзор фильма «Бескрайняя ночь» — неожиданный хит от Amazon про пришельцев, радио и 50-е

«Бескрайняя ночь» — тягучее, обволакивающее кино, напоминающее одновременно «Близкие контакты третьей степени» и «Полуночный специальный выпуск». Это фантастика, которую сейчас почти не снимают — зачем оставлять что-то воображению зрителя, когда всё замечательно рисуется на компьютере. Но для кино о людях, по сути живущих в мечтах, Паттерсон выбрал идеальную форму: и поэтому, думается, «Бескрайняя ночь» так сильно отзывается во многих зрителях.

352352
54 комментария

зашел чисто из-за картинки, думал порнуха

52
Ответить

Обычно порнуха начинается со фразы: ALLO YOBA ETO TI?

20
Ответить

Бескрайняя плоть.

18
Ответить

Это фантастика, которую сейчас почти не снимают

Отличное кино, без насилия и ругани, приятное и ламповое, у которого одна проблема - оно настолько идеально воплощает "Сумеречную зону", что после финала пытаешься найти следующий эпизод, а его нет.

Актеры безызвестные, но очень хорошие, а сам фильм построен так, что напоминает радио пьесу (опять же специально) и, если закрыть глаза, становится, еще более жутко от того, что рассказывают герои. Казалось бы, тема НЛО затерта до дыр, но она здесь опять работает. Пусть сюжет ординарный, атмосфера и дотошность к разговорам и облику той параноидальной эпохи "Спутника" и "Розуэлла" передана очень тонко.

Что еще более иронично, вот-вот выходит второй сезон перезапуска легендарного шоу от Джорджана Пила, которую в 2019 не пинал только ленивый. Ох, не того поставили у руля, хотя опять же дух сериала 60-х как бы присутствует и в "Прочь" и "Мы", а телепроект никакущий.

36
Ответить

Не подскажете какую Сумеречную зону лучше смотреть? Нашел 1959 (5 сезонов) и 1985 (3 сезона)

Ответить

Это кстати заметно, что фильмы - чисто его авторские проекты, а сериал просто ради бабла

Ответить

Там и начало - отсылка к СЗ.

Ответить