Стоит ли играть в Persona 4 в 2022 ?

Стоит ли играть в Persona 4 в 2022 ?

Всем привет! Решил ознакомиться с Persona 4, в виду культовости сией поделки. Implaying nobody played it, huh.

Сюжет.

Вне всякого сомнения, это наиболее сильная сторона игры.

Итак, завязка. Мы - обычный японский школьник Ю (каноничное имя главного героя), переезжаем на 1 (один) год в японскую деревушку Инаба. По странному совпадению, вскоре после нашего прибытия, в городе начинают происходить таинственные убийства. Расследовать это непростое дело традиционно предстоит 16 летним подросткам.

<i>Совершенно внезапно, главный герой обнаруживает в себе талант проходить сквозь экран телевизора в загадочный мир загадочных теней.</i>
Совершенно внезапно, главный герой обнаруживает в себе талант проходить сквозь экран телевизора в загадочный мир загадочных теней.

В нагрузку Ю также получает способность призывать свое внутреннее я - т.н. "Персону".

TV-реальность населена враждебно настроенными тенями-демонами, порожденными негативными эмоциями людей. Быстро сообразив, что к чему, герой приступает к раздаче тумаков. А помогать ему в этом будут новые друзья.

<i>Правда, перед тем как присоединится к хорошим ребятам, каждому из членов команды предстоит столкнуться с альтернативной "плохой" версией себя и само-собой победить.</i>
Правда, перед тем как присоединится к хорошим ребятам, каждому из членов команды предстоит столкнуться с альтернативной "плохой" версией себя и само-собой победить.

Можно с уверенностью говорить о том, что сюжет проверку временем прошел. - следить за ним интересно. Сценаристы умело обманывают ожидания игрока, а потом делают это снова.

Конечно, у истории есть и недостатки.

В частности, в основном квесте герои занимают слишком пассивную позицию - по завершении каждого сюжетного этапа игра будет сообщать нам "штош, тебе остаётся только подождать, пока что-нибудь снова произойдет". Как мне кажется, главные герои по отношению к основному квесту должны занимать проактивную позицию, но серьезным минусом я бы это не назвал.

<i>Настоящий золотой кладезь Persona 4 это ее персонажи. Нашлось место и для юмора.</i>
Настоящий золотой кладезь Persona 4 это ее персонажи. Нашлось место и для юмора.

Центральная тема сюжета - поиски себя. Сильно спойлерить лучший элемент игры не хочу, просто скажу, что задуматься есть рад чем. Я провел в игре 100 часов и всех героев прочувствовал почти как живых людей. У каждого из них есть своя личная драма. Истории тривиальны для нашего с вами мира.

<i>В тоже время, проблематика построения отношений с пасынком - это немного не то, что ты привык видеть в китайских мультиках про трусы.</i>
В тоже время, проблематика построения отношений с пасынком - это немного не то, что ты привык видеть в китайских мультиках про трусы.

У меня игра вызвала приятные воспоминания о периоде 2010-2012 годов, когда я перевелся в другую школу. Увы, демонов я не призывал , а хикковал дома, играл в игры, смотрел аниму и ни с кем не общался. Но ностальгия по чему-то есть. Хотя ничего и не было)))

Поскольку на дворе 2022 г , не не могу не упомянуть том, что игра затрагивает проблемы неопределенности половых предпочтений и гендерной дисфории.

<i>Япония. Опережая тренды.</i>
Япония. Опережая тренды.

Но не стоит пугаться - в конечном итоге, герои с ЛГБТ+ наклонностями осознают, что их проблемы лежат не в сексуальной плоскости, а нетрадиционное поведение это следствие комплексов, нерешённых психологических проблем и замкнутости в себе. Приятно удивил подобный подход к набившей оскомину теме.

<i>Каждому персонажу соответствует старший аркан карт Таро. Лиса, например, отшельник. Так что она не слишком общительная.</i>
Каждому персонажу соответствует старший аркан карт Таро. Лиса, например, отшельник. Так что она не слишком общительная.

Это прикольно, можно при первом знакомстве понять, что за фрукт перед нами и как он себя будет вести. Основной сюжет соответствует мономифу - команда героев (аркан Fool) отправляется искать приключений, и в конечном итоге, достигает Мира (аркан World). Стильно, эстетично и красиво.

Итого Сюжет очевидные 10/10

Графика.

Модельки зданий, сооружений, деревьев выглядят хорошо.

Модельки демонов - ок.

<i>Модельки персонажей - ужасны.</i>
Модельки персонажей - ужасны.

Стоит отметить, что портреты героев в VN составляющей выполнены на 5+.

В общем, в 2022 году графика под пиво зайдет, но на модельки персонажей смотреть физически больно. Как и во многих других старых играх, здесь вытаскивает безукоризненный визуальный стиль и дизайн.

Итого Графика 8/10

Музыка.

Музыка в игре хороша, но к 30 часу игры все повторяющиеся треки мне ужасно надоели. С другой стороны, это не проблема музыки, а проблема некоторых геймплейных особенностей, о которых я хочу поведать далее. Пожалуй, все же треков можно было бы написать побольше. Или сделать реанажировки из прошлый игр серии, их же просто дофига!

Музон качает. Сразу хочется пойти лупить чертов по филейным точкам!

Итого музыка 9/10

Геймплей.

Игра поделена на три фазы:

1. Чтение VN

2. Тамагочи в городе

3. Махачи с демонами

Про чтение VN я уже все сказал в разделе про сюжет. Это наиболее сильная составляющая игры.

Почему же Тамагочи и махачи хуже безгеймплейного чтения?

Начнем с Тамагочи-элемента. Наша цель - прожить в Инабе 365 дней и, если получится, найти убийцу. Каждый день поделён на утро/день и вечер. И утром, и вечером мы можем:

а) Закупиться в магазине и создать новых покемонов-персон. Интерфейс в инвентаре, чарниках и магазинах, к слову, выполнен ужасно. А вот процесс создания новых демонов получился отлично (ещё бы, ведь эта формула оттачивалась десятилетиями). Игра позволяет слить воедино до 6 персон и посмотреть, что из этого получится. Фишка в том, что базовые покемоны, которые обитают по ту сторону экрана TV, обладают весьма ограниченным набором навыков, а вот если соединить такого демона с прокачанным, то результат сможет унаследовать скиллы от обоих. Слава богу, эти действия не двигают время вперёд.

б) Прокачать социальные статы Ю. Без социальных статов мы не сможем получить доступ к определенным персонажам и активностям. Это искусственное ограничение возможностей игрока, которые вынуждает тратить драгоценное время при первом прохождении на прокачку статов (на последующие прохождения игра переносит социальные статы). Это решение мне сразу показалось странным (что-то разработчики не очень ценят мое время), но я даже не представлял, насколько глубока кроличья нора. Прокачка статов двигает время вперёд.

в) Пообщаться с кем-то из корешей/знакомых или даже пообщаться с тянками (sic!). Это также двигает время вперёд.

Для меня напарники это основная причина играть в РПГ. Эталонными играми в этом плане я считаю Tyranny, Dragon Age 1, SWKOTOR 2. Ожидал я чего-то подобного и от Персоны. Между тем, интересных личностей , а также сексапильных школьниц в Инабе хватает.

<i>Казалось бы, это хорошо, но....</i>
Казалось бы, это хорошо, но....

Для начала кратко опишу процесс прокачки отношений. До пятого ранга отношения качаются честно, 1 встреча днём = + 1 к отношениям. Но затем наступает мрак. Чтобы прокачать отношения выше , нужно сделать несколько "встреч-добивок". Добивку можно сделать днём, но это неэффективная трата дневного времени, т.к. в большинстве случаев +1 можно получить только днём (есть, правда, социальные линки, которые качаются только ночью). Добивку эффективнее сделать ночью, если, конечно, персонаж в темное время суток появится в городе (некоторые не появляются).

<i>За символическую плату в 200 рублей добивку можно получить в храме (умоляем игру пощадить нас, но нет),</i>
За символическую плату в 200 рублей добивку можно получить в храме (умоляем игру пощадить нас, но нет),

Добивка в храме слабее живой встречи и также не даёт заветного +1. Иногда игра подбрасывает нам добивки в виде обязательных филлерных ответвлений основного сюжета.

<i>Дух 2011. А потом родителям объяснять, почему после школы так желудок выворачивает.</i>
Дух 2011. А потом родителям объяснять, почему после школы так желудок выворачивает.

Сами филлеры хороши, но очень обидно, когда бесплатная добивка делает бессмысленной сделанную накануне добивку, которая позволила развить отношения до уровня, на котором днём их можно будет прокачать. Т.е. по-хорошему надо переигрывать предыдущий день, чтобы прокачать отношения с другим персонажем. Конечно, отдельные события известны заранее и отмечаются в календаре. Но я в реальной жизни так свои планы не расписывал, как в этой игре!

<i>Жизнь - боль. Странно, что виртуальная жизнь приносит столько боли. </i>
Жизнь - боль. Странно, что виртуальная жизнь приносит столько боли. 

И все это ради того, чтобы получить в конце игры дырку от бублика!!!!

За игровое время прокачать отношения со всеми персонажами можно только если ты будешь следовать строгому гайду, который ограничивает и без того скупой и репетативный геймплей. Подобную фрустрацию у меня вызывали только три игры - Мор: утопия, Мор 2 и Персона 4. Между тем, в Море такая фрустрация это задумка геймдизайнера, соответствующая духу игры. Персоне 4 же это совершенно не идёт. Я понимаю, что в том же Ведьмаке 2 вторая глава полностью меняется в зависимости от решений в первой главе и за одно прохождение ты точно не увидишь весь контент, но все же Ведьмак 2 не такая огромная и однообразная игра, как Персона 4.

Прохождение игры занимает колоссальные 100+ часов, и в таких случаях, в конце игры, мне как игроку хочется услышать от игры - молодец! Ты весь контент употребил, все выборы сделал , можешь идти на НГ+ делать другие выборы и ещё раз пройти игру на 100%.

Persona 4 , если не играть в нее как азиат, смеётся над твоими достижениями. Ты ничего не достиг за эти 100 часов, добро пожаловать на второй круг и в этот раз лучше бы тебе держать под рукой гайд, а то опять пропустишь встречу с интересной личностью и не сможешь ее прокачать! На мой взгляд, игра не должна вызывать у игрока фрустрации от потраченного на нее впустую времени. Как вишенка на этом дурно пханущем торте - один из социальных линков вообще можно запороть и понять об этом лишь спустя несколько игровых недель. Ну и особенно опустошенным я себя почувствовал, когда понял, что не смогу попасть в самый сложный данж игры, потому что не успел прокачать отношения с одним из ключевых персонажей.

Пожалуй, весь этот спич не имеет значения для тех, у кого много свободного времени, ну либо для тех, кто не является перфекционистом с ОКР. Мне остаётся только позавидовать таким людям.

Из хороших новостей - Persona 4 не страдает болезнью проектов одной польской студии, когда из-за неудачного выбора в середине игры ты запарываешь секретный/хороший финал. Другими словами, получить истинную концовку можно без особых заморочек (поскольку игра жирно намекает на необходимость сделать сейв в ключевом моменте, ну а дальше, как говорится Гугл в помощь).

Получается, что игра вынуждает тебя выстраивать сложное расписание своих действий в течение дня. При этом, все действия происходят на одних и тех же экранах и по ощущениям сие времяпровождение больше всего напоминают наяривание в "веселого фермера". С той лишь разницей, что фарм в онлайн игре обоснован. На мой взгляд, следовало бы сделать честную систему прокачки отношений: 1 встреча = +1. Без дурацких "добивок". И чтобы можно было прокачать все отношения, приложив умеренные усилия.

А что же там с боевкой, спросите вы?

<i>Каждый данж представляет собой 10 этажей с боссом в конце.</i>
Каждый данж представляет собой 10 этажей с боссом в конце.

Каждый этаж представляет собой рандномную кишку-лабиринт с противниками, дверьми и сундуками. Поверьте, на деле это гораздо страшнее, чем на словах.

Если будешь бежать до босса, избегая врагов - окажешься младше босса на 5-10 уровней и не сможешь его победить. Да даже если ты зачистишь все 10 этажей, далеко не факт, что прокачки хватит для победы. И это подводит нас к следующему важному элементу игры....

ГРИНДАЙЗЕР.

Вы все правильно поняли. Игра заточена под гринд. Бывалые скажут - "хах, да ты че, в ЖРПГ не играл? Да это разве гринд, я в ФФ13-2 неделю фармил шмотку, чтобы платину выбить". Но друзья, такое увлекательное времяпровождения подходит не только лишь всем!

<i>Чи как бы намекает, что пора идти чистить вилкой</i>
Чи как бы намекает, что пора идти чистить вилкой

Помимо издевательских звоноков от "друзей" с предложением погриндить вам также регульно будут поступать предложения от NPC нагриндть им мусорную ерунду в одном из пройденный данжей. Жирнее намека не придумаешь.

Стоит ли играть в Persona 4 в 2022 ?

С другой стороны, боевая система хороша. Тактика простая, н

Большую часть игры, я с нетерпением ждал возможности опробовать в бою новую персону. Бои с боссами выполнены на достойном уровне, нужно вырабатывать тактику. Ещё бы гриндволла перед ними не было.

<i>Fire walks with me.</i>
Fire walks with me.
<i>В слабое место бей - в остальное лучше не надо. </i>
В слабое место бей - в остальное лучше не надо. 

Иногда даже схватка с обычными очереднярами требует особого подхода. Но, к сожалению, игра перенасыщена однотипными боями и в какой-то момент, все это больше начинает походить на обработку рисовых полей где-нибудь в Китайской глубинке. К сожалению, азиатские стандарты прохождения игр это too much для простого Иван город Тверь.

Также к плюсам боевки я бы отнес отсутствие классических для серии MegaTen ситуаций, когда враги внезапно по ходу боя резко перехватывают инициативу и выносят пати вперед ногами к началу этажа.

"Казуальщина" - скажут бывалые. Чтож, слава богу, что так.

Итого Геймплей 6/10.

Моя субъективная оценка игры 8 баллов

Персона 4 прошла проверку временем и хорошо играется в 2022. Между тем, архаичный (ну или для кого-то "классический") геймплей портит все удовольствие от игры. 100 часовая JRPG совершенно не экономит ваше время и требует от игрока долгие часы проводить за цифровым рукоблудием.

Обычным людям рекомендуется играть с читами. Любителям ачивок и 100% прохождений - советую проходить по гайду.

P.s. проходить последний данж не хочу, потому что надоело. Концовку посмотрел на ютубе.

p.s.s. мем, кратко описывающий суть:

Стоит ли играть в Persona 4 в 2022 ?
88
8 комментариев