Разработчики Genshin Impact оставляют в игре зашифрованные послания — а игроки их разгадывают
Рассказываем, как и зачем.
Материал подготовлен при поддержке VK Play
По сюжету Genshin Impact* игрок становится гостем в Тейвате — открытом мире семи королевств, у каждого из которых своя культура и даже собственный язык. Там он должен найти потерянного в начале путешествия родного человека — а для этого придётся сразиться с монстрами и покорить семь природных стихий.
Разработчики оставляют по всему Тейвату пасхалки для игроков. Это не часть геймплея или квестов, при этом, отгадав их, можно узнать о мире больше. Например, важной частью игры стали выдуманные языки — энтузиасты находили «секретные» наречия, а разработчики добавляли новые. Теперь их в игре больше тринадцати — а сообщество и создатели не собираются на этом останавливаться. Рассказываем, с чего началось соревнование расшифровщиков и разработчиков и к чему оно привело.
В этом материале мы будем опираться на переводы и экспертизу русскоязычного сообщества энтузиастов Genshin Impact Lore.
Алфавит и собственное письмо есть больше чем у половины игровых языков. Их расшифровкой занимались энтузиасты — самым первым из них можно считать китайского лингвиста Юй Сунъюань (语颂源). Он опубликовал разбор зашифрованных надписей на языке древних в 2020 году. В то же время другие игроки публиковали свои разборы — в основном на Reddit и NGA, но они были не такими глубокими и детальными.
Теперь исследовать можно было не только языки, но и каждый уголок карты, ведь везде могли находиться секретные надписи и новые подсказки, которые можно было бы перевести.
На одном из стримов разработчики прокомментировали изучение истории игрового мира и поиск его секретов.
Мне нравится читать комментарии игроков с их анализом Тейвата. Когда Путешественники ищут, обнаруживают и интерпретируют подсказки, они ведут с нами беседу сквозь пространство и время. И это искренне радует нас, создателей.
По мнению команды сообщества Genshin Impact Lore, создателям сюжетной игры (которая к тому же живёт за счёт внутриигровых покупок) важно постоянно поддерживать интерес игрока — и если геймплей может надоедать, то история, глубокая проработка вселенной и загадки помогают его удержать.
Теперь, чтобы переводить зашифрованные послания разработчиков, игроки используют уже готовые таблицы с расшифрованными языками. Но как они появились? Разбираться лучше на примере — начнём с языка, который энтузиасты расшифровали первым: языка древних.
Язык древних
Перед запуском на официальном YouTube-канале проекта появился видеоролик «Genshin Impact — Тейват». В нём игрокам представили мир — объяснили, какие игровые королевства их ждут, в какой очерёдности они будут выходить, какие игровые персонажи их встретят. У каждого региона была заставка: в три ряда на экран выводились название региона, наименование его сюжетной главы и надпись на неизвестном языке в самом низу.
Пытаясь расшифровать эти надписи, один из игроков решил подставить названия сюжетных глав на английском под таинственную письменность, но они не подходили.
Тогда он решил соотнести символы неизвестного языка с буквами английского. Когда и они не подошли, автор предположил, что язык, с помощью которого можно расшифровать игровой, должно быть, древний — например, санскрит или латынь. Чтобы проверить гипотезу, он искал в словарях слова, связанные с идеалами семи игровых стран (Мондштадт — свобода, Инадзума — вечность, Сумеру — мудрость), предполагая, что они должны присутствовать в шифре, а затем подставлял их под неизвестную письменность, медленно дешифруя алфавит.
С помощью латыни был расшифрован один из первых языков — его называют языком бездны, руническим языком, языком древних, языком фей, но в действительности у него, как и у многих других языков в игре, нет официального названия. Впервые он встречается в 13-й главе маньхуа (комикса) по игре, где персонаж по имени Сайно читает заклинание для изгнания бога, который поселился внутри девочки Коллеи и мешает ей жить.
Игроки обнаружили, что эти строки — отрывок из текста Малого ритуала изгоняющей пентаграммы, реально существовавшей оккультной практики. Интересно, что вторую часть этой фразы можно услышать во время ивента 1.1 «Заблудшие звёзды» в Мондштадте, в котором игровой персонаж Мона крутит звёздный диск — астролябию.
Если крутить астролябию по часовой стрелке, получится шифр «MKLRPLGBLURL». А если хорошенько присмотреться, можно разделить его на четыре части: MKL, RPL, GBL, URL. Это сокращенные имена четырёх архангелов: Михаэль, Рафаэль, Габриэль, Уриэль. В тексте Малого ритуала изгоняющей пентаграммы из реального мира эта фраза звучит так: «Во имя IHVH, Бога Израиля: по правую руку мою Михаэль, по левую руку мою Габриэль, а предо мной Уриэль, а за мной Рафаэль, а над моей головой Шехина Божья».
Ангелы были упомянуты и в другом контексте — после релиза версии 1.2 и локации «Драконий хребет»:
Последние два слова — часть пословицы «Audi, vide et tace, si vis vivere», что означает «Слушай, смотри и молчи, если хочешь мира».
Другим глобальным событием, связанным с этим языком, стало обнаружение подобных фресок на другой стороне карты, на острове Цуруми в Инадзуме, где когда-то располагалась величественная древняя цивилизация:
Некоторые символы на фресках стёрты целиком, но энтузиастам всё же удалось дешифровать их полностью. Переведя то, что не стёрто, авторы догадались, что высеченное на камне отсылает к 34-му стихотворению Катулла «Гимн Диане», которое было написано в 84–57 веке до н.э. в Древнем Риме. При помощи него пропущенные части восстановили, а послание разгадали.
По словам команды сообщества Genshin Impact Lore, фрески и послание на них подняли небывалый шум среди исследователей истории игры. Всё потому, что именно с их помощью разработчики впервые подтвердили существование лунных богинь, которые в древние времена властвовали на Тейвате.
Через полгода, выпуская новую локацию «Разлом», разработчики вновь использовали стихотворение Катулла. В этот раз строчки из его стихотворения «58b» были найдены в игровом стихотворении «CREDE TENEBRAE» — «Верь Тьме».
Но и здесь разработчики подкинули расшифровщикам задачу. Разгадать загадку было невозможно одному: в аккаунте игрока была доступна только одна случайная строчка текста. Фанатам пришлось объединяться, чтобы собрать все части стихотворения, расставить их по местам и дешифровать.
Язык Дешрета
Язык последней вышедшей локации — пустыни. Её относят к эпохе правления царя Дешрета — демонического бога, который объединил под своим правлением огромное количество царств, а затем пожертвовал собой ради их спасения.
Автор дешифровки — известный нам Юй Сунъюань. Лингвист опубликовал её на следующий же день после выхода трейлера с новой локацией, но игроки по всему миру узнали об этом лишь спустя несколько недель — возможно потому, что за китайскими контент-мейкерами мировое сообщество практически не следит.
Шифр оказался таким же, как в первый раз: нужно было подобрать реальный язык к выдуманному и сопоставить слова и буквы в нём с символами в игре. Язык Дешрета выполнен в стиле египетского письма — как и вся пустыня, основанная на культурных, исторических и мифологических образах древнего Египта. Например, по локации раскиданы обелиски с названием столицы пустыни — Ахтамоном (Akhtamon), что отсылает к древнеегипетской столице Ахетатон, названной в честь бога солнца Атона.
Другой пример — имена древнеегипетских богов, которые можно обнаружить на оружиях мобов-пустынников и их призывных зверях:
Международный язык
Межнациональный язык, который используется для записи текста на английском языке. Официально называется «всеобщий язык», «международный язык» или «лингва франка», в зависимости от перевода. Расшифровать его получилось легко: в игровом задании «Кризис Полуночного Героя» игрок получал записку на этом языке — и перевод к ней.
Хоть игрокам и удалось понять текст, некоторые буквы опознать не получилось, а части, заменённые знаками вопроса, оказались шифром Цезаря. Подобрав верное количество сдвигов букв — плюс одна буква, — игроки расшифровали и недостающие части.
На самом деле многие символы этого языка — перевёрнутая и отзеркаленная латынь, написанная с помощью Фрактуры (разновидности готического письма).
Ещё несколько интересных находок
Забытый язык
Отдельно упомянуть стоит забытый или «духовный» язык — язык ангелов. Это единственная в игре письменность, которую разработчики никак не изменяли — и даже не шифровали. Всё потому, что она полностью совпадает с искусственным в нашей реальности языком — енохианским. В 16-м веке его создали английские оккультисты, общавшиеся с потусторонним на своих спиритических сеансах. Увидеть и услышать язык игроки могут, когда Маги Бездны зачитывают свои заклинания.
Язык Мондштадта
Мондштадт — город, вдохновлённый европейской культурой. Для него был создана своя письменность, но язык по сути идентичен английскому. Все надписи сделаны символами, близкими к латинице, — это можно заметить невооружённым взглядом.
Язык Ли Юэ
Письменность в Ли Юэ восходит к древней форме записи китайских иероглифов — «чжуаньшу», её также называют «иероглифами печати». В отличие от языка Мондштадта, лишь единицы символов Ли Юэ существуют в реальном мире — остальные искажены настолько, что их практически невозможно сопоставить с прототипами.
Как ещё разработчики шифруют свои послания
В версии 1.2 в игру добавили небольшую локацию «Драконий Хребет». Поговорив в ней с девятью Стражами руин, игроки получали зашифрованное послание в девяти частях:
Первое, что приходит на ум при взгляде на точки и тире, — азбука Морзе. Но шифр оказался сложнее. Независимо друг от друга энтузиасты нашли три способа дешифровки.
В каждом из них нужно было сначала отсортировать Стражей по порядку, в котором они появляются в игре, затем выписать их номера (на иллюстрации это, например, «№ Hu-16180») и сами высказывания. А затем уже дешифровать.
Первый: тире использовали в качестве разделителя, а точку заменили на единицу. Получившийся массив трёхзначных чисел отсортировали по порядку и соотнесли с английским алфавитом. Получилась таблица с кодом:
Второй: заменили «.», «2», «3» на «0», «1», «2» — по сути, перевели в троичный код. Отсортировали по порядку и тоже соотнесли с английским алфавитом:
Соотнеся буквы с кодами, расшифровщики получили фразу: «sbegur angvba jrpnag sbetb guvf fxlobear cbjre ohgjr snvyrq», которая при дешифровке через метод Цезаря (+13) даёт такой результат:
- 16180: "FORTHE"
- 21030: "NATION"
- 31122: "WECANT"
- 42318: "FORGO"
- 57104: "THIS"
- 68513: "SKYBORNE"
- 73011: "POWER"
- 81122: "BUTWE"
- 96917: "FAILED"
For the nation, we can’t forgo this skyborne power, but we failed — «Ради нации мы не могли отказаться от этой небесной силы, но мы потерпели крах».
Третий, самый трудоёмкий метод — частотный анализ. Дешифровщик тоже догадался, что тире — разделители, а сочетания цифр между ними — код. Но решил не соотносить сочетания с алфавитом, а посмотреть на частоту использования букв в английском языке. Например, он предположил, что определённое сочетание цифр соотносится с буквой «e», потому что оно встречается в тексте чаще всего. Затем подобрал частоту для буквы «t», а после — и для других символов.
А с релизом нового региона — Сумеру — разработчики снова оставили пасхалку сообществу, спрятав в пении птиц азбуку Морзе.
Даже эту небольшую деталь создатели учли, прорабатывая лор: в игровом описании птиц сказано: «Говорят, что сумеречная птица когда-то обладала значительным интеллектом, могла овладеть человеческой речью и даже умела читать».
Пение птиц дешифруется так: Sarva, Ayus, Dawon, Deshret и miHoYo. Получается, в нём спрятаны как отсылки к лору игры — например, имя царя Дешрета, который когда-то правил пустынной частью Сумеру, — так и название компании разработчиков — miHoYo.
Но что-то расшифровать не удалось
Например, Глаз Бога (магический игровой артефакт) одного из будущих игровых персонажей — Дайнслейфа, язык на механизмах древней нации Каэнри’ах, фразы на свитках мобов — Хиличурлов.
По словам команды Genshin Impact Lore, самый интересный и волнующий коммьюнити неразгаданный шифр — тот, что на официальной карточке персонажа Дайнслейфа.
Мы точно знаем, что слева направо идёт прописная Хори (Ϩ), строчная Сампи (ϡ), строчная Коппа (ϟ), а также прописная Сампи (Ϡ). Все эти символы — часть греческого и коптского письма, у них нет конкретного перевода, звучания или транслитерации.
Некоторые из этих символов и вовсе являются числительными — поэтому загадка не разгадана и по сей день.
Когда-нибудь игроки найдут ответы на все нерешённые пока задачи — но мир игры слишком большой, а тайн в нём ещё больше. К тому же разработчики явно не планируют останавливаться — геймеров ждут новые загадки.
Присоединиться к исследователям игрового мира Genshin Impact* можно на площадке VK Play, где представлены десятки тысяч игр, среди которых, например, Lost Ark**, Warface***, War Robots: Frontiers****. Там же можно предзаказать ожидаемую Atomic Heart****. Площадка предлагает и собственный облачный сервис VK Play Cloud, с помощью которого можно играть в любимые тайтлы с любого железа.
Недавно команда VK Play запустила на сайте раздел «ВКлючайся в игру» с участием популярных блогеров — там можно не только открыть новые для себя игры, но и принять участие в заданиях и челленджах, за выполнение которых вручают призы — подарки-стикеры VK Play и уникальные ачивки. А зарегистрированные пользователи заберут на странице подборки промокод на пять часов облачного гейминга в VK Play Cloud. Самые активные юзеры за выполнение заданий получат шанс выиграть главный приз — «VK Капсулу Мини» с Марусей.
Реклама. ООО «ВК Плэй». Общий срок проведения акции: с 12 ч. 00 мин. «22» ноября 2022 года по 23 ч. 59 мин. «25» декабря 2022 года по московскому времени, правила: documentation.vkplay.ru/terms_vkp/jointhegame. Промокоды предоставляются до конца акции «Включайся в игру»
* Genshin Impact (16+)
** Lost Ark (12+)
*** Warface (12+)
**** War Robots: Frontiers (16+)
***** Atomic Heart (18+)
Этот текст написал тот самый единственный человек, который не проскипал весь сюжет Энканомии?
Комментарий недоступен
погодь, разве это не драконий хребет? откуда в энканомии альбедо? я вроде не скипал его сюжет
Проскипал весь текст,
энкономия лучший регион (60ар)
Геншин и вкплэй в одном посте
Это уже какая новость про Геншин за день? ДТФ же не может бесконечно рваться, пощадите.