Певица Холли Херндон научила нейросеть петь своим голосом

Пока художники воюют с нейросетями, устраивая забастовки на платформе ArtStation, певцы, похоже, пошли по пути сотрудничества. Музыкант Холли Херндон обучила нейросеть на своём голосе и теперь любой желающий может петь, как она. Хотя правильнее будет сказать – «звучать», как она, потому что попадать в ноты за вас ИИ не сможет.

Певица Холли Херндон научила нейросеть петь своим голосом

В недавнем выступлении на TED Talk артисты представили Holly+, инструмент с искусственным интеллектом, который позволит любому петь уникальным голосом Холли. На выступлении музыкант PHER сначала пел своим естественным мужским голосом, а потом переключился на второй микрофон и запел точно, как Холли Херндон. Более того, когда он использовал оба микрофона одновременно, казалось, что артисты поют дуэтом.

С одной стороны, зрелище впечатляет. С другой – немного жутковато видеть, как крупный мужчина поёт нежным женским голосом. Перспективы и потенциальное использование понятно, но придётся потрудиться над изучением тонкостей авторского права.

Юридические сложности цифровых двойников

Холли Херндон называет своего вокального клона с искусственным интеллектом цифровым близнецом. Сейчас это лишь детище самой певицы, но вскоре Холли+ может начать жить собственной жизнью, а это значит, что неизбежны конфликты, с которыми сталкивались и раньше. В 1988 году Бетт Мидлер подала в суд и выиграла дело против Ford Motor Company, когда они заплатили бэк-вокалисткам, чтобы те выдавали себя за певицу в версии «Do You Want to Dance». Несколько лет спустя Том Уэйтс также выиграл дело против Frito-Lay за то, что те вокально имитировали его в радиорекламе Doritos.

Холли считает, что технологии блокчейна DAO (Децентрализованная автономная организация) помогут защитить её права на голосовую модель. Она уверена, что получит полный контроль над выпуском инструментов, поддерживающих творческое использование копий голоса, и возможности лицензирования, которые одобрили бы члены DAO. Также Холли верит, что вся прибыль будет разделена между всеми участниками процесса.

«Вокальные дипфейки никуда не денутся. Необходимо найти баланс между защитой авторов и поощрением экспериментов с новыми захватывающими технологиями».

Когда создатели «Изгоя-один» воспроизвели в цифровом виде гранд-моффа Таркина (Питер Кушинг) и принцессу Лею (Кэрри Фишер), это вызвало массу разговоров о правах на изображение людей после смерти. На своем сайте Холли Херндон рассказывает, что ей гораздо удобнее распределять права на свою голосовую модель с помощью DAO, которые в равной степени заинтересованы в поддержании ее ценности и репутации, чем бездушный музыкальный пролюсер.

Дипфейк-двойник, созданный Холли, также недавно попал в заголовки за то, что сделал смелый шаг, исполнив песню «Джолин» Долли Партон. Holly+ почти добилась впечатляющих результатов, но чего-то не хватило. При более внимательном прослушивании становится очевидным, что ИИ не может воспроизвести необузданные эмоции и уязвимость человеческого голоса, исполняющего одну из самых мощных песен всех времен. По крайней мере, пока.

Вокал искусственного интеллекта и сопровождающий его видеоряд в равной степени гипнотизируют и тревожат. Впрочем, если не сравнивать его с оригиналом, то можно сказать, что Holly+ удалось переосмыслить старое и превратить его в нечто новое.

В композиции используется вокальная модель, обученная на голосе Анны Берден (певицы, сделавшей кавер на песню «Джолин»), а это означает, что Долли Партон будет получать гонорары как автор песен, как это всегда происходит в случае создания каверов. Но может ли отрасль двигаться в новом направлении, если с помощью блокчейна часть гонорара сможет получать исполнитель, на чьём голосе обучался ИИ?

Как только мы преодолеем рефлекторный страх того, что ИИ может заменить музыкантов, что нас ждёт антиутопическое будущее дипфейков, появится что-то гораздо более оптимистичное. Holly+ — это инструмент, который улучшит творческий потенциал авторов, а не заменит его. Также есть мнение, что законы об авторском праве из нашего аналогового прошлого только сдерживали творческих людей и душили полёт фантазии.

Что вообще такое творчество? Если мы заглянем под капот, то всё сводится к ремиксам. Основа музыкальной индустрии – эксперименты, копирование контента, комбинирование элементов в поисках чего-то нового. И это справедливо для всего от рок-н-ролла до электронной танцевальной музыки.

Лояльно настроенные музыканты просят не отнимать у них новый инструмент. Если он окажется в правильных руках, то может открыть новые жанры и кардинально изменить весь творческий процесс, объединив лучшее из обоих миров. Но исполнителям стоит помнить, что человеческий дух, яркие эмоции и душевность должны быть в основе, а остальное можно приукрасить техническими средствами. В конце концов, видео так и не убило радио, и вряд ли ИИ заменит музыкантов.

1212
14 комментариев

нейронки будут решать вопрос задач которые требуют дженерик решений, искусство никуда не денется, как и кодить ии не будет, успокойте свое траханье

2

А почему нельзя научить ии кодить?

Я думаю они со временем и до этого доберутся.

Ох а что будет годиков через 5 - 10, ммм))

1

в смысле попадать в ноты не сможет за тебя? Да половина звезд ни в одну ноту нихуя не попадает, достаточно любой живой концерт посмотреть или попытки спеть на публику.
Давно это работает без всякий нейронок, подтягивается где надо до нужной ноты.
Да и виртуальные вокалы существуют миллион лет без всяких там нейронок, используются как бэк и на подпевках, очень точно имитируют и дыхание и все что свойственно человеческому звукоизвлечению.
Просто мадам сделала свой звуковой "банк" и всё.
https://youtu.be/UAtVGHl1AFM

ну спасибо вам, блять, теперь это точка невозврата!

Посмотрел бы я на ситуацию, когда какие-то посторонние люди без ее ведома так повторили бы ее голос, и начали на основе этого делать контент.
Приговаривая при этом, что-то в духе: "Ну это прогресс, от него не уйдешь, дармоеды стали бесполезными, будут знать". (так поступили с художниками, если что)
В данном же случае имеем "правильный путь" использования нейронки. когда автор сам создал на основе себя - инструмент. и далее может это использовать, либо же как-то попытаться его коммерциализировать.