Игры «для всех»: впечатления без спойлеров от первого эпизода The Last of Us на HBO

If it ain't broke.

Этот блок временно не поддерживается
Игры «для всех»: впечатления без спойлеров от первого эпизода The Last of Us на HBO

От настолько громкой адаптации видеоигры мне до последнего хотелось ждать какого-то подвоха.

Всё-таки сериалом по чуть ли не самой важной франшизе PlayStation занимается один из создателей оригинальной игры вместе с зарекомендовавшим себя сценаристом. Да ещё и с талантливыми актёрами. И при поддержке, пожалуй, главной кабельной сети в телеиндустрии. Но не может быть такого, чтобы все карты легли, как надо. Что-то определённо пойдёт не так, а на выходе непременно получится катастрофа, наблюдать за которой придётся исключительно из чувства, что ты обязан быть в теме.

Вот только катастрофы (кажется) не случилось. И, оглядываясь назад, понимаешь, что беспокоиться-то было особо и не о чем. Ведь эта игра, рассказывавшая о путешествии контрабандиста Джоэла по постапокалиптическим США вместе с «грузом» в качестве 14-летней девочки Элли, и без того очень старалась быть фильмом. И испортить её сюжет экранизацией должно быть трудно. Особенно по-настоящему компетентным людям.

Наблюдать за Педро Паскалем в образе — одно удовольствие, его Джоэл может и растрогать, и напугать
Наблюдать за Педро Паскалем в образе — одно удовольствие, его Джоэл может и растрогать, и напугать

Очень хочется сразу же оставить за скобками все разговоры о мнимом и реальном величии оригинальной The Last of Us. О, прости господи, «проклятии игровых экранизаций». О надуманных скандалах вокруг кастинга задолго до премьеры. И тем более — о шоураннере, который в интервью для «киношных» СМИ притворялся, что видеоигры закончились в 2013 году на шедевре Naughty Dog.

В контексте первых полутора часов телеадаптации всё это ни капли не интересно. Первый эпизод — это экранизация «по учебнику», к которой на определённом уровне совсем не хочется придираться. И, пожалуй, в этом её главная сила и главная слабость.

Сериал от HBO, безусловно, меняет сюжет и его подачу. За счёт того, что зритель не привязан к одному герою, действие перемещается от одного персонажа к другому, дополняя знакомую поклонникам оригинала историю.

Белла Рамзи отлично вжилась в образ Элли — правда, экранного времени у неё пока не так уж много, и главные возможности «блеснуть» ещё впереди
Белла Рамзи отлично вжилась в образ Элли — правда, экранного времени у неё пока не так уж много, и главные возможности «блеснуть» ещё впереди

Вокруг основной сюжетной канвы как бы «наращивают» контекст, с помощью которого вводят в курс дела людей, впервые приобщившихся к The Last of Us. Сцены, которых в помине не было в оригинале, не кажутся чем-то инородным, а больше увлекают, подробнее показывают характеры, например, Элли и Тесс. И даже вступительная сцена оказывается на удивление эффективной и жуткой, хотя наверняка отпугнёт «пуристов», не готовых терпеть расхождения с оригиналом.

Но всё это не какое-то чудо, а проявление здравого смысла при переходе от интерактивного повествования к не интерактивному его формату. Не участвуя в процессе, наблюдать за тем, как Джоэл по 15 минут ходит на корточках и учится таскать лестницы, было бы не слишком увлекательно. А вот узнавать о проблемах Джоэла с алкоголем и веществами, а также о том, как Элли попала к «Цикадам», — уже куда любопытнее. Изменения по сравнению с игрой, что можно заметить за эпизод, трудно назвать совершенно необоснованными или бессмысленными — включая сниженный градус насилия.

Более того, в сериале покадрово и дословно цитируют отдельные фрагменты из игры, как бы руководствуясь присказкой «зачем чинить то, что не сломано». Например, взять поездку по охваченному паникой городу из пролога. Это те же ракурсы и те же реплики, но они не теряют в эффекте и не играют на одной лишь ностальгии и эффекте узнавания. Они работают за счёт того, что изначальный материал хорошо сохранился, а новым актёрам в знакомых ролях удаётся воспроизвести нужный тон. Чего только стоят диалоги Джоэла с дочерью Сарой: Педро Паскалю и Нико Паркер удаётся в точности воссоздать их «химию» и ту самую слегка насмешливую, но заботливую интонацию разговоров.

Игры «для всех»: впечатления без спойлеров от первого эпизода The Last of Us на HBO

Авторы сериала Нил Дракманн и Крейг Мейзин явно одинаково хорошо (хотя, быть может, и не идеально) понимают как язык видеоигр, так и киноязык. И действительно стараются быть верными духу истории, которую адаптируют. В отличие от бесчисленных режиссёров разных экранизаций игр, уверявших в каждом интервью, что они «очень любят играть в видеоигры вместе со своими детьми».

Но «переезд» The Last of Us с игровых консолей на телевидение всё-таки оказался далеко не безболезненным. Да, мне очень хочется нахваливать структуру сценария и грамотно расставленные «крючки» для незнакомых с оригиналом зрителей, игру актёров и их попадание в образы, а также разыгранный по нотам (почти буквально), практически безупречный финал эпизода. Вот только это не избавляет сериал от заметных проблем, обычных чуть ли не для любого массового продукта, сделанного в Голливуде — особенно когда эти проблемы мешают как следует погрузиться в повествование.

Отлично выстроенные кадры здесь соседствуют с пейзажами, украшенными очевидно «нарисованными» задниками, которые то и дело бросаются в глаза. За подобающе мрачным эпизодом может последовать сцена с до странного «обычной», красочной картинкой, которая будто превращает забегаловку в постапокалиптическом городе в бар для хипстеров.

«Родной» для The Last of Us саундтрек с композициями Густаво Сантаолальи соседствует с неуклюжими музыкальными «стингерами», напоминающими зрителю, что стоит испугаться того, что происходит на заднем плане. Хотя тишина была бы куда эффективнее.

А в один из ключевых моментов шоураннеры словно перестают доверять зрителю и включают короткий флэшбек, чтобы как следует разжевать мысль эпизода. Будто бы считая, что аудитория не в состоянии припомнить, что произошло в той же самой серии час назад. Хотя, быть может, это лишь свидетельство того, что дебютный эпизод изначально задумывали как два.

По отдельности все эти «болячки» — лишь мелочи, которые в теории не должны портить впечатление от полуторачасовой серии. Но проблему усугубляет не самая уверенная постановка Крейга Мейзина, чьей предыдущей режиссёрской работой было «Супергеройское кино» аж 2008 года выпуска. А не слишком изящный монтаж и операторская работа с акцентом на средних и крупных планах то и дело мешает как следует прочувствовать депрессивную и мрачную атмосферу, которую явно старался нагнать автор, но без особого успеха.

Игры «для всех»: впечатления без спойлеров от первого эпизода The Last of Us на HBO

И от этого невольно начинаешь думать, каким мог бы быть эпизод от Кантемира Балагова. А заодно и скучать по цельности «видеоигровой» The Last of Us. По тому, как разработчики из Naughty Dog заставляли игрока принять перспективу Джоэла и неспешно погружали в опасный, враждебный, но прекрасный мир.

А из головы никак не получается прогнать один вопрос. Если суть истории в игре и сериале остаётся прежней, то оправдывает ли экранизация собственное существование? Стоила ли того попытка адаптировать и без того кинематографичную историю, превратив её в продукт «для всех»?

Но дать на этот вопрос внятный ответ можно будет лишь после финала.

Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»

298298
517 комментариев

Как же меня бесит эта фрагментация лицензионного контента по фильма и сериалам среди кучи различных сервисов. HBO в Британии не работает, есть другой сервис по подписке, который предоставляет контент, но там только full hd. Или надо подключать платное телевидение и смотреть через него, но оно мне нахер не надо. Спасибо за удобство блять, скачаю с торрента.

63

Бедняжка. Ну ты держись там, в Британии, не расстраивайся сильно с таких проблем...

349

Охуенная история. HBO работает в Британии и предлагает тарифный план за 15 долларов с 4K.

14

кинопаб

13

Придется переезжать обратно в россеюшку, мы тебя все тут ждём, даже полевой боекомплект подготовили

8

Комментарий недоступен

6