Лучшие российские фильмы 2022 года: от эпоса до хоррора
Сердце Пармы
Эпос о покорении Великой Перми
Экранизация одного из лучших романов Алексея Иванова наконец-то свершилась. Не без потерь от изначального текста, не без упрощения и приглаживания, но и это победа.
15-й век, по наущению русского князя разбойники крадут главную языческую святыню пермяков — и расплата на заставляет себя ждать. Русская крепость сожжена, князь убит — на его место приходит еще совсем юный сын, которому и предстоит держать оборону, заводить союзников и искать себе место меж двух огней.
С одной стороны, ретивые пермяки и татары, которые не терпят неуважения. С другой, московиты, которые требуют дань и послушания. А князь Михаил хочет только защитить своих, вот только разобраться, где свои, а где чужие, всё сложнее.
Немного жаль, что создатели выбрали формат полнометражного фильма, а не сериала — в романе Иванова очевидно набралось бы материала на 8–10 серий, да и Михан вполне себе Джон Сноу за Стеной.
Фильм в чём-то повторяет судьбу Михаила — его успели пнуть оба лагеря. И за продвижение колониализма («топорно поданный имперский дискурс»), и за антиколониальный уклон («идеологическая диверсия» по мнению «Царьграда»). В 2022 экранизация «Сердца Пармы» не могла не вызвать полемику — хорошо, что хотя бы в поле кино осталось место для дискуссий.
Подельники
Психологическая драма о глубинной России
Пермский край роднит «Сердце Пармы» с «Подельниками»: и спустя несколько веков местные противостоят пришлым. Молодой биатлонист Пётр (Борисов) с женой (Янковская) приезжает в родное село, как будто отрезанное от остального мира. Связь не ловит, транспорт едва ходит, а вся власть в руках местного шамана с говорящим прозвищем Людоед (Деревянко).
В первый же вечер после приезда у них под окнами появляется труп односельчанина. Все знают, что убийца Людоед, но кто решится ткнуть в него пальцем? Только десятилетний сын убитого.
Здесь могла бы начаться совершенно быковская драма об одиночке, который бросает вызов обществу, но Григорьев работает тоньше. Столкновение Петра (и в чём-то его жены) и Людоеда — это не бой добра со злом, а противостояние двух миров: городского, опирающегося на цивилизацию, и природного, который живёт своим, во многом тюремным, законом.
Людоед опирается на право сильного и не уважает «терпил». Пётр же возражает: терпение — главное в спорте и жизни. И снова вопрос: в чём же сила?
Ника
Байопик о Нике Турбиной
Ника Турбина прославилась на весь Советский Союз как поэтесса-вундеркинд. В детстве она собирала стадионы и награды, ходила по телеканалам, путешествовала и жила за границей. Но девочка Ника выросла в истеричную молодую женщину, которая и слышать не хочет о поэзии, — а ведь только это у неё в жизни и было.
Прибавьте к этому опасный возраст 27, токсичную мать, которая хочет продолжения банкета за счет былой популярности дочери, несчастную любовь к слишком хорошему парню — и получите ожидаемую развязку.
Ты уже знаешь, к чему всё идет, но смотреть всё равно интересно: история взрослой Ники перемежается воспоминаниями из детства — и именно там прячется возможная разгадка феномена Турбиной.
Продукты 24
Остросоциальная драма о судьбе мигрантов
Новоприбывшие мигранты приходят по протекции к владелице круглосуточного продуктового Жанне. Она обещает им хороший график, приличную зарплату и проживание в квартире. На деле — ни денег, ни документов, ни возможности уйти, ведь беглецов возвращают прикормленные полицейские, а наказание за побег страшнее жизни в неволе.
Так уже несколько лет живёт Мухаббат — любимица Жанны, которая ценит преданность и беспрекословность узбекской рабыни. Но будет ли Мухаббат так же послушна, когда Жанна заберет её сына?
История основана на реальном 12-летнем заключении трудовых рабов в гольяновском продуктовом магазине. Кажется, в год, когда многие россияне вдруг оказались иммигрантами в странах, откуда мигранты всегда приезжали, полезно вспомнить, в каких условиях порой жить приходится у нас.
Сёстры
Хоррор о расплате за домашнее насилие
У Евгении Некрасовой есть небольшой, но очень яркий рассказ «Лакшми», в котором ежедневно побиваемая мужем жена вдруг отращивает дополнительные семь рук — и таким образом утихомиривает и выгоняет распоясавшегося супруга. Рассказ тем страшнее, чем понятнее, что в реальной жизни такого спасения не будет.
«Сёстры» работают в том же поле, смешивая жанр ужасов с ужасом бытовым: чтобы Анне выйти победителем и сохранить себе жизнь и сына, придётся тоже прибегнуть к насилию, пусть даже оккультного характера.
Никита Ефремов, как и в «Хорошем человеке», вновь выходит из образа отличного парня — и здесь он вписывается идеально: едва ли человек со стороны может заподозрить в нём маньяка.
За рубежом триллеры и хорроры подросли как жанры, став поводом поговорить о накипевшем социальном — хорошо, что и у нас отозвались на эту тенденцию.
Межсезонье
Драма о подростковом бунте
Новый фильм от режиссёра «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря» сразу привлёк внимание — и разочаровал многих, кто ждал нового «Чеснока».
С одной стороны, снова камерная драма на двоих и снова сложные детско-родительские отношения. С другой же, главные герои — пара подростков с подростковыми же проблемами, когда все взрослые дураки и ничего не понимают в жизни, поэтому надо срочно готовить революцию в отдельно взятой ячейке.
Приятные актёры, колоритные второстепенные герои, отличный саундтрек — всё это есть. При этом надо признать, что фильму действительно не хватает динамики и композиционной выдержанности. Подсократить бы — и было бы совсем хорошо.
Молодой человек
Ностальгическая комедия для 30-летних от 30-летних
Ваня просидел всё детство за учебниками, поглядывая из окна на одноклассников, пинающих мяч. Репетиторы, пианино, отлично сданный ЕГЭ, учеба в МГУ — а в 30 лет Ваня сидит за окошком банка и гоняет бабуль от микрокредитов. И даже это он теряет: с работы увольняют, жена уходит, а ипотеку надо как-то платить. И вот моложавый Иван решается на авантюру: попасть в лагерь для одарённых старшеклассников и выиграть грант, чтобы закрыть ипотеку. Разве он, такой умный и взрослый, не обойдёт каких-то зумеров?
Если сюжет вам что-то напоминает, то фильм признаётся сразу — это же «Мачо и ботан» по-русски. Отсылок здесь будет много, можно сказать, что фильм и состоит из одних отсылок, но в этом даже есть какое-то обаяние предсказуемости и стабильности.
Ваня так и не перешагнул нулевые, когда и музыка была лучше, и жизнь подавала какие-то надежды. Вполне понятная ностальгия по нулевым внезапно оттеняется ещё одной ностальгией, уже явно непреднамеренной: фильм как будто закрывает эпоху десятых — с открытым миром, работающими соцсетями, детскими лагерями без спущенной сверху повестки, запрещёнными артистами на школьной дискотеке. Время действия не проговаривается, но по умолчанию считывается как 2019 — до начала наших ревущих 20-х.
«Хорошим были временем нулевые», — говорит Ваня и включает плеер. А там, конечно же, «Три полоски» от Animal Джаz. Приём запрещённый, но работает — и сразу вспоминается полушутка, что раз сейчас мы откатываемся в 90-е, то где-то ждёт новый 2007.
В этом списке нет фильмов, которые должны были появиться в кинотеатрах в 2022, но не получили прокатные удостоверения: «Капитан Волконогов бежал», «Жена Чайковского», «Ампир V». Неизвестно, насколько бы они оказались популярны, но при нынешних проблемах российского проката, это — ещё один выстрел в и без того пострадавшие кинотеатры.
Зарубежные гиганты ушли, иранское и индийское кино едва ли заманит зрителя, на одном прокате старых фильмов далеко не уедешь, а российские фильмы появляются в стримингах, возможно, даже слишком быстро — нет нужды идти в кино.
Из списка выше, пожалуй, только один фильм действительно стоило смотреть в кинотеатре — размах «Сердца Пармы» годится для большого экрана, а вот камерные драмы работают и с ноутбука.
Чего ждать? Больше детского контента в кинотеатрах и больше камерных историй, которые будет выходить сразу в стримингах, не дожидаясь выдачи прокатных удостоверений.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»
Комментарий недоступен
У меня изначально было опасение, что "Сердце" делалось по схеме "мы сняли сериал, но чтобы заработать побольше денег, мы сократим 10часовой материал до 2х часов и заранее выпустим как фильм". Собственно, в кино оно в итоге так и ощущалось. Потом погуглил и несколько источников говорят, что это реально сериал, который выйдет в 2023 году.
бот, сделанный для продвижения контента с КиноПоиска
Составляющий списки из фильмов и сериалов, которых нет на Кинопоиске.
Ну во второй половине Сердце Пармы становится вполне смотрибельным, но да, есть какие-то прям всратые моменты, я даже порывался бросить просмотр.
Может фильм был ради пары минут после двухчасовой отметки, когда Грозный Бондарчук рассказывал мету русского мира?
Уважаемые знатоки, какие из этих фильмов советуете посмотреть?
Казнь точно пропускать нельзя