«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»: бондиана для пацанчиков

На экранах новый фильм Гая Ричи — спустя почти год после плановой даты релиза.

Неизвестные крадут из секретной лаборатории неназванную опасную технологию. Британское правительство выражает обеспокоенность и обращается к самому невозмутимому тайному агенту на подряде Орсону Форчуну (Джейсон Стэйтем). Орсон нехотя возвращается из отпуска в теплых краях с вином и женщиной и разрабатывает нехитрый план по спасению мира.

Операция по продаже краденного не сможет пройти мимо стареющего миллиардера Грега Симмондса (Хью Грант), который выступает на подобных сделках гарантом-посредником. Чтобы подобраться к Симмондсу и заполучить необходимую информацию, решают использовать обожаемого им кинозвезду Денни Франческо (Джош Хартнетт).

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Снобствующие зрители пророчат режиссеру Гаю Ричи крах карьеры после каждой новой работы, начиная так со второго фильма. Кто-то идет дальше и считает провальным уже дебют «Карты, деньги, два ствола» — якобы, эпигонство по отношению к Тарантино и безделица. «Большой куш» — недоразумение и самоповтор. «Унесенные» — кошмар и несостоятельность, неспособность отойти от амплуа автора криминального жанра. «Револьвер» — графомания и напыщенная бессмыслица.

Ричи тем временем попал в Голливуд и погрузился в проекты вроде переосмысления Шерлока Холмса, артурианы и диснеевского «Аладдина», перемежая их относительно небольшими личными проектами вроде «Агентов А.Н.К.Л.» или «Джентльменов».

Еще одно расхожее мнение о британце — Ричи чередует по одному фильму для студий и по одному «для души»

За четверть века в профессии Ричи снял полтора десятка полнометражных лент, поработал со множеством лучших актеров своего времени (некоторым дал старт или новый виток карьеры), что меньше всего похоже на пророчимый ему крах. В России режиссер снискал народную любовь, к его имени зрители относятся с поразительным трепетом и, как это было с «Джентльменами», окупают его фильмы чуть ли не за весь остальной мировой прокат.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Феномен Ричи в том, что он — несомненно, образованный интеллектуал, но при этом (что и бесит снобов) — ни разу не сноб. Его фильмы — идеальный вариант нетребовательного к зрителю «авторского кино», образец киноискусства, которое остается доступным, но позволяет подняться на ступеньку выше. Если бы существовал «курс молодого бойца» для начинающих киноманов в него следовало бы включить программные фильмы Ричи в самую первую очередь, чтобы с чего-то начать формировать насмотренность.

«Операция «Фортуна»» отлично смотрится как «боевик со Стэйтемом»: ребята, которые ставили экшн для «Дедпула» и «Джона Уика» свою работу знают. С этим зрителем фильм будет говорить на низком диалекте через образы пушек, мордобоя и черных «геликов». Другие считают пестрящие марки luxury-брендов, полюбуются нарядами, часами и украшениями. Кто-то обязательно заприметит в кадре интерьеры и произведения искусства.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Для ценителей синематографа — блестящий опенинг с битом от каблуков персонажа по деревянному паркету, игры со временем, монтажные склейки, нескучная операторская работа и разбросанные по всему фильму мета-ироничные пасхалки, угадывать которые — отдельный сорт удовольствия.

Часть наслаждения портят пресловутые «трудности перевода» — Ричи, который не так прост, как кажется, всегда сложновато давался российским локализаторам, теряющим при переводе пласты смыслов, начиная еще с названия. Приставка «искусство побеждать» в оригинале означает что-то вроде «военная хитрость» и отсылает одновременно к «троянскому коню» (персонаж Хартнетта) и вирусу-«трояну» (та самая похищенная технология-макгаффин).

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Кажется, что самый большой эффект от просмотра должен получить вообще близкий круг режиссера — по ощущениям, некоторые вещи в этом фильме (как, впрочем, и в его предыдущих) для посторонних просто недоступны и считываются только если интуитивно, намеками. Виной всему запутанный и загадочный «Револьвер», который Ричи выпустил в 2005 году и, почему бы не пофантазировать, мог сделать своеобразным каббалистическим символом-ключом ко всему творчеству, заставляющим искать в его работах двойные смыслы и строить конспирологические теории.

Ричи в «Операции» с бюджетом в 130 миллионов не теряет голову — это по-хорошему старомодный и приземленный фильм, не злоупотребляющий компьютерной графикой и нереалистичными спецэффектами — их ровно столько, чтобы происходящее выглядело зрелищно, но не превратилось в потерявшие связь с реальностью франшизы «Форсаж» или «Миссия невыполнима» и не стало похожим на свихнувшийся аттракцион.

Бюджет потрачен по большей части на роскошный реквизит, костюмы и актеров. Обожаемая сейчас всеми Обри Плаза раскрывается во всей красе в роли ироничной женщины-спецагента, пытающейся затроллить сурового персонажа Стэйтема. Пятисекундная сцена перестрелки с ее участием — ничего кроме бесстыжего фан-сервиса, но как же прекрасно.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Шутка про «Мы же летели в Канны, почему летим в Лос-Анджелес?», неожиданная искусствоведческая мини-лекция о картине «сына Мадонны», обожаемые режиссером шахматы (обязательные в каждом его фильме!), фирменные саундтреки или сцена, в которой герой Стэйтема на ответственном ограблении залипает перед старым кино по телевизору — все это вместе обволакивает «Операцию «Фортуна»» чем-то теплым и душевным, как кашемировый шарф с утонченным парфюмом.

Фильм вообще больше не об утомительном спасении мира — здесь это как-то мимоходом — а о важности простых человеческих удовольствий: поехать в отпуск, насладиться бокалом (а лучше бутылочкой) вина, прокатиться на быстром автомобиле по побережью, повстречаться случайно со знаменитостью и искренне поблагодарить за все. У человека, который снял это кино, точно все в порядке с самооценкой и душевным равновесием — еще один повод для раздражения вечно недовольных собой снобов-невротиков.

Творчество Гая Ричи мы с ребятами подробно и обстоятельно обсуждали на подкасте "Кино без секретов" после выхода "Джентльменов"

4242
28 комментариев

Комментарий недоступен

14
Ответить

Да нихуя. Я вот вроде не зажрался. Мне понравились последние "Уики", понравился тот же фильм от Ричи про инкассаторов, а "Фортуна" вообще не зашла. Испытал разочарование от фильма. Экшн плюшевый, сюжет дерьмовый, герои вообще никакие. Из плюсов - сцена с проникновением дом с АСМР в микрофон и последняя сцена с ракетами. Даже великолепный Хью Грант фильм не спасает. Лучше бы на "Аватар" сходил.

3
Ответить

Так не зажравшиеся искусством снобы - они как бы и должны разносить этот фильм. Что в этом шпионском боевике показали на 130 миллионов бюджета? День Курка стоил 45 миллионов, там такой экшон, что Фортуна, кажется просто скучной драмой по сравнению с ним. Ну ладно актерский ансамбль, наверное лучше. Есть Быстрее пули, у которого бюджет 90 миллионов, а при этом, и актеры круче, и экшон изобретательнее и сюжет умнее, да и юмор присутствует. Если эти фильмы поставить рядом, это просто уничтожение какое-то. Можно сказать, что там действие происходит в одной локации. Но сука Фортуна, тоже происходит в самых невзрачных локациях в мире, на каких-то пустырях, либо в на невзрачных дорогах, либо просто в особняка и короблях. Чтобы был понятен Бюджет форсаж 9, в котором весь бюджет попилили причастные люди стоил 200 миллионов против 130 Ричевстких. Можете сравнить экшон в этих фильмах.
Да даже, если сравнивать с фильмами самого Ричи, он 7 лет назад выдал Агенты Анкл, где все было просто в разы круче и дешевле, и с лучшими актерами. Проходит 7 лет он выдает фильм, где 2 погони, и одна из них - это сцена как Стейтем догоняет блядь мопед. в 130 миллионом фильме, одна из главных экшен сцен - это погоня Стейтема за мужичком на мопеде. Вот это конечно, не для снобов, это для людей вообще без вкуса.

Ответить

Именно!

Ответить

Пиздеж. Как раз это нихуя не Ричи. Разочарован.

Ответить

Боевичок нормальный. Ходил вчера как раз. Есть моменты похихикать, есть моменты заценить шарм Обри Плазы. Приятно было снова посмотреть на Харнетта

7
Ответить

За Хартнетта прямо грустно - как-то не задалась карьера, то ли свернул не туда, перспективный был и харизматичный. "Слевин" - потрясный.
Приятно, что Ричи пытается его реанимировать, но что-то с трудом верится, что из этой гальванизации что-то получится серьезное)

Ответить