Два фильма о искушениях в монастыре. Чтобы получить удовольствие и не захотеть раскаяться в этом перед киноэстетами

Два фильма о искушениях в монастыре. Чтобы получить удовольствие и не захотеть раскаяться в этом перед киноэстетами

Искушение(Benedetta, 2021)

Два фильма о искушениях в монастыре. Чтобы получить удовольствие и не захотеть раскаяться в этом перед киноэстетами

Намеренно оскорбительная провокация, лесбийское софткор порно в монастырских декорациях, сделанное Полом Верховеном исключительно с целью шокировать зрителя? А может всё-таки нечто большее? Давайте попытаемся найти суть фильма в его названии. "Искушение" или "Бенедетта"? Я считаю, что второй вариант гораздо лучше подходит фильму. Да, Пол Верховен не был бы Полом Верховеном, если бы не добавил в фильм обнажённые тела и натуралистичное насилие, но "Бенедетта" этим далеко не ограничивается: тут показаны и лицемерие духовенства, и опасность неверного понимания религии, и жестокость средневекового общества.

Посреди этой неразберихи времён чумы оказалась главная героиня фильма, Бенедетта Карлини - реально существовавшая монахиня, жившая в Итальянском городе Пеша в 17 веке. История Бенедетты была подробно задокументирована и легла в основу сюжета фильма. Не знаю, насколько точно фильм соответствует записям того времени, и насколько те записи соответствуют реальности, но кинематографистам удалось объединить неоспоримые факты из текстов 17 века с собственной выдумкой и искажённой в результате неправильной интерпретации реальностью из тех же текстов так, что получилось нечто занимательное: жанр, который, как бы парадоксально не звучало, можно назвать историческим фэнтези.

Фильм начинается на удивление безобидно: родители Бенедетты везут её в монастырь, и по пути натыкаются на разбойников, требующих немедленно отдать им драгоценности. Бенедетта уверенно произносит фразу: "Верните эту цепь, она принадлежит моей матери. Если не вернёте, вас накажет святая дева". После этого в дереве, находящемся рядом с бандитами, начинается какое-то тревожное шуршание. Оттуда вылетает птица и гадит одному из злодеев в глаз. Наступает комическое облегчение, бандиты возвращают цепь владельцу.

Этот эпизод довольно хорошо отражает суть личности главной героини: на протяжении всего фильма она то ли наивно ищет в случайных, но часто весьма удачных совпадениях божий умысел, то ли действительно имеет паранормальную связь с всевышним, а мы пытаемся понять, что из двух. В любом случае, её искренняя вера в Бога и в себя впечатляет как её современников, так и нас, зрителей. После этого фильм проматывает события на 18 лет вперёд, мы видим, что Бенедетта всё ещё живёт в монастыре. В это время она впервые испытывает видение, связанное с Иисусом, он говорит ей: "Бенедетта, ты жена моя, иди ко мне". Спустя какое-то время появляются новые видения, после одного из них девушка обнаруживает, что у неё появились стигматы.

Несмотря на сомнения в том, что стигматы не были нанесены Бенедеттой самостоятельно, лидер местной церкви решает, что об этом должны знать как можно больше людей, ведь это отличная возможность привлечь внимание к городу и церкви и заработать на этом. Этот эпизод прекрасно показывает лицемерие церковных деятелей, попрекающих чужие грехи и при этом строящих свою карьеру на обмане. Чуть ли не главное место в фильме занимают отношения Бенедетты с другой монахиней, Бартоломеей. Бартоломея попала в монастырь гораздо позже, чем Бенедетта, и в Бога она не верит. Монастырь стал для неё укрытием от тирании в семье. Бартоломея пытается соблазнить Бенедетту, но поначалу безуспешно.

За отношениями двух монашек было действительно интересно следить: Бартоломея видит в Бенедетте коварство и жестокость, в то время как на самом деле это не жестокость, а результат странного убеждения в том, что страдание - это честь, которой господь удостаивает некоторых людей. Возможно это также проявление скрытого мазохизма Бенедетты. Фильм получился насыщенным на события и всевозможные двусмысленности, а его персонажи ощущались живыми, местами даже чересчур: сомневаюсь, что реальные монашки настолько, кхм... чувственные.

Подводя итог, лично для меня фильм оказался одним из лучших среди просмотренных работ Пола Верховена. Не хуже "Робокопа" или "Чёрной книги". Думаю те, кто ещё не смотрел, имеют немало шансов на то, чтобы отлично провести время. Критики тоже были благосклонны: фильм получил высокие оценки и множество номинаций.

Два фильма о искушениях в монастыре. Чтобы получить удовольствие и не захотеть раскаяться в этом перед киноэстетами

Чёрный нарцисс(Black Narcissus, 1947)

Два фильма о искушениях в монастыре. Чтобы получить удовольствие и не захотеть раскаяться в этом перед киноэстетами

Этот фильм не просто хорош, он уникален. Не из рода "Такого больше не делают": таких не делали до него, не делали после, и вряд ли сделают потом. Во-первых, почти все пейзажи в фильме были рукотворными. Не зная этого во время просмотра, поначалу поражаешься красотой и размахом представленных здесь видов. Потом понимаешь, что такого просто не могло быть, но это разоблачение разрушает погружение лишь на момент, в который ты отдаёшь должное художнику.

Два фильма о искушениях в монастыре. Чтобы получить удовольствие и не захотеть раскаяться в этом перед киноэстетами

Гиперреальность некоторых видов в фильме, а также работа с цветом, светом и камерой завораживают. Отдельным удовольствием на грани между такими качествами, как актёрская игра и художественный стиль, является наблюдение за эмоциями главных персонажей, лица которых снимают крупным планом. Кадр с лицом главной героини из воспоминания о мирской жизни расстворяется, показывая нам то же лицо, но уже облачённое в церковный наряд. Через секунду его выражение меняется с восторженного на встревоженное, когда тишина во время молитвы прерывается нежданным гостем.

Кроме этого в "Чёрном нарциссе" есть интригующий сюжет и качественное музыкальное сопровождение. История начинается с того, что пятеро монашек: Клода, Руфь, Филиппа, Брайони и Хани, по указу настоятельницы должны отправиться во дворец в Гималаях, чтобы основать там новую общину. Они будут работать на благо местных жителей, давая им бесплатное образование и медицину на базовом уровне. Их содержание во дворце обеспечивает его владелец, генерал Тода Рай. Представитель генерала, мистер Дин, - грубый и прямолинейный, но хорошо знакомый с местностью и её жителями англичанин. Дин предупреждает монахинь, что местные жители непредсказуемы и глупы, как дети. Он советует не пытаться лечить серьёзно больных, потому, что если кто-то умрёт в больнице, обвинят в этом сестёр.

Пребывание во дворце становится всё более невыносимым с каждым днём: живописность природы, веселящиеся маленькие дети, мистер Дин с его сексуальностью - всё это напоминает монахиням о жизни, не ограниченной одним служением Богу.

Главная героиня, сестра Клода, представлена в фильме просто фантастически. Настоятельница назначила её главой миссии, и для Клоды это многое значит, она довольно честолюбива, и принимает это назначение с видимым удовольствием. Трудности, с которыми сестра сталкивается в Индии, испытывают её способность нести такую ответственность. Как и остальные сёстры, Клода поддаётся влиянию нового места, что проявляется в её воспоминаниях о жизни до монастыря. Конфликт между желанием проявить силу духа, за которым скрывается ещё и высокомерие, и искушениями этого внеземного места получился очень волнующим.

Другие персонажи в фильме получили меньше внимания, но среди них можно отметить сестру Руфь, страдающую психическим расстройством и ревнующую Дина к Клоде(хотя она, в смысле Руфь, едва обмолвилась с ним парой слов). Также Руфь неохотно подчиняется и с трудом переносит критику.

Два фильма о искушениях в монастыре. Чтобы получить удовольствие и не захотеть раскаяться в этом перед киноэстетами
2424
17 комментариев

Комментарий недоступен

1

сцук сразу сам подумал об этом!
но лучше вставить трейлер

отличный постер для фильма, которого не существует. Даже у многих вышедших фильмов все гораздо хуже

Но ведь... Это же не порно ! Каким образом я тогда должен получить удовольствие от одетых монашек ?

2

В "Бенедетте" раздетые.

6

Комментарий недоступен

2