Статья удалена
Марк Браун, автор канала Game Maker’s Toolkit, опубликовал статью с анализом и своими впечатлениями от сюжета The Last of Us II. Привожу перевод статьи.
Внимание: в тексте содержатся подробные спойлеры для The Last of Us и The Last of Us II.
В Last of Us II был момент, когда мне хотелось просто выключить игру и больше к ней не возвращаться.
И знаете, я жалею, что не сделал этого.
В этой статье я привожу подробную критику игры с большим количеством спойлеров. Если вы еще не играли в The Last of Us и The Last of Us II, этот текст испортит вам удовольствие от обеих игр.
Итак, для начала давайте я напомню вам сюжет обеих игр.
The Last of Us рассказывает историю Джоэла и Элли — девочки, обладающей иммунитетом к вирусу, превращающему людей в грибовидных монстров.
Джоэл должен отвести Элли в больницу, где из её крови сделают вакцину. Но, узнав, что в процессе операции Элли умрет, Джоэл ураганом проносится по больнице, убивая всех на своем пути, и сбегает с Элли, которая в этот момент находится под наркозом. Когда та приходит в себя, Джоэл лжет ей, утверждая, что группировка «Цикады» не смогла изготовить вакцину.
События The Last of Us II происходят несколько лет спустя. Джоэл и Элли живут в городе, основанном выжившими людьми в горах.
Всего через несколько часов после начала игры Джоэла похищают, пытают и убивают. Элли в ужасе смотрит, как женщина по имени Эбби крушит череп Джоэла клюшкой для гольфа.
Перед нами тут же вырисовывается сюжет сиквела: Элли и её друзья должны найти эту женщину и отомстить за Джоэла. Прекрасная причина отправиться в путешествие по постапокалиптическим пейзажам в полузатопленный Сиэтл.
Преследуя Эбби, Элли допрашивает и убивает нескольких членов ее группировки — WLF: Нору, Оуэна и Мэл (последняя, как потом выясняется, была беременна).
Внезапно появляется Эбби и наставляет на Элли пистолет.
Дальше начинается флешбэк. Эбби общается с своим отцом — он хирург. Тот самый хирург, который должен был оперировать Элли в первой игре. Хирург, которому Джоэл воткнул в скальпель в шею, когда устроил безумную эгоистичную резню в больнице «Цикад».
На этом флешбэк не заканчивается: в течение следующих 10 часов нам предстоит играть за Эбби.
Мы узнаем, что люди, которых Элли убила, были в целом неплохими. Что сама Эбби хоть и не идеальна, но в целом хороший человек; в том числе немалую часть времени мы проводим в роли Эбби, спасая двух детей от религиозных фанатиков. Мы также видим, что Эбби убита горем, когда находит тела своих мертвых друзей — Оуэна и Мэл.
И в итоге, когда Эбби наконец находит Элли, персонажи уже поменялись местами: в глазах Эбби Элли — злодей и заслуживает смерти (в рамках немного неуклюжего босс-файта). Эбби одерживает верх, но в итоге отпускает Элли и ее друзей живыми.
На мой взгляд, история неплохая. Герой стал злодеем, злодей стал героем. Конечно, такие сюжеты мы уже видели, но, я считаю, подан он весьма достойно.
Вы, возможно, задумались, что с завязкой есть одна проблема: Джоэл — чудовище и вполне заслуживал того, что с ним случилось, верно?
Для меня в конце The Last of Us было очевидно, что Джоэл — злодей. Он эгоистичен, он убил главу «Цикад» Марлин, он солгал Элли и он обрёк человечество на вечную борьбу со смертельным грибком.
Конечно, мы сопереживаем ему (его дочь погибла в начале апокалипсиса, и он не хочет терять новую дочь в лице Элли), но в конечном счёте он не прав. Если в первой игре и есть неожиданный сюжетный поворот, то заключается он в том, что Джоэл — злодей.
Однако важно помнить, что Элли не знает, что сделал Джоэл (во всяком случае, так нам кажется). С её точки зрения он был неплохим парнем (насколько это возможно в блеклом постапокалиптическом мире). С точки зрения Элли её желание мести совершенно оправданно.
Пока что всё звучит логично. Но до сих пор я описывал сюжет The Last of Us II как сюжет фильма. Но это — видеоигра... И это всё усложняет.
Вам, возможно, знаком термин «скрытая ирония»: это когда зритель знает что-то, что не известно персонажу. Когда Элли отправляется мстить Эбби, игроки знают факт, который (как мы думаем) не известен Элли: что Джоэл — чудовище и заслуживал смерти.
Это очень интересный троп в традиционных видах искусства (см. например греческий миф о царе Эдипе), но в видеоигре, где мы лично управляем действиями персонажа, он оказывается довольно неудобным.
Если бы мы просто смотрели, как Элли, не знающая правды, хочет отомстить за Джоэла, — это одно. Но нас просят буквально нажимать на аналог и вести её по пути от одного ужасного решения к другому.
Когда Джоэла убили, я сразу же подумал, что Эбби — родственница или подруга кого-то из его жертв из первой игры. Или, может, она решила убить его за то, что он лишил человечество лекарства. Так или иначе, я был уверен, что у неё были веские причины.
Поэтому моя мотивация как игрока («Пожалуй, Джоэл заслужил смерти») совершенно расходилась с мотивацией Элли как персонажа («Я готова на всё, чтобы отомстить за Джоэла»). Поэтому для меня управлять Элли было очень странно.
(Примечание: вполне возможно, что имелось в виду, что игроков поразит и шокирует, что Джоэл был — о ужас — чудовищем. То есть, возможно, тот факт, что у Эбби были веские причины убить Джоэла, должен был стать для нас откровением. Но мне кажется, это было бы очень странным прочтением первой игры.)
Отношения между зрителем и протагонистом бывают очень интересными (например, см. троп «ненадёжный рассказчик»), но и очень сложными. Даже в пассивных видах медиа.
В «Во все тяжкие» шоураннеры изначально хотели, чтобы мы сопереживали Уолтеру Уайту — неудачнику, который добивается власти и уважения, продавая наркотики. Но по ходу сериала Уолтер совершает ужасные поступки, руководствуясь ужасными мотивами, и для нас Уолтер должен превратиться в антигероя, а потом и злодея.
Но многие зрители продолжали быть на стороне Уолта (например, многие ненавидели рациональную Скайлер за то, что она не подчинялась своему мужу преступнику), просто потому что он — протагонист, а значит... я должен быть на его стороне, да?
В видеоиграх этот эффект усиливается. Что происходит, когда вам приходится управлять кем-то, с кем вы не согласны? Как не сопереживать персонажу, которого ты буквально ведёшь?
Дискомфорт тут только усиливается оттого, что Naughty Dog предпринимают все усилия, чтобы вызвать у игрока чувство вины за соучастие.
Когда Элли сносит голову рядовому противнику выстрелом из дробовика, другой может крикнуть: «О нет! Она убила Терри!» Часто вы будете находить записки, оставленные убитыми вами людьми, из которых становится ясно, что это были обычные люди, которые просто делали свою работу. Умирая, враги часто кричат от боли и корчатся на полу, разбрызгивая всюду кровь.
Мне кажется, я понимаю задумку Naughty Dog. Элли начинает испытывать чувство вины за всю кровь, которую она пролила во имя мести. У неё вызывают отвращение изувеченные тела, которые оставляет за собой Томми (брат Джоэла, который тоже отправился по душу Эбби). Жестоко допросив Нору и убив беременную Мэл, Элли явно испытывает психологические травмы.
Чтобы окончательно добить нас чувством вины, разработчики делают наших врагов настоящими людьми, у которых есть имена. Так они пытаются уравнять чувства персонажа и игрока.
Но насколько виноватым должен себя чувствовать игрок?
Игра явно разбита на две части. Есть геймплейные участки, где мы берем персонажа под контроль: расстреливаем зараженных, создаем оружие и играем с пугающе реалистичными верёвками. Но еще есть катсцены, где мы не контролируем действия Элли, — она принимает решения на основе своих личных мотиваций.
Поэтому именно Элли-персонаж решает отправиться в путь в поисках мести. Элли-персонаж неосторожно влетает в комнату, где находится куча враждебно настроенных людей. И только затем контроль передают игроку. С этого момента вариантов у нас немного: мы можем попробовать прокрасться мимо всех, но рано или поздно нам придётся начать убивать людей. Они открывают огонь сразу, и у нас нет варианта, например, сдаться.
Поэтому мы убиваем других людей, потому что Элли-персонаж ставит нас в положение, где это неизбежно. Это её решение.
Мы как игрок убиваем только случайных противников, «пушечное мясо». Да, у них есть имена, но в конечном счёте они — просто вражеские солдаты. А что насчёт настоящих персонажей? Девушка, играющая на PS Vita? Доктор, умоляющая не убивать её? Беременная женщина? Элли убивает их всех — в катсценах. Должны ли мы испытывать за них чувство вины? Я так не думаю.
Во второй половине игры, играя за Эбби, мы видим, что Элли убивала хороших людей, у которых есть семьи, мечты и надежды. И что, в этот момент мы должны подумать: «О боже, какое же я чудовище, что играю в эту игру!»? Я не подумал. Я чувствовал себя обманутым, ведь меня поставили в это положение без моего участия.
Дело в том, что в игре, где игрок может принимать какие-то решения (Mass Effect, The Walking Dead, Life is Strange, Papers, Please), его действительно можно заставить испытывать чувство вины за последствия этих решений. (Я говорил об этом в видео про Шепарда в Mass Effect.)
Но в The Last of Us у нас практически нет выбора, игра совершенно линейна. Остановить Элли можно только выключив игру (об этом я ещё поговорю).
Ситуация усложняется еще больше, когда выясняется, что Элли все-таки знала правду о Джоэле. Когда ее история завершается, нам показывают флешбэк, в котором она разговаривает с Джоэлом, и тот признается практически во всём.
Элли не знает всех нюансов (она была без сознания, когда Джоэл убил отца Эбби), но она прекрасно понимает, что Джоэл был плохим человеком и что у Эбби, скорее всего, были веские причины убить его.
Мы считали, что Элли отправилась мстить за него из-за своих заблуждений, но на самом деле она прекрасно понимала, что Джоэл был чудовищем. Элли решила отомстить Эбби, хотя понимала, что та, скорее всего, имела полное право желать Джоэлу смерти.
Под конец Элли использует те же методы допроса, что и Джоэл, показав, что стала его чудовищным протеже. Если во второй игре и есть неожиданный сюжетный поворот, то заключается он в том, что Элли — злодей.
И после этого невозможно представить, что мы снова будем играть за Элли. Нас уже заставили стать соучастником ее преступлений. Но снова играть за нее, теперь, когда мы знаем, что Элли мстит за Джоэла, хотя ей известна вся правда о нём, что её решения — не ошибочны, а искренне ужасны, — это была бы настоящая пытка.
К счастью, оставшуюся часть игры мы играем за Эбби.
И хотя многим игрокам наверняка крайне некофмортно управлять персонажем, который сначала был представлен как «злодей», убивший протагониста той крутой игры с PS3, которая вам так нравилась... Чем больше времени вы проводите с Эбби, тем более очевидно, насколько ее мотивы оправданы и насколько не права Элли.
Поэтому, когда около 10 часов спустя в роли Эбби вы снова оказываетесь на сцене, где она наставила оружие на Элли, вы ведь должны быть на стороне Эбби, так? Элли здесь злодей, так?
Так?
Но, как вы знаете, на этом игра не заканчивается. Нам снова дают играть за Элли. Ее отпустили живой, она оставила Эбби в прошлом и мирно живет с Диной и малышом на уютной ферме.
Но она ведь не заслужила этого, правда? Долгое время я думал, что это просто сон, что это фантазии Элли, которая лежит, истекая кровью, в театре, потому что Эбби всё-таки решила, что эта девчонка заслуживает смерти.
Но нет, это всё правда. Ну ладно, возможно Элли наконец поняла, что её желание отомстить было ошибкой, что она принесла людям только горе. Увы, это не так.
На ферме у Элли происходят приступы ПТСР. Но перед глазами у нее стоят не моменты, когда она пытала Нору, или перерезала горло беременной женщине, или жестоко убила собаку. Она снова вспоминает Джоэла. Она непоправимо одержима жаждой мести.
Затем она узнает местоположение Эбби и решает вновь отправиться за ней и убить ее. Несмотря на то что Эбби пощадила ее — дважды. Несмотря на то что Элли знает, что у Эбби были веские основания убивать Джоэла. Несмотря на то что Элли уже причинила Эбби неисчислимые страдания, убив практически всех её близких.
Элли отвратительна. Она злодей!
Опять-таки, если бы это был фильм, это было бы интересно. Элли теперь — однозначный злодей, и мы могли бы наблюдать за ее идиотской жестокой местью с отвращением и любопытством. Я вовсе не утверждаю, что сам факт, что Элли не может простить смерть Джоэла, — это плохой сценарный ход. Напротив, это совершенно оправданная черта ее характера, которую можно было бы интересно исследовать.
Но еще раз: мы должны управлять ей. Элли — это мы. И снова нас пытаются заставить сопереживать ей, сделав ее протагонистом. И снова нас делают соучастниками ее поступков. Раньше мы могли как-то оправдать её, думая, что она не знает правды о Джоэле, и мы просто испытывали дискомфорт от ее жестокости. Но теперь мы знаем правду — и нас всё ещё заставляют играть ей?
В этот момент я почти выключил игру. Мне хотелось сказать: «Нет, я не буду в этом участвовать». Честно говоря, я продолжил играть только чтобы написать статью.
Итак, нас еще несколько часов заставляют играть за Элли: убивать разных врагов и идти по следу персонажа, который нам нравится. В итоге мы находим Эбби — и та оказывается сражаться. Однако мы избиваем ее до полусмерти. В какой-то момент Эбби приставляет к груди Элли нож, и игра просит меня (Элли) быстро нажимать «квадрат»*. Я не стал этого делать. Элли заслуживает смерти, поэтому я дал ей умереть.
Но увы, это «геймовер»: Элли обязана драться, чтобы победить.
И она побеждает. И, конечно, в последний момент у Элли наступает просветление и она отпускает Эбби. Но я чувствовал отвращение из-за того, что меня заставили еще четыре часа играть за этого человека и за то, что Naughty Dog подарили ей шанс на искупление.
Конечно, когда Элли возвращается на ферму, Дины там уже нет. Элли потеряла два пальца в драке с Эбби. Она — одинокий изгой. Что ж, по крайней мере у её выборов есть хоть какие-то последствия.
Но достаточно ли их?
Я считаю, что история The Last of Us II должна была закончиться в момент, когда Эбби находит Элли.
Первая половина игры посвящена тому, чтобы разрушить всю симпатию, которую мы испытываем к Элли. Она безжалостно убивает и пытает людей, подвергает своих друзей опасности. А затем оказывается, что она знала всю правду от Джоэле и всё равно отправилась мстить за него.
Вторая половина игры посвящена тому, чтобы разрушить представление об Эбби как о злодее. Мы видим события с её точки зрения и понимаем, что у Эбби были основания убить Джоэла. Что её друзья — хорошие люди. Что она — лучше Элли.
Конечно, в сюжете не всё идеально (например, игра пытается заставить нас чувствовать вину за решения Элли), но всё же The Last of Us II умело меняет наши представления о персонажах. Сначала мы видим в Элли героя, в Эбби — злодея. Под конец всё наоборот.
И игра могла бы закончиться на этом моменте. Или на ферме, где Элли живёт с Диной, но мучается чувством вины по поводу всех ужасных вещей, что она натворила в Сиэтле. Или на моменте, когда Элли вновь отправляется на поиски Эбби, неспособная отказаться от желания мстить. Если бы авторы поставили точку здесь, я бы, наверное, был готов назвать эту историю шедевром.
В чём смысл последних часов игры? Искупить вину Элли, хотя она этого не заслуживает? Показать игрокам новые геймплейные фишки, вроде возможности спускать заражённых на людей? Заложить основу для The Last of Us III? Я не знаю.
Несмотря на все проблемы, я считаю, что это потрясающая игра. Даже с точки зрения просто геймплея в The Last of Us II прекрасные стелс-механики, выверенная динамика, и игра ощущается как вершина всего, над чем Naughty Dog работали в The Last of Us и серии Uncharted (в том числе здесь есть прекрасное исследование открытого мира, которое не попало в Uncharted: Lost Legacy).
Но что касается сюжета... Я жалею, что не остановился за несколько часов до конца.
(* Прим. переводчика: Марк Браун допускает здесь неточность. На самом деле в этой сцене Элли прижимает нож к груди Эбби, а не наоборот, и мы должны нажимать «квадрат», пытаясь убить её. Если этого не сделать, Эбби выхватит нож и зарежет Элли.)