Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

А давайте поностальгируем на тему хороших космосимов. Ведь их нынче стало так мало...

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Космический симулятор - удивительная жанровая ниша, в которой уживаются самые масштабные и дорогие, самые разнообразные по духу и начинке, но почти всегда удивляющие игры. В свете анонса новой (и пока что выглядящей... тьфу-тьфу-тьфу... крайне многообещающе) игры по многострадальной вселенной Star Wars, я решил вспомнить свои самые любимые космосимы и составить из них персональный топ. Именно персональный, запомните это слово. Ведь в него будут входить некоторые игры, в своё время невысоко оценённые критиками, но пришедшиеся по душе именно мне. Почему? Я поясню за каждую.

Wing Commander IV: The Price of Freedom

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Пусть десятое место в топе для этого ветерана станет абсолютно символическим, ведь в глобальных рамках его влияние на жанр переоценить невозможно. Именно четвёртая часть легендарной серии стала апогеем сюжетного боевого космического эпика от Энтони Морона и Криса Робертса. Немыслимые на то время 4 компакт-диска, доверху набитые живыми видеороликами с участием Марка Хэмилла, Малкольма МакДауэлла и Джона Рис-Дэвиса, новый, крайне удобный интерфейс, феноменальная на 1996 год графика и поистине эпический сценарий - всё то, за что классическую квадрологию любят и по сей день. Почему ещё именно четвёрка? Ведь многие считают знаковыми для жанра первую часть, заложившую основы сюжетного боевого космосима, или более позднюю Privateer, привнёсшую в привычную модель свободу и открытый мир Elite. Дело в том, что ни до, ни после именно этой части никто не делал космических эпосов ТАКИХ исполинских масштабов (Про Star Citizen ни слова, ок?). Эксклюзивный аналог Звёздных Войн от мира видеоигр. Уникальное событие.

Tarr Chronicles

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Спорное место в моём персональном топе, обладающее рядом объективных недостатков, в своё время разобранных критиками по полочкам: однообразный игровой процесс, кислотная цветовая гамма, дубовая аркадная физика и сложный ЛОР, подаваемый тоннами голого текста. Однако именно для меня этот самый ЛОР и стал тем, за что я полюбил игру. Без шуток, местный сюжет достоин быть увековеченным в хорошей научно-фантастической литературной серии. Уникальная игровая вселенная с очень мрачной историей, пропитанной ощущением неминуемого апокалипсиса, потрясающе проработанные игровые фракции, сильно отличающиеся от банальных «землянин-пришелец», и приключение, от которого захватывает дух. Побег от чего-то неумолимого, бездушного, непознанного и на первый взгляд непобедимого.Ну и, если посудить, как игра «Хроники Тарр» тоже местами неплоха. Пусть здесь почти нет заданий, отличающихся от банального «разнеси в клочья всё что летает», но они крайне органично вписаны в сценарий. Летать и стрелять приятно, если дозировать прохождение, а мастерская кораблей позволяет вдумчиво и всласть покорпеть над своей «птичкой». Ну а сиквел - «Стражи Пограничья» - делает всё то же самое, но с более мрачной и суровой историей.

DarkStar One

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Ещё один экземпляр, в своё время полюбившийся именно мне. По факту это немецкий клон незабвенной FreeLancer, в порыве страсти слившийся с механиками ARPG. Большой мир с кучей систем и секторов, разнообразные задания, один-единственный корабль, прокачиваемый путём сбора инопланетных артефактов и на первый взгляд банальная сюжетная линия о мести молодого пилота за убитого отца. Разве что графика тут для своего 2010 года выглядит крайне неплохо - яркая, сочная, цветастая. Так что же тут хорошего? Знаете, сложно описать. Это можно назвать каким-то ощущением из детства, когда садишься за (как оказывается позже) косячную игру, но она затягивает тебя с головой и не отпускает до самого конца. И ты миришься с её объективными недостатками, продираешься сквозь недоработки, но играешь. Потому что тебе ИНТЕРЕСНО. Так вот и мне было интересно исследовать местную вселенную, охотиться на пиратов, выполнять задания, искать секреты, модернизировать корабль и следить за сценарием. Тем более игра крайне проста в освоении и не требует от игрока экстраординарных навыков и безумной концентрации. Лёгкое, но качественное бульварное чтиво с привкусом детства.

Independence War 2: Edge of Chaos

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Очередной пример прекрасного сюжетного боевого космосима, в своё время ставшего настоящим сюрпризом для игрового комьюнити, не слишком высоко оценившего первую часть серии. Но авторы не отчаялись. В сиквеле они добавили концепцию развиваемой базы, потрясающий своей эргономикой интерфейс и прекрасный ИИ. На несколько голов круче стало то, что раньше хромало: шикарная графика и длинные видеовставки, не очень глубокий, но сочно проработанный сценарий, структура миссий и, что самое важное, лётная модель. В этой игре впервые на моей памяти настоящая ньютоновская физика заключила мирный договор с увлекательностью и динамикой. Корабль движется в соответствии с законами инерции в вакууме, и соответственно так же себя ведут и все окружающие его объекты, внезапно не прибитые намертво к определённым точкам локаций. Конечно, всё это необходимо учитывать во время игры, но геймплей из-за этого не превращается в борьбу осьминога с адронным коллайдером. Здесь после каждой победы чувствуешь себя максимально удовлетворённым, а не вымотанным в хлам. Ну и какие же тут прекрасные музыка и звуки... Сказка.

Tachyon: The Fringe

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Компания Novalogic, в свое время ставшая титаном в жанре симуляции реально существующей военной силы - от истребителей и танков до пехотинцев - однажды решила попробовать свои силы на поле миссионных космосимов. Пригласила на озвучку Брюса Кэмпбелла (в локализованной версии персонаж безжалостно просран по сравнению с оригиналом), продумала оригинальный сценарий и на-гора выдала то, что в итоге оказалось шедевром вне времени. При этом ничего сверхъестественного в игре вроде бы нет. Большой игровой мир открыт, но свободно полетать по нему не выйдет - с базы не выпустят без конкретного задания. Список развлечений стандартен: эскорт, поиск, уничтожение, исследование. Физика полётов достаточно аркадна с лёгким уклоном в инерционность. Но вот разнообразие и проработанность... А они здесь правят бал. Каждая миссия уникальна и изобилует событиями ручной выделки. Персонажи невероятно колоритные, окружающий мир живой и яркий благодаря читаемым на базах сводкам новостей, варьирующимся в зависимости от действий игрока или вообще от него не зависящим. А ближе к началу игры вам дают сделать судьбоносный выбор, от которого будут сильно зависеть последующий сценарий и сложность, так что пройти её можно как минимум дважды. И она того стоит, словно жутко увлекательный сериал, который врезается в память после первого просмотра, но к которому приятно возвращаться раз за разом.

FreeLancer

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Знаковое творение Криса Робертса, поделившее эпоху космосимов на «до» и «после». В нём мастер собрал воедино все свои прежние наработки и обогатил их новыми деталями, породив огромную и до сих пор верную фэнбазу. Тут вам и увлекательный сюжет с отлично срежиссированными видеовставками, пропитанными остроумными диалогами между прекрасно проработанными персонажами, и большая открытая вселенная, в которой можно торговать, сражаться, охотиться за головами и пиратствовать, и удобная аркадная физика, не отягощающая игрока лишними деталями, и приличный «автопарк» с кучей возможностей для модернизации своего крылатого красавца. Но даже при всём при этом изначальная игра не идеальна. И комьюнити это прекрасно понимало и понимает. Но именно само комьюнити и сделало из FreeLancer бессмертный шедевр - благодаря обширнейшим возможностям для моддинга оно значительно обогатило внутриигровой контент, улучшило графику и даже написало новые истории. И благодаря безумному изобилию пользовательского контента игра актуальна и по сей день.

No Man’s Sky

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Ругать «Ничьё небо», кажется, до сих пор модно. После катастрофического релиза в 2016 году на разработчиков из Hello Games посыпались тонны обвинений в обмане пользователей и бездарности. И было за что. В совершенно уникальную и беспрецедентную по масштабам песочницу с революционной системой процедурной генерации всего на свете не завезли ничего из того, что авторы обещали в процессе разработки. А сам по себе голый технологический костяк совершенно не походил на увлекательную игру. У любого другого девелопера после такого потока критики однозначно опустились бы руки и развилась стойкая депрессия. Однако не у Шона Мюррея сотоварищи. За что я безмерно уважаю этих людей, так это за то, что после провала они стиснули зубы и продолжили путём гигантских бесплатных аддонов добавлять в игру то, что не попало в неё на стадии релиза. И вот, спустя время, в No Man’s Sky оказывается можно и, что удивительно, ИНТЕРЕСНО играть. Нового контента завезли столько, что не опишешь и в рамках развёрнутой рецензии. Но итог один - теперь это не просто голая демонстрация впечатляющей технологии, но и затягивающее, меланхоличное космическое приключение, дышащее атмосферой одиночества среди миллиардов неисследованных звёзд, от которого не хочется отрываться ни на секунду. И пускай это не чистый космосим, а монструозный мультижанровый билд. Обойти его вниманием я не смог.

X3: Albion Prelude

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Серия X от немецкого разработчика Egosoft всегда только прикидывалась космосимом. Формально тут есть полёты от первого лица, боёвка, торговля, исследование, задания и какой-никакой сюжет. Однако всё это никогда не играло ведущую роль в игропроцессе. По факту «Икс» - это замаскированная под космосим глобальная экономическая стратегия, на поздних этапах которой ты больше проводишь на экранах биржи и сводки галактических цен, чем собственно в космосе. Более того, она не слишком дружелюбна к новичкам, после короткого туториала выкидывая их в холодный бескрайний космос с кипящей вокруг жизнью, приговаривая: «Теперь ты сам по себе. Хочешь жить - умей вертеться».Те, кто переживёт изначальный шок от такого беспардонного обращения, рискуют пропасть на месяцы. Ведь им откроется невероятно комплексная «элитоподобная» игра с мощнейшей динамичной экономической системой, возможностью строительства баз и заводов, организации своего флота и в итоге правления огромной финансовой империей. Для тех, кому мало будет оригинального контента, глубины мировой сети предоставляют плеяду шикарных фанатских модификаций. Ну а главными козырями немецкого бриллианта на пороге вхождения станут изумительная графика и самый лучший космический саундтрек на сегодняшний день. Только будьте уверены, что обзавелись максимально пропатченной на сегодняшний день версией игры. Почему именно тройка, а не вполне сносная X4: Foundations? Сложно сказать. Может, синдром утёнка. А может и суммарный итог личных впечатлений. И да, обходите стороной «Перерождение». Оно отвратительно даже после правок.

Evochron Legacy

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Тёмная лошадка и неогранённый бриллиант от мира космосимов. По факту эта серия, разрабатываемая одним человеком, с нами уже давно, а именно с начала двухтысячных, когда вышла первая часть Star Wraith. Уже на то время она обладала набором прорывных качеств и элементов, и эта славная традиция продолжается и по сей день. Но раскроется этот цветок не каждому. Порог вхождения в игру чудовищно высок. Комплексная ньютоновская физика всех космических объектов и даже гравитационных полей и планетарной атмосферы, огромный тяжеловесный HUD, море нюансов и механик. Да вать же машу, тут на освоение одного туториала уйдёт минимум три часа реального времени! Но то, что откроется терпеливому и усидчивому игроку, поражает воображение. Многие называют последнюю итерацию Evochron этакой сингловой Elite: Dangerous, сделанной с потрясающим вниманием к деталям. Огромный бесшовный космос, в котором вы можете заниматься чем угодно, безболезненно перестраиваясь из роли в роль благодаря модульной системе конструирования кораблей. Процедурно генерируемые планеты, на которых можно строить города и базы. Пространство, полное загадок, случайных событий и невероятных находок. И полная, бескомпромиссная, захватывающая свобода. Делай что хочешь, будь кем хочешь. Главное - перебраться через крутейший вступительный порог.

FreeSpace 2

Один билет в другой конец Млечного Пути, пожалуйста

Апофеоз. Лучше пока не сделал никто. Феноменальное высокобюджетное кино от жанра, запомнившееся всем и каждому, кому люба романтика межзвёздных странствий. И ведь по факту это обычный миссионный боевой космосим! Так что же в нём такого? Начать надо с сюжета. В первой части он подавался игроку по большей части тоннами сухого текста и скорее воспринимался как оправдание для многочисленных увлекательных миссий. Здесь же история творится на поле боя. Вылетая на задание, вы никогда не будете уверены в том, что закончите его по предписанию. Полный набор внештатных ситуаций вам в помощь. Внезапно появившийся на поле боя вражеский крейсер? Поломка систем эскортируемого транспорта? Саботаж? Атака новой инопланетной расы? События развиваются стремительно и ни на секунду не дают заскучать. А некоторые из них прописаны и поставлены так, что начинаешь подвывать от восторга. Я до сих пор с содроганием вспоминаю погоню сквозь туманность за звеном вражеских истребителей, заведших мою эскадрилью в ловушку. Когда из облака межзвёздной пыли проступили контуры чудовищных линкоров чужаков, я буквально сгенерировал тонну кирпичей. Всему этому способствует дотошная проработка каждой игровой детали. В радиоэфире стоит постоянный гомон ведомых и командиров, управление кораблём комплексное, но свободно осваиваемое, графика насыщенная, дизайн изумительный. И, что не может не радовать, несколько лет назад разработчики выложили исходный код игры в открытый доступ, что позволило комьюнити воссоздать всю сагу на новом движке Open FreeSpace и обогатить её пачкой не менее сильных рукотворных фанатских эпизодов. Однозначное первое место.

***

Что ждёт жанр в будущем? Посмотрим, как треклятые EA обойдутся с наследием X-Wing и Tie Fighter. Можно лишь надеяться на лучшее и до самого релиза сидеть, скрестив все пальцы. Star Citizen... Ну, наверное. Если вообще когда-нибудь выйдет.

А больше на горизонте ничего пока не видать. Так что делитесь своими примерами лучших космосимов. Может, кто-то найдёт для себя что-то неизведанное и действительно хорошее.

150150
131 комментарий

Так сегодня-завтра стар ситизен доделают и все норм будет. Не переживай особо

80
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Будем ностальгировать по Степке..

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А как же Elite dangerous?

24
Ответить

а чего по ней ностальгировать, она уже все? устарела?

Ответить

Долго думал, включать или нет, но решил не трогать онлайновые вещи. Так-то да, хороша, если забить на личную жизнь и работу.

1
Ответить