Как я в виртуальной выставке участвовал

И еще раз убедился, что современное искусство — странная и непостижимая для моего ума штука.

Как я в виртуальной выставке участвовал

Полгода назад на DTF вышел пост об искусстве внутриигровой фотографии. И это был не какой-то там гайд или лонг, а реклама открытого московского конкурса фотографов, в котором может поучаствовать любой желающий. «О, — подумал я, — это как раз для меня!»

Я на тот момент как раз закончил Red Dead Redemption 2 и даже выкатил на DTF свою коллекцию скриншотов, которая до сих пор считается лучшим авторским постом в подсайте. Пожалуй, ни на одну игровую фотосессию я еще не тратил столько времени и сил, сколько потратил на RDR 2, и результат во многом оправдал ожидания. До сих пор я считаю скриншоты из RDR 2 венцом своей виртуальной фотографии, а посему именно их я и отправил на конкурс.

Занять призовые места мне оказалось не суждено, но мои работы всё равно отметили и сказали, что они достаточно хороши, чтобы украшать выставку. И хоть в этом не было какого-то ощутимого профита, я все равно был рад. Хотя бы потому рад, что судьям понравилась моя работа. Пусть понравилась не настолько, чтобы отдавать ей призовое место, но всё же понравилась! Я даже получил критику от судей в личном сообщении — те хвалили меня за красивые кадры, но ругали за полное отсутствие «месседжа».

… Серия, представленная на конкурс, заслуживает внимания с технической точки зрения. Но, к сожалению, не содержит идейной составляющей. Современная фотография (в том числе, внутриигровая) должна нести в себе определенный месседж. В данной серии я вижу красивую форму и отсутствие авторского высказывания в ней

судейский вердикт

Прием работ закончился где-то недели 3-4 назад, а открылась виртуальная выставка только вчера. Я зашел посмотреть на призовые места, на работы людей, которые оказались лучше моей, и был слегка обескуражен. Первое, что я сразу же понял — для того, чтобы оценить эти работы, я должен мыслить в абсолютно другой парадигме. Потому что как бы я ни старался, я не мог понять ценность этих фотографий.

Первое место. Работа под названием «Глитч-арт»

Серия создана в направлении глитч-арт. Основной задачей автора стала демонстрация взгляда на внутриигровую фотографию не с точки зрения фотографа, а сточки зрения дизайнера. Для создания своей серии автор выбрала видеоигру Counter-Strike 1.6 (2000 г.), в которой игроку приходится постоянно убивать своих противников. Однако, после смерти и до окончания раунда пользователь переходит в режим наблюдения за игровым процессом, в котором может «выйти» за текстуры видеоигры. Именно эта возможность позволила создать работы в направлении глитч-арт. Автор стремилась продемонстрировать пространство, которое участники игры, увлеченные игровым процессом, чаще всего не замечают. Пространство, в котором всегда тихо и спокойно, в отличие от поля боя.

Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал

Моя первая реакция на победителя:

Как я в виртуальной выставке участвовал

Но дальше — лучше.

Второе место. Работа под названием «Post-mortem»

Автор рефлексирует на тему смерти, исследуя этот феномен в компьютерных играх. В XIX веке с изобретением дагерротипа была распространена посмертная фотография. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека. Автор решила перенести опыт позапрошлого столетия в виртуальный мир. Ведь, смерть в компьютерных играх — дело обычное и, как правило, остаётся без внимания. В поле зрения автора попали различные персонажи, включая инопланетных существ и зомби из видеоигр Dying Light (2015 г.), Half-Life 2 (2004 г.), Metro Exodus (2019 г.). Чтобы придать снимкам большую аутентичность, автор решила стилизовать кадры под дагерротип.

Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал

После этой работы в голове появилась новая мысль. Меня отругали за то, что я, в погоне за красивым ракурсом, абсолютно забыл о каком-либо «месседже», однако эта работа (как и вся выставка в последствии) вызвала у меня в корне противоположные эмоции: в погоне за «месседжем», все участники абсолютно забыли о том, что такое «красиво».

Третье место. Работа под названием «Loneliness»

Ой, как меня бомбит с этой работы! Сейчас покажу кадры и вы сами поймете, почему.

В своей серии автор обратилась к теме одиночества. Человек живет в занятом мире, с каждым днем становится труднее совмещать работу, семью, друзей. И время от времени человек начинает чувствовать себя истощенным физически, умственно и духовно, возникает желание уйти от всего, побыть наедине с собой, подумать и спланировать следующий шаг в жизни. Для кого-то одиночество — это плохо, кого-то наоборот видит в нем спасение. Каждый решает сам. Автор через свои снимки хотела продемонстрировать, как тема одиночества раскрывается в видеоигре Life Is Strange (2015 г.). Иногда главной героине игры грустно, а иногда единение с собой помогает ей сделать шаг и найти правильное решение.

Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал

Если предыдущие работы и отражали какое-то авторское видение снимающего, то данная подборка отражает лишь видение создателей игры, но ни в коем случае не геймера. Потому что все вот эти кадры — кат-сцены, заранее заготовленные ролики на движке игры, в которых игрок даже камеру отвязать не соизволил.

Вот, допустим, кадр из работы бронзового призера:

Как я в виртуальной выставке участвовал

А вот — тот же самый кадр, но какого-то рандомного стримера, который просто играл и даже не ставил перед собой цель снять что-то красивое:

Это, сука, абсолютно нечестно по отношению к остальным участникам, которые сделали больше, чем просто нажали на кнопочку скриншота во время ролика.

Еще одна работа, которая украшает выставку наравне с моей — «Мир Morrowind в различных жанрах»

В качестве главной концепции своей серии автор выбрала тему демонстрации различных жанров фотографии в рамках мира одной видеоигры — The Elder Scrolls III: Morrowind (2002 г.). Автор ставила перед собой цель донести до зрителя мысль о том, насколько может быть разноплановым мир видеоигры, позволяющий фотографам создавать проекты в различных жанрах. Каждый многожанровый снимок словно создаёт новую реальность, которая даже и не предполагалась в игре.

Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал

Подождите-ка… это что, фотография монитора? Да, абсолютно точно — вместо того, чтобы сделать скриншот с игрой, участница тупо сфотографировала монитор. Особенно хорошо это видно на первой фотографии, где рамка монитора попала в кадр. Причем сделано это настолько на пофиге, что даже перекрестье прицела не убрано. Что в Морровинде делается в банальном меню настроек.

Знаете, я очень люблю наш подсайт «Скриншоты». И люблю я его не за то, что я его модерирую и что каждый месяц мне за это перепадает бесплатный DTF Plus, нет. Хотя и за это, конечно, тоже люблю. Но вот за что я люблю его больше всего — так это за то, что меня и у участников этого подсайта абсолютно совпадает система ценностей. Мы оцениваем посты одинаково, без учета какого-то там «месседжа» и изысканного авторского высказывания.

Но кто мы вообще такие? Обычные пользователи, которые ничего не шарят в искусстве. То ли дело жюри в виртуальных выставках — пресловутые фотографы, закончившие новомодные школы современной фотографии. Они лучше нас знают, что такое «красиво». С играми этих фотографов, правда, абсолютно ничего не связывает. На выставке можно прочитать их досье и убедиться, что все заслуги судей были исключительно в области фотографии. Ни одного игрового дизайнера, художника или кого-то другого, кто не по наслышке знаком с видеоиграми.

Вот, кстати, ссылка на выставку:

И минутка занимательной статистики под конец: все вышеупомянутые участники (кроме меня) — девушки. Из семи участников было всего два парня: я и некий Павел Билык, работу которого вставили в самый конец. Видимо, она была хуже предыдущих. Если что, вот его кадры:

Как я в виртуальной выставке участвовал
Как я в виртуальной выставке участвовал
73
45 комментариев