«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок

Кино о людях.

В наше время сложно представить себе «Оскар» без фильмов о меньшинствах. Лучшим фильмом в прошлый раз стал «Лунный свет», будто специально снятый, чтобы получить награду. На нынешней церемонии в фаворитах — «Форма воды». Давайте уж честно, новый фильм Гильермо дель Торо — в первую очередь о «не таких, как все», а вовсе не об истории девушки, полюбившей монстра.

«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок

Но есть в списке номинантов фильм, который показывает эту проблему открыто, без каких-либо метафор — ставит вопрос ребром и даёт чёткий ответ. Поговорим о самом неудобном фильме последних лет — «Зови меня своим именем». Он не просто о гомосексуальности, но о социальных нормах, сформулированных и навязанных обществом. И о том, как легко и просто они нарушаются во имя чего-то большего. Без условностей и лжи.

«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок

Дело происходит в раю. Итальянская глубинка, старая вилла, солнце, тёплая вода, прогулки на велосипедах — это будто совершенно другая реальность, в которой не действуют правила внешнего мира. Здесь можно просто попросить воды у первого встречного, и тебе тут же принесут полный стакан.

Обитатели рая беззаботны: они читают вечерами романы вслух, пьют вино, загорают, устраивают званые вечера, ходят купаться. Прекрасная идиллия, попадая в которую человек забывает обо всём и остаётся наедине с собой. Созерцание.

«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок

Кино рассказывает историю обычного семнадцатилетнего парня Элио, который ищет себя и своё место в этом мире. Он много читает, играет на гитаре и фортепиано, пишет музыку. В рай Элио приезжает летом и на Рождество — побыть с родителями и отдохнуть. Естественность.

Родители — люди искусства. Мать переводит старые романы, отец занимается археологией, изучает древность, которой там в достатке — всё-таки Италия занимает первое место по количеству объектов всемирного культурного наследия.

«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок

Помогать отцу Элио приезжает молодой учёный Оливер, в которого сразу же влюбляется половина девушек в деревне. Но это не ещё одна история о змее-искусителе в раю, всё несколько сложнее. Оливер не собирается соблазнять Элио, а лишь даёт ему непрозрачные намёки: всё-таки любовь между взрослым мужчиной и подростком — табу во внешнем мире, откуда он прибыл.

Но в раю нет никаких рамок. Здесь нет разницы между гомосексуальностью и гетеросексуальностью — каким бы человеком ни был Элио, его обязательно поймут и примут. И даже девушка, с которой он некоторое время встречался, не даст ему пощёчину, когда их мимолётные отношения закончатся. Честность.

Может ли семнадцатилетний парень принимать решения самостоятельно? Внешний мир считает, что нет. Однако же родители Элио понимают чувства своего сына и, наоборот, поддерживают его отношения с Оливером. Все прекрасно знают, что ничем хорошим эта история не закончится, но всё равно идут на поводу у своих чувств.

«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок

Финал у «Зови меня своим именем» трагичный, как и у многих фильмов, посвящённых гомосексуальным отношениям. Может показаться даже, что гомосексуал в любом случае обречён на одиночество, как один из героев в «Форме воды», но мораль у фильма всё-таки иная.

Всё меняет финальный монолог отца Элио. Он говорит, что заставлять себя ничего не чувствовать — на самом деле ничего не чувствовать. Говорит, что не нужно убивать печаль и боль, что если заставлять себя не чувствовать — со временем ты просто закончишься. Он всецело принимает своего сына и поддерживает его, не видит ничего предосудительного не просто в гомосексуальности, но и в любви взрослого человека и подростка. Пожалуй, он — идеальный отец. Никаких условностей.

«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок

«Зови меня своим именем» не о гомосексуальности, такой вопрос здесь даже не стоит. Он о чувствах, которые не нужно прятать. И без разницы, к кому у тебя эти чувства — к мужчине или женщине, к взрослому человеку или к сверстнику. Нужно быть честным как с другими, так и с самим собой. Проблема лишь в том, что для этого нужно жить в раю, как Элио. Внешний мир не поймёт.

Созерцание, естественность, честность, никаких условностей — вот слагаемые успеха «Зови меня своим именем».

«Зови меня своим именем»: когда честность важнее рамок

Правда в том, что навязывание не поможет человечеству избавиться от предрассудков и стать лучше. Нет смысла возмущаться отсутствию темнокожих в Kingdom Come или делать одного из героев фильма «обязательным геем». Это ничем не лучше нетерпимости, это не помогает — чем больше ты навязываешь, тем сильнее отпор и раздражение.

Лучшее решение проблемы в данном случае — убрать проблему. Когда в дело вступают обычные человеческие чувства, плевать на цвет кожи и ориентацию. Нужно просто рассказывать истории про людей, а не про образ, сотканный обществом.

7878
114 комментария

В наше время сложно представить себе «Оскар» без фильмов о меньшинствах.

Ой, как и в любое другое время сложно представить "Оскар" без фильмов о какой-то другой социальной проблеме.

17

Да, фильм не навязывает какую-то ориентацию, и все сцены смотрелись бы ровно так же, как, если бы, это была история о гетеросексуальной паре. Сморщился во время сцены с персиком, но потом подумал, что будь на месте Оливера девушка, я бы реагировал точно так же. Фильм со своей магией, и совсем не о геях, прекрасно.

8

Женская сцена с грейпфрутом. Элегантно, эстетично, не то что там у этих.
https://youtu.be/nLTgWdXrx3U?t=153

6

просто, если бы вместо Оливера была девушка, то можно было бы поставить себя на место героя и фильм был бы еще лучше

5

Сморщился во время сцены с персиком,Я наоборот смеяться начал, тк сцена напомнила тотсамый момент в Американском пироге

2

Комментарий недоступен

8

но обычная ориентация делает проблему ближе бОльшему количеству людей, нежели ориентация к земноводному, напримерПредполагается что ориентация героев никак не должна влиять на восприятие фильма. А если мешает - то ты гомофоб, подсознательно - но гомофоб.
p.s. Если что я не осуждаю, просто пытаюсь объяснить.

11