Верещагин Василий

Картина вошла в Туркестанскую серию полотен Верещагина и стала эпилогом героической поэмы «Варвары», повествующей о гибели русского отряда от бухарских войск.

Апофеоз войны, 1871
Апофеоз войны, 1871

«Апофеоз войны» был написан в Мюнхене в 1871 году после второго путешествия художника в Туркестан в 1869 - 1870 годах. Автор предполагал назвать картину «Апофеоз Тамерлана» и посвятить ее исключительно жестокости Тамерлана. Но впоследствии принял решение сюжету и названию придать большую значимость и обобщение.

Так на раме появились надписи: «Апотеоза войны» – сверху и «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим» – снизу.

Рама картины «Апофеоз войны». Размер – 174 x 244. Материал – дерево. Техника – лепнина, крупнозернистая присыпка, резьба, блестящая и матовая позолота. 
Рама картины «Апофеоз войны». Размер – 174 x 244. Материал – дерево. Техника – лепнина, крупнозернистая присыпка, резьба, блестящая и матовая позолота. 

Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим.

В каталоге своей персональной выставки 1876 года в Москве автор говорит об исторической достоверности картины. Он вспоминает Тимура (Тамерлана), могущественного властителя и завоевателя XIV столетия, создавшего сильное государство со столицей в Самарканде и почитающегося в Средней Азии и ныне святым. Но его военные успехи сопровождали пирамиды, возведенные из черепов врага на территориях завоеванных народов. Даже в близкое художнику время еще встречались подобные пирамиды. Голова немецкого путешественника А. Шлагинтвейта, казненного в Кашгаре в 1857 году, вошла в основание одной из них.

Переживания Верещагина от военных событий в Туркестане, участником которых он был, впечатления от вида разрушенных древних и современных городов трансформировались у художника в идею неприятия войны вообще, что и стало главным содержанием полотна «Апофеоз войны».

Картина является своеобразным «памятником великим завоевателям» – прошедшим, настоящим и будущим. Надпись на ее раме содержит предостережение для грядущих поколений. По мнению автора, «пирамида», сложенная из человеческих голов посреди выжженной солнцем степи, является итогом любой войны. Вороны, как вестники Апокалипсиса, витают над своеобразным «памятником» разрушений и гибели всего живого. Руины крепости на заднем плане напоминают о том, как хрупок мир и творения человека и как легко в распрях людей полностью стереть с лица Земли цветущую и драгоценную человеческую жизнь. Задача художника и офицера – предупредить потомков о последствиях любых войн.

Оригинал этой картины хранится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.

Моё фото картины.
Моё фото картины.
119119
23 комментария

Помню тут выкладывали дорисованный нейронкой вариант этой картины, который был прям роскошный и совершенно не выбивался из темы картины на мой обывательский взгляд

5
Ответить

интересно было бы посмотреть)

4
Ответить

горизонт завален

2
Ответить

да, захотелось разрешить себе немного несовершенства

8
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

со мной также было)

2
Ответить

Помню, как впервые увидел её в Третьяковке. Висит почти незаметно в уголке, но сколько в ней... важности для людей. Это напоминание из прошлого, что вот так выглядят последствия войны.

2
Ответить