Некролог Metaverse: почему виртуальная реальность Цукерберга отправилась на кладбище

История величайшего провала в сфере технологий.

Селфи создателя Facebook в Metaverse
Селфи создателя Facebook в Metaverse

Марк Цукерберг потратил десятки миллиардов на создание Metaverse. Об этом проекте писали всевозможные СМИ, а крупные компании искали своё место в виртуальной реальности. Однако продукт оказался нежизнеспособным: пользователи просто не поняли, что это, и зачем оно нужно. Кажется, не понял и сам Цукерберг.

Публицист и генеральный директор EZPR Эд Зитрон опубликовал статью в издании Business Insider, в которой похоронил метавселенную Цукерберга и определил его как бездарного гендиректора, чья цель — повышать стоимость компании, а не развивать технологии. Я перевёл этот текст и добавил картинки, чтобы пользователи DTF могли почтить память Metaverse.

Иллюстрация Business Insider
Иллюстрация Business Insider

Большое обещание

Основатель Facebook, Марк Цукерберг, утверждал, что Metaverse станет будущим интернета. Предприниматель настолько поверил в эту идею, что переименовал свою компанию в Meta. Он говорил, что в виртуальной реальности пользователи смогут «устанавливать зрительный контакт» и «чувствовать себя так, будто находятся в одной комнате».

Средства массовой информации были в восторге от новорождённой концепции. Например, издание The Verge опубликовало интервью с Цукербергом длиной почти 5 тысяч слов и назвало Metaverse «экспансивным, иммерсивным видением интернета».

Однако технология не оправдала надежд. Неуклюжее интервью в виртуальной реальности с ведущей CBS, в котором использовались низкокачественные мультяшные аватары собеседников, противоречило тому, что компания показывала в рекламе.

Интервью CBS в Metaverse
Интервью CBS в Metaverse

Metaverse также страдала от кризиса идентичности. Функциональное коммерческое приложение требует нескольких вещей для процветания: понятной инструкции, целевой аудитории и готовности клиентов регулярно использовать продукт. Цукерберг поэтично называл свою метавселенную приемником мобильного интернета, но не смог сформулировать основные бизнес-проблемы, которые она решает.

Концепция виртуальных миров, в которых пользователи взаимодействуют друг с другом с помощью цифровых аватаров, восходит к концу 1990-х годов. Тогда появились массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры, такие как Meridian 59, Ultima Online и EverQuest. И хотя метавселенная Цукерберга якобы развивала эти идеи с помощью новых технологий, единственным реальным продуктом стала VR-платформа Horizon Worlds, которая требовала наличия громоздкой гарнитуры Oculus.

Цукерберг с гарнитурой Oculus
Цукерберг с гарнитурой Oculus

Несмотря на задержку концептуального развития Metaverse, податливая пресса безответственно нахваливала компанию. Ведущий CNBC Джим Крамер одобрительно кивал, когда Цукерберг утверждал, что миллиард человек будет сидеть в Metaverse и тратить там сотни долларов. При этом генеральный директор Meta не смог сказать, что люди получат в обмен или почему кто-то захочет пристегнуть к лицу громоздкую гарнитуру, чтобы посетить низкокачественный мультяшный концерт.

Жизнь на высоких оборотах

Неспособность дать сколько-нибудь значимое определение Metaverse не помешала её восхождению на вершину делового мира. В течение нескольких месяцев после анонса Meta казалось, что каждая компания хочет создать свою виртуальную реальность.

На конференции Ignite 2021 года генеральный директор Microsoft Сатья Наделла назвал технологию «большим прорывом» для его компании, IT-индустрии и всего мира, а платформа для онлайн-игр Roblox на волне шумихи провела первичное размещение акций.

Коллекция NFT Bored Ape
Коллекция NFT Bored Ape

Идею о метавселенной подхватили и криптовалютные компании: люди, стоящие за Bored Ape Yacht Club NFT, обманули прессу, заставив поверить, что загрузка цифровых фотографий обезьян в VR станет ключом к освоению метавселенной. Другие криптомошенники убеждали людей в том, что цифровая земля в метавселенной — следующий рубеж инвестиций в недвижимость. Даже предприятия, которые не имеют отношения к интернет-технологиям, вступали в игру. Так в виртуальной реальности оказалась крупнейшая сеть супермаркетов Walmart и компания Disney.

Walmart в метавселенной Roblox
Walmart в метавселенной Roblox

Стремление бизнеса включиться в игру привело к тому, что инвесторы, консультанты и аналитики Уолл-стрит пытались опередить друг друга в прогнозах роста рынка метавселенных. Консалтинговая компания Gartner утверждала, что к 2026 году 25% людей будут проводить в виртуальной реальности не менее одного часа в день. Wall Street Journal заявило, что метавселенные навсегда изменят то, как мы работаем. Глобальная консалтинговая компания McKinsey предсказала рост индустрии до $5 триллионов, а холдинг Citi — до $13 триллионов.

Жёсткое падение

Каждая бизнес-идея или радужный прогноз строились на туманных обещаниях Марка Цукерберга, однако люди не хотели пользоваться Metaverse на самом деле.

Decentraland, хорошо финансируемый криптовалютный продукт со своей метавселенной, имел около 38 ежедневных активных пользователей. Компания оспаривает это число, утверждая, что у неё 8 тысяч ежедневных пользователей, но это всё равно лишь малая часть от числа людей, играющих в такие онлайн-игры, как Fortnite.

Промо-картинка Decentraland
Промо-картинка Decentraland

Пиар Meta также не увенчался успехом: к октябрю 2022 года, по данным Mashable, у Horizon Worlds было менее 200 тысяч ежемесячных активных пользователей, что значительно меньше цели в 500 тысяч, которую компания поставила на конец 2022 года. The Wall Street Journal сообщило, что только 9% созданных пользователями миров посещали более 50 игроков, а The Verge назвали Horizon Worlds «настолько глючной, что даже сотрудники Meta избегали её».

Несмотря на мощь компании с триллионным оборотом, Meta не смогла убедить людей использовать продукт, на который она сделала ставку.

Индустрия серьёзно пострадала, когда экономика замедлилась, а суета вокруг генеративного ИИ возросла. Microsoft закрыла платформу виртуального рабочего пространства AltSpaceVR в январе 2023 года, уволила команду продукта и провела ряд сокращений в HoloLens. В марте Disney закрыла подразделение метавселенной, Walmart последовала её примеру. В итоге миллиарды долларов ушли на дно, а тысячи, если не десятки тысяч людей потеряли работу.

Но метавселенную Цукерберга официально отключили от системы жизнеобеспечения, когда стало ясно, что предприниматель и компания ушли на более благоприятные финансовые пастбища. В мартовском обновлении Цукерберг заявил, что «единственной крупнейшей инвестицией Meta является развитие искусственного интеллекта и его внедрение в каждый из наших продуктов».

ChatGPT — главный продукт в сфере генеративного ИИ 
ChatGPT — главный продукт в сфере генеративного ИИ 

В апреле технический директор Meta Эндрю Босворт сообщил CNBC, что он, а также Марк Цукерберг и директор по продуктам Крис Кокс теперь тратят большую часть своего времени на ИИ. Компания даже перестала предлагать Metaverse рекламодателям, несмотря на то, что потратила более 100 миллиардов долларов на исследования и разработки, чтобы стать главной виртуальной реальностью.

Усвоил ли кто-нибудь урок?

Хотя идея виртуальных миров или коллективного онлайн-опыта может жить в той или иной форме, метавселенная Марка Цукерберга умерла. Её смерти предшествовала длинная череда технологических причуд, таких как Web3 и Google Glass. Виртуальную реальность искоренили новомодные идеи, вроде того же генеративного ИИ и беспилотных автомобилей.

Смерть метавселенной следует запомнить как, возможно, один из самых масштабных провалов в истории технологий.

Я не верю, что Марк Цукерберг когда-либо по-настоящему интересовался Metaverse, потому что он никогда не давал ей определения, выходящего за рамки слегка подправленного Facebook с аватарами и громоздким оборудованием. Это было скорее средство для повышения цены акций, нежели реальное видение будущего. Цукерберг использовал своё финансовое положение и власть, чтобы заставить технологическую индустрию и значительную часть американского делового мира встать в строй за этой недоидеей.

Марк Цукерберг
Марк Цукерберг

Тот факт, что Марк Цукерберг отошёл от Metaverse, является обвинительным приговором всем, кто следовал за ним, и всем, кто считает его дальновидным технологическим лидером. Это также должно стать поводом для серьёзных размышлений среди венчурного сообщества, которое безрассудно последовало за Цукербергом и спустило миллиарды долларов на шумиху, основанную на громогласных пресс-релизах. В справедливом мире Марк Цукерберг должен быть уволен с поста генерального директора Meta, но в реальности это невозможно.

Цукерберг ввёл всех в заблуждение, сжёг десятки миллиардов долларов, убедил целую индустрию подчиниться его одержимости, а затем погубил её, как только другая идея начала интересовать Уолл-стрит. Нет никаких оснований для того, чтобы человек, под руководством которого были уволены десятки тысяч людей, руководил крупной компанией. У Meta нет будущего с Марком Цукербергом во главе: компания будет стагнировать, а затем умрёт и последует за Metaverse в могилу пресловутых идей.

На всякий случай напомню, что Meta признана в России террористической организацией и запрещена, но это не связано с провальной идеей Цукерберга.

498498
536 комментариев

Комментарий недоступен

223
Ответить

«Адекватные» люди и стим не принимали.

78
Ответить

Комментарий недоступен

73
Ответить

Ситуация аналогична с теми кто грезит о колонизации Марса. Дорого, бесперспективно и не нужно, хоть и в процессе достижения бессмысленной цели можно развить некоторые технологии.

11
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Сейчас постфактум можно что угодно сказать.

Про крипту когда-то всякие "адекватные" тоже говорили, что не взлетит.

6
Ответить

Только вот прогресс двигают не адекватные. У кого-то получается сдвинуть, у кого-то нет, кто-то и не пытается.
Вожаки это люди не то чтобы...адекватные.

4
Ответить