Приключения итальянца в Японии

Все знают, что такое «Super Mario Bros», все помнят как невысокий водопроводчик спасает принцессу и ест грибы. Но за этой милой игрой, знакомой нам с детства, скрывается настоящая корпоративная сага.

Помните Микки Мауса из South Park? 
Помните Микки Мауса из South Park? 

Марио для Нинтендо — примерно как вот такой Микки для Диснея. Это маскот, символ, главная маркетинговая единица, которая тянет корпорацию за собой, хотя у той полно других тайтлов. При этом у Марио, в отличие от диснеевских героев, собственного парка развлечений нет, хотя чисто статистически итальянский водопроводчик даже популярнее американской мыши. Причиной тому определенные маркетинговые опасения Nintendo, о которых подробно рассказывает Джефф Райан в своей новой книге «Super Mario. Как Nintendo покорила мир». Кстати, позже по иронии Райан будет соавтором и книги про Микки.

Но вернемся к Super Mario: формально работа Джеффа Райана посвящена именно игровой франшизе, и там на самом деле подробно рассказано о каждом из несметного числа проектов про итальянца в красном — о разработке, особенностях геймплея, продажах, игровых системах, культурном значении и так далее. Это очень объемная работа, затрагивающая разные аспекты, но нас сейчас волнует роль Марио как рекламного продукта, лица компании. В «Super Mario. Как Nintendo покорила мир» игровые аспекты здорово смонтированы с маркетинговыми — коммерческий успех и рост Nintendo тесно связан с развитием франшизы Super Mario, а та — с карьерой ее создателя Сигэру Миямото. Эти три биографии здесь собираются в один взаимозависимый клубок, и автор раскручивает эту судьбоносную сагу, начавшуюся еще в позапрошлом веке, когда Nintendo только появилась. Мы следим за ее входом в бизнес игровых автоматов, созданием собственных проектов, аутсорсом, консолями, и наконец покорением западного и международного рынков. Нам открывается полноценная история Марио, который как Мюнхгаузен, вытаскивает за косичку из болота и себя, и всю корпорацию. Открывается удивительная Zelda, что еще более удивительно, сделанная тем же Сигэру. Мы становимся свидетелями построения настоящей бизнес-империи, скрытой части айсберга, на торчащей верхушке которого пиксельный герой раз за разом спасает принцессу.

Сантехническая бизнес-аналитика начала 90х:

Приключения итальянца в Японии

Джефф Райан, обзорщик игр, консолей, гик, любитель японской культуры, с книгой про Нинтендо и Марио дебютировал в издании нон-фикшена, но его работа не похожа на пробу пера: напротив, это почти титаническое журналистское расследование, двойной прыжок для автора и самая содержательная документалка про усы — если хотели знать все о «Super Mario», о восточном игропроме, потеснившим западный на рынке последнего, о противостоянии Nintendo vs Sony и Марио vs скоростной Соник, то под обложку этой книги стоит заглянуть сразу, как только она появится на русском. Предзаказ «Super Mario. Как Nintendo покорила мир»:

55
2 комментария