Топ-10 экранизаций контркультурных романов
Также один из комментаторов предложил мне сделать топ «по фильмам контркультуры, типа На игле и Бойцовского клуба». Я сразу загорелся этой идеей, ибо сам очень люблю такое кино.
Но передо мной тут же встал вопрос — контркультура в кино, что это вообще такое? Например, я знаю, что есть нонконформистское направление в литературе, которое представлено такими авторами, как Уильям Берроуз, Ирвин Уэлш, Чак Паланик, Дуглас Коупленд, Хантер Томпсон и многими другими. Но, что такое контркультура в кино?
Для начала нужно понять основную базу.
Контркультура — это специфический вид субкультуры, отрицающий ценности и противопоставляющий себя парадигме доминирующей культуры.
Так что в кинематографе есть множество, не только фильмов, а целых течений, которые можно отнести к контркультуре. Это и Французская новая волна, и кино Нового Голливуда, и Догма 95, и т. д. По каждому подобному направлению хорошо бы когда-нибудь сделать отдельный топ, ведь все они заслуживают особенного внимания.
Ну, а сегодня я решил сосредоточиться все-таки на том, что предложил комментатор под ником Ost22, и поскольку он упомянул произведения, которые как раз таки напрямую относятся к нонконформистской литературе, значит и мой топ будет по экранизациям этих самых романов.
Эти книги не проходят в школе. Их авторам (как правило) не вручали литературные премии. Сама жизнь этих писателей поразительно похожа на их же тексты, полные алкоголя, насилия, секса и запрещенных веществ. Совершенно естественно, что такими получились и фильмы по романам этих писателей.
ДИСКЛЕЙМЕР
Это крайне субъективный пост, основанный на сугубо личных впечатлениях и эмоциях от просмотра. Автор топа даже не удосужился расписать подробно свое мнение по каждому фильму, а просто накидал картинок. Тогда зачем все это нужно, раз не несет в себе особой интеллектуальной ценности? Во-первых, просто ради фана и дискуссии в комментариях, ведь все любят поспорить о вкусах и предпочтениях. А во-вторых, чтобы лучше понять личность автора этого блога — его странные наклонности и пристрастия. Так что изучайте мой топ и спускайтесь в комментарии, чтобы написать свой.
10 место — «Дневник баскетболиста», реж. Скотт Кэлверт
Фильм снят по мотивам одноименного автобиографического романа Джима Кэррола, написанного на основе дневника, который писатель вел, когда был подростком.
Эта картина произвела на меня очень сильное впечатление в школьные годы. Она снята в жестоком стиле, и шокирует своими откровенными сценами. Для Леонардо ДиКаприо и Марка Уолберга это одни из первых ролей в большом кино. И если Марку еще только предстоит раскрыться сполна в «Ночах в стиле буги» у Пола Томаса Андерсона, то талант Лео здесь уже заметен невооруженным глазом.
9 место — «Обед нагишом», реж. Дэвид Кроненберг
Кроненберг во всей красе — кто-то наречет это артхаусным сюром, кто-то обзовет кринжатиной, а я просто скажу, что это искусство такое, какое оно есть. Нерафинированное, яркое, безбашенное, удивляющее, шокирующее. Хоть книга и сложней устроена, но все же экранизация мне нравится даже чуточку больше.
Автор книги «Голый завтрак», по мотивам которой сняли этот фильм, Уильям С. Берроуз в 1951 году случайно застрелил собственную жену Джоан в Мексике во время вечеринки, когда заявил, что будет стрелять из пистолета «в стиле Вильгельма Теля» (она поставила себе на голову стакан с выпивкой, он выстрелил, но промахнулся и убил её). По мексиканским законам того времени, Бэрроуз отсидел срок 13 дней в местной тюрьме.
Этот интересный факт был взят с Кинопоиска.
8 место — «Американский психопат», реж. Мэри Хэррон
Фильм, разлетевшийся на мемы и ставший поп-культурной классикой, снят по мотивам одноименного романа Брета Истона Эллиса. В книге гораздо более подробно описаны все костюмы и интерьеры, а также количество насилия, секса и наркотиков заметно превышает эти же моменты, продемонстрированные в экранизации.
Крайне выразительная и колоритная роль Кристиана Бэйла, который играет собственно говоря психопата, дополняется такими знаменитыми актерами, как Уиллем Дефо, Джош Лукас и Джаред Лето. «Американский психопат» — это отличная сатира по мотивам Эллиса, ярко и очень ехидно высмеивающая белых воротничков, с их неизменным потреблятством и желанием выпендриться перед окружающими своим напускным статусом.
7 место — «Грязь», реж. Джон С. Бейрд
Фильм снят по мотивам романа Ирвина Уэлша «Дерьмо».
Кино, пропитанное духом и стилем Уэлша. Шикарная роль Джеймса МакЭвоя, где он играет мизантропичного полицейского-неудачника, который потихоньку сходит с ума, и не чурается наркотических веществ. «Грязь» — это в первую очередь, комедия, насыщенная черным английским юмором, а уже потом, драма про человека в экзистенциальном кризисе.
6 место — «99 франков», реж. Ян Кунен
Фильм снят по мотивам одноименного романа Фредерика Бегбедера. Нравится этот писатель — очень легкий слог, отличное чтиво на повседневку. И книга эта тоже мне нравится, но кинокартина все-таки больше.
На мой взгляд, это лучшая роль одного из главных французских актеров современности Жана Дюжардена. Он здесь играет рекламщика — циничного, эгоистичного, ведущего крайне разгульный образ жизни.
5 место — «Реквием по мечте», реж. Даррен Аронофски
Фильм снят по мотивам одноименного романа Хьюберта Селби мл.
Жуткий, мрачный, депрессивный и очень страшный фильм про наркоманов. Произвел на меня в свое время столь же неизгладимое впечатление, как и «Дневник баскетболиста». «Реквием» один из моих любимых фильмов Аронофски, с замечательными и совсем еще молодыми актерами — Джаред Лето, Марлон Уайанс и буквально крашиха детства Дженнифер Коннелли.
4 место — «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», реж. Терри Гиллиам
Фильм снят по мотивам романа Хантера С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в сердце американской мечты». Эта книга мне нравится больше, чем кино Гиллиама, хоть и оно тоже очень крутое. Хантер — совершенно уникальное литературное явление, основатель гонзо-журналистики. Направлению гонзо характерен глубокий субъективизм, авторство от первого лица и непосредственное участие журналиста в описываемых событиях.
Такими и были романы Хантера Томпсона, а «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» не исключение, он там главный герой и рассказчик. Точно также происходит и в фильме, где Джонни Депп является олицетворением самого писателя — Хантера, а персонажа Бенисио Дель Торо зовут Доктор Гонзо, что является своеобразной отсылкой к гонзо-журналистике.
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — это бесконечный бэд-трип, который развлекает и пугает одновременно.
3 место — «Бойцовский клуб», реж. Дэвид Финчер
Фильм снят по мотивам одноименного романа Чака Паланика. Это тот самый довольно редкий случай, когда экранизация оказалась гораздо лучше оригинала. Я люблю Паланика, прочитал не мало его романов, и его «Бойцовский клуб» мне тоже нравится, но то, что сотворил Финчер — это культовая классика кинематографа. Он буквально во всем превзошел оригинальные идеи, обрамляя своим авторским почерком. Литературный вариант может, разве что похвастать своей более радикальной концовкой.
«Бойцовский клуб» — это буквально бомба, подрывающая конформистское общество консьюмеризма. И просто шикарнейший актерский ансамбль: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер и снова Джаред Лето (да, были времена, когда он снимался в классном кино, а не в «Морбиусе») .
2 место — «Заводной апельсин», реж. Стэнли Кубрик
Фильм снят по мотивам одноименного романа Энтони Бёрджесса. Книжный оригинал шикарен, а фильм еще лучше — вот, мое краткое мнение. Кубрик гораздо глубже копает в суть проблематики произведения — в тех местах, где Бёрджесс лишь демонстрирует читателю акты свершения насилия, Стэнли ищет глубинные причины, и даже находит пути разрешения конфликтов.
«Пропустить по стаканчику молока и вершить старое доброе ультранасилие» — эту культовую цитату, пусть и не дословно, знают все. Роман и фильм тоже культовые, в которых бесконечное насилие тесно переплетается с молоком-плюс (коктейль из молока с разнообразными наркотиками) .
1 место — «На игле», реж. Дэнни Бойл
Фильм снят по мотивам одноименного дебютного романа Ирвина Уэлша. Да, это вторая экранизация Уэлша (первая — «Грязь») в моем топе, такой уж он крутой писатель, что его произведения ловко перенеслись со страниц книг на кинопленку. Вдобавок, ему очень повезло с Дэнни Бойлом, который снял по его дебютному роману супер культовый фильм. Кстати, есть еще вторая часть «На игле», поставленная спустя 20 лет с момента выхода первой. Она тоже классная, хоть и уступает оригиналу, и является вольным переложением романа Ирвина Уэлша «Порно».
Обожаю Уэлша и обожаю кинокартину «На игле». Пересматривал ее уже множество раз, и обязательно буду возвращаться к ней вновь. В этом фильме просматриваются схожие с «Бойцовским клубом» идеи нонконформизма и критика всеобщего потреблятства, только пути разрешения избираются более экзистенциальные и менее радикальные. Поэтому ассоциироваться и сопереживать героям здесь гораздо проще. Картине всегда удается балансировать на стыке угарной саркастичной комедии и жесткой драмы.
Позволю себе напоследок поделиться с вами парой видеороликов, основанных на одном из любимейших мною фильмов — «На игле»
Такой вот, мой топ-10 экранизаций контркультурных романов. Уверен, найдутся всякие люди, как согласные с моим вкусом, так и с полностью противоположным взглядом на данный сегмент кинематографа. Так что расскажите в комментариях о своей самой любимой экранизации контркультурного романа, а также о той ленте, которая вам меньше всего нравится, или, быть может, даже есть такая, которую вы вовсе ненавидите, считая, что книга гораздо луче. Спорьте с теми, кто не разделяет ваше мнение, при этом не забывая указывать на отсутствие вкуса у других комментаторов. Можете даже подписаться на мой блог, чтобы не упустить возможность поучаствовать в следующем дискурсе, который будет уже по другой теме, связанной с кино.
Здравствуйте, уважаемый Odious. Фонд Поддержки Сладких Булочек благодарит вас за освещение такого важного аспекта литаратуры, как контркультурные романы и фильмы. Вы делаете большую и важную работу, благодаря которой пользователи DTF имеют возможность познакомиться с этим удивительным миром борьбы с конформистами. В качестве более существенной похвалы прилагаем чек на 250 миллионов рублей. Спасибо вам за ваше творчество.
Есть только "Собачье сердце" и всё остальное.
Тут согласен, Набоков тоже нонконформистом своего времени был, и писал совершенно нетипичную прозу
Кин-дза-дза! жеж!!!
Все эти персонажи - буквально я
Батенька, да вам лечиться надо. Хотя зачем лечиться
Все фильмы и романы в этом топе великолепны.