Как запоминать всё прочитанное. Как я организовал свою базу знаний в Obsidian
Знание - сила и чтение один из способов получить эту силу, но легко забыть, что в вопросе потребления информации важно не количество, а качество. Если прочитать 10 книг за неделю, то максимум, что вы получите это головные боли и усталость и никакой новой информации.
Количество усвоенной информации прямо пропорционально количеству сил, которые были потрачены на изучение, обработку и осознание принимаемой информации.
Чтобы эффективно обучиться чему-то нужно сфокусировать своё внимание на обработку материала и удостовериться, что вы действительно всё поняли.
Звучит очевидно, не так ли? Обычно приходится снова проговаривать вещи, которые и так (должны) быть всем известны.
## Как писать, чтобы легко запоминать?
Если вы читаете эту статью после моей предыдущей про полезные заметки, где я объяснял принципы чтения и ведения базы знаний (вот ссылка: тыц), то вы уже знаете, что самой наглядной формой обработки информации является письмо, структурирование идей и мыслей на бумаге. Но речь идёт не про простое переписывание, а пересказ своими словами. Так физик и лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман однажды сказал, что он может определить, понял ли он что-то, только если прочитает вводную лекцию по данному вопросу.
То есть, Ричард будет уверен в своём понимании темы, если он сможет о сложном говорить просто. Если вы просто на слух перепишите лекцию, то вы вряд ли что-то поймёте, вам нужно в первую очередь слушать и понимать, научиться предмету самому, обработать входящую информацию. А потом вы уже можете проверить свои знания объясняя кому-то усвоенный материал или записывая ваши наблюдения на бумагу.
Однако самостоятельные факты ничего не стоят. Знание - это связанная цепь из фактов, как нейроны в мозгу. И как раз для этого Ричард Фейнман и Николас Луман вели внешнюю картотеку из заметок. Их мыслительный процесс находился в ящике - они наглядно видели множество своих заметок на столе и соединяли одну идею с другой, что потом и создавало цепь, сеть, паутину, базу знаний.
Нам не обязательно заводить бумажную картотеку из-за её громоздкости, хотя это не пугало Лумана и он успел накопить 90 тысяч заметок, которые сейчас хранятся в одном из немецких музеев. Я использую программу Obsidian.
## Что такое Obsidian и как его использовать?
Obsidian - бесплатный текстовый редактор, который создавался как раз для соединения множества заметок-файлов. Он выделяется среди других программ для ведения заметок тем, что он:
- Бесплатный,
- Хранит файлы на вашем компьютере и работает без интернета
- Настраивается за несколько шагов
- Если вам не хватит функционала, то можно установить расширения, которые добавят новых функций и синхронизаций с другими приложениями.
- Многооконный режим работы
- Автоматическое исправление ссылки из одного файла в другой, если вы поменяли его имя
- Удобный поиск, который найдёт нужное слово даже с ошибкой
- Настраиваемый внешний вид
- И самое прикольное, визуальный граф со связями между заметками
Ссылка на сайт для скачивания Obsidian: тыц
### Создание хранилища
После установки программа предложит вам создать своё хранилище - выбрать папку, в которой вы будете создавать заметки и хранить файлы
Все необходимые действия расписаны, вам будет не трудно начать работу с программой. Перейдём к самой организации базы знаний:
Вас встретит такое окно, для начала давайте зайдём в настройки, чтобы подготовить все инструменты для дальнейшей работы:
Перейдите в раздел "Встроенные плагины" и активируйте следующие функции в большом правом окне напротив:
- Панель тегов
- Предпросмотр страницы
- Случайная заметка
- Шаблоны
- НЕ включаем уникальный идентификатор, они были нужны для физической картотеки, для цифрового варианты они будут только мешать.
Пока выйдем из меню настроек и создадим пару папок с помощью кнопки сверху:
Нам хватит всего четырёх папок:
- Папка для заметок
- Папка для скопированных изображений
- Папка для источников (файлы с книгами, к примеру)
- Папка с шаблонами
Назовите их как вам нравится. Я пронумеровал их от "01" до "02", чтобы получить тот порядок папок, который мне удобен
Вернёмся в меню настроек, чтобы настроить удобную работу с папками и файлами:
Перейдите в подпункт "Файлы и ссылки" и включите "Всегда обновлять внутренние ссылки" и переключите в пунктах "Место для новых заметок" и "Место для вложенных файлов" на "В папке, указанной ниже" и выберите нужную вам папку
Если вы хотите придать заметкам красивый вид, то вы можете добавить в текст символы, которые отвечают за определённый эффект:
* Звёздочка впереди предложения для списка
1) Номер со скобкой для пронумерованного списка
От одной решётки для большого заголовка
до шести для самого маленького
**По две звезды с каждой стороны слова, предложения для жирности**
И самая важная часть, [[двойные скобки]] для создания ссылки к уже существующей или нет заметке
Подробнее про markdown: Форматирование заметок - Obsidian Русская Справка
Если вы не видите эффекта на предыдущих примерах, то похоже, что сайт где вы читаете эту статью не поддерживает эти стили, скопируйте их в obsidian или другой сервис, который поддерживает markdown.
Если вы всерьёз взялись за написание заметок, то я вам посоветую использовать шаблоны - заготовленные формы для заметок, вот как выглядит шаблон у меня:
После применения шаблона, с помощью кнопки в левом столбце программы или горячей клавиши, в заметку будет вставлена такая форма где:
- Вместо "note" будет имя файла
- Альтернативные имена заметки, aliases. Подробнее тут: тыц
- Поле "Тег" я использую для хештегов, которые помечают статус заметки (#Входящие,#Требует_рассмотрения и подобное)
- После идёт поле для самой заметки
- Поле "Zerolinks" я использую для нулевых тегов - они отображают не идею, а общие понятия 00-Информатика, 00-Книги, 00-Мозг, иногда даже что-то более абстрактное 00-Радость, 00-Любовь, используйте их почаще, чтобы чаще находить связи между заметками
- "References" используется для источников, которые были использованы для написания этой заметки, я указываю не только другие заметки, но и прочитанные книги, статьи, выжимки из которых находятся в других заметках. Можно ссылаться и на файлы, например всё те же книги
## Итог и советы
С этого я начинал создание и формирование своей базы знаний. Вот ещё несколько советов по теме:
- Не знаете о чём писать заметку? Начните с краткого содержания прочитанной книги, статьи или может вам просто попалась интересная мысль? - тогда распишите все интересующие вас идеи своими словами, добавьте теги и нулевые теги и ваш старт уже готов
- Не бойтесь создавать заметки - это компьютер, ему не будет больно, если вы удалите один или два файла. Плохая идея - потерянная идея. Николас Луман не боялся и вы не бойтесь, его картотека насчитывает около 90 тысяч написанных рукой заметок
- Не торопитесь использовать сторонние плагины или приложения-дополнения. Пусть система растёт и усложняется в соответствии вашим нуждам, вы всегда сможете всё поменять, переделать под себя. Вы сами почувствуете когда вам действительно не будет хватать функционала
- Не удаляйте старые заметки. Если вы пометили в одной заметке, что небо синее, а в другой, что оно красное - лучше сделайте ещё одну заметку, которая соединит эти две и объяснит, где вы были неправы, учитесь на старых ошибках.
- И наконец, создание своей картотеки, базы знаний - это процесс постепенный и который привязан к вам и вашим знаниям. Не стоит просто копировать текст в заметку - вы ничего не запомните. Воспринимайте вашу сеть как ваш второй мозг, который не хранит информацию, а лишь готов напомнить, то что вы уже выучили
Спасибо за прочтение статьи, если вам понравилось и вы хотите ещё, то переходите в мой телеграмм канал, где я делюсь дополнительными материалами и даю знать, если я написал новую статью или выпустил новый ролик
Год веду обсидиан - как раньше жил без него не знаю. У меня открылась страсть к документированию и ведению статистики.
Сразу видно, что статью в обсидиане и писали. МММ, мои любимые заголовки
А если серьезно, то штука имбовая. Не просто организация идей в zettelkasten, не просто текстовый редактор с маркдаун, а по сути, система для знаний и планирования своей жизни. Очень сильно здесь помогают плагины и свои собственные джаваскрипт функции (да, в заметках можно писать свои функции!) Причем, на полноценном JS, а не на псевдокоде, как notion
А как решаете проблему отсутствия встроенной бесплатной синхронизации с другими устройствами? По мне это прямо норм так минус
https://www.youtube.com/watch?v=6OKazb5PUj8&list=PLeDR6lYFEHWEUxwSA8OplPLvk50DCVraH&index=10
Syncthing - прога синхронизирует папку для компа и мобилы. подрубил у себя - все арбайтен
github.....
Использую гугл диск. Я не могу автоматически подтягивать так базу на телефоне, но я пользуюсь обсидианом только на пк