Индиана Джонс и Колесо Судьбы. Лебединая песня Харрисона Форда

Индиана Джонс и Колесо Судьбы. Лебединая песня Харрисона Форда

Наверняка среди мальчишек и девчонок, что увлекаются историей и археологией найдутся те, кого на изучение древностей вдохновила серия фильмов про Индиану Джонса. Среди них был и автор этой статьи, поэтому когда появились новости о скором выходе уже пятой части, то он чуть ли не прыгал от восторга, ожидая увидеть любимого героя на экране вновь. И вот новый Индиана Джонс вышел. Каким он получился? Давайте попробуем в этом разобраться.

Но для начала как всегда краткий экскурс в историю франшизы. Идея сделать фильм про археолога в поисках приключений пришла в голову Джорджу Лукасу довольно давно, ещё в период работы над Звёздными войнами. Возможно, он даже и снял бы Индиану Джонса, но был вплотную занят на тот момент далёкой далёкой галактикой. А вот его друг и коллега Стивен Спилберг имел желание снять что-нибудь про Джеймса Бонда, но не имел соответствующих предложений от продюсеров. Тогда Лукас и предложил ему заняться Индианой Джонсом, структурно взявшим от Джеймса Бонда много моментов, что особенно видно во второй части в эпизоде в Китае.

Так Спилберг сел в режиссёрское кресло. На главную роль был взят Харрисон Форд, уже ставший известной звездой за счёт исполнения роли Хана Соло в Звёздных Войнах, подарив новому персонажу свои харизму и обаяние. В представлении Джорджа Лукаса Индиана Джонс должен был стать тем самым фильмов, как то самое кино 30-х и 40-х из его детства с кучей древних сооружений и ловушек внутри, с наличием людоедских племён и обилием невероятных приключений. И надо сказать, что ему совместно со Спилбергом в общем то получилось это сделать.

Первая часть Индианы Джонса «В поисках утраченного ковчега» вышла в далёком 1981 году и сразу стала хитом. Подробно на фактах, историях со съёмок останавливаться не будем, так как они во много известны: типа импровизации Харрисона Форда с револьвером по причине его не самого лучшего самочувствия на съёмках в Тунисе. Но остановимся на том, что история археолога, который мешал нацистам завладеть древними артефактами, очень понравилась зрителям и быстро обзавелась сиквелом.

У второй же части «Храм Судьбы» приём был уже не столь радостным. Следуя своей концепции приключенческого кино из детства, Лукас и Спилберг позабыли о других нравах того времени, где шовинизм был абсолютной нормой морали 40-50 лет назад. Поэтому и неудивительно, что историю об индийских культистах, приносящих в жертву людей критики сразу обвинили в расизме. Стало понятно, что следующую историю про африканские племена людоедов не примут вообще. Так в третьей части, вышедшей аж спустя пять лет, антагонистами снова стали нацисты, а Инди опять охотился за артефактами, связанными с Библией. Кстати именно третья часть у многих стала любимой и небезосновательно.

Увы, после «Последнего Крестового Похода» Лукас был заинтересован только в приквелах истории об Инди в сериальном формате, а после франшиза вообще была отложена в долгий ящик, так как Лукас вновь был занят Звёздными Войнами, а Спилберг в те годы снимает фильмы об истории Второй Мировой, а также про динозавров. Только в 2008 году Индиана Джонс снова вышел на экране. Увы, не в самом лучшем виде. Российского зрителя бесила клюква с плохими и карикатурными русскими, западный был уверен, что Инди явно просится на пенсию. Но абсолютно все были уверены, что сцена с холодильником, который спасает от ядерного взрыва, была поразительно глупой и далёкой от реальности. Увы, что имеем, то имеем.

И не сказать, что мне не зашла четвёртая часть. Но к просмотру пятой я подошёл с серьёзным скепсисом, несмотря на ностальгический восторг. Проблема заключалась в том, что критики оказались к фильму на удивление нелояльны, сама лента в прокате провалилась, а современные тенденции в вопросах гендерной и расовой повестки заставляли переживать, а не станет ли Инди тупым идиотом и дряхлым душнилой на фоне крутого женского персонажа?

Начиная о самом главном, есть ли за что ненавидеть нового Индиану Джонса, то скажем так: проблемы у ленты есть, и они достаточно серьёзные. Первым делом в глаза бросается обилие компьютерной графики. Увы, если вы желали увидеть приключения, снятые на натуре как в старые, добрые времена, то тут этого нет. Местами компьютерная графика прямо-таки бросается в глаза. Особенно явственно в сцене погони по Танжеру, где автомобили явно были нарисованы на компьютерах. Единственное, что можно отметить позитивно, так это омоложение Харрисона Форда в начале фильма. И то не без огрехов, так как в сцене, где герой выплывает из воды, хорошо виден CGI.

Если же говорить о феминизме, то героиня Вомбат (вроде её звали Хелен, но в фильме Инди вроде назвал её Вомбат, и именно это имя и и запомнил, потому буду называть её так) не сказать, что перетягивает одеяло зрительского интереса на себя. Она пытается сделать это к середине, но затем всё возвращается на круги своя. Инди всё ещё главный герой ленты, хоть и страдающий от старости, и это определённо хорошо. Но если вам не нравятся наезды на капитализм в современном кино и моменты, когда женщина смеет называть себя самодостаточной, то в основном это и есть вся повестка, что есть в фильме – две коротеньких фразы про капитализм и самодостаточность. Больше повестки нет.

Более того героиня Вомбат переживает нравственный рост от искательницы приключений, которую волнуют только деньги, до героини, ближе к финалу помогающей Инди в трудную минуту. С другой стороны в первые полчаса своего появления она своим наглым поведением вызывала только недоумение. А ещё страх, что будет похожа на Рэй из новой трилогии Звёздных войн.

С другой стороны бросается в глаза, что сам Инди на её фоне иногда выглядит сварливым старикашкой, который вечно на всё жалуется, ворчит и даже попадает в передряги, выйти из которых ему помогает Вомбат. Не является ли это перетягиванием одеяла на женского персонажа? Пожалуй, нет. Сами подумайте, легко ли дядьке в 70 с лишним лет прыгать как стрекозлу, куда-то лезть и что-то делать? Разумеется, он будет таким.

С другой стороны сравниваешь Инди с Бильбо Бэггинсом из Властелина Колец, так второй натурально грезил путешествиями и приключениями, хоть уже и был немолод. И мне очень хотелось увидеть на экране именно такого Инди, который даже в свои 70-80 лет готов идти навстречу приключениям, да наподдать молодым, как он это делал в четвёртой части. И видеть героя, все эти годы стремившегося к приключениям, но сейчас отказывающегося со ссылкой на возраст, банально больно.

Можно также возмущаться, почему второй по важности после Инди сделали женщину. Но неужели женщине нельзя быть крутой? Как показывает тот же бородатый сериал Зена - Королева воинов, при правильной подаче сильные женские персонажи вполне себе могут понравиться зрителю. В пятом Индиане Джонсе Вомбат не выглядит Мэри Сью аки Рэй из Звёздных Войн. По сюжету она уже предстаёт умелой воровкой и охотницей за древностями. Единственное, что смущает, стоит ли тебе так хвастаться своей женской эмансипацией, ибо где у нас любят хвастунов? Пожалуй, хвастовство героини - это была единственная серьёзная ошибка, допущенная создателями по отношению к персонажу Вомбат.

Учитывая вышеперечисленное, сразу возникает вопрос. А зачем вообще было трогать Инди в таком случае, если он уже дряхлый дед и априори не может показать даже экшна из 2008 года? Что сумеет Харрисон Форд выдавить из себя? Его герою в соответствии с возрастом уже не выйдет полетать где-то зацепившись за хлыст, он не сможет уже врезать по морде какому-нибудь классическому для серии кабану. А выполнить трюки самому Форду как раньше, это уж вообще... Смотришь, роняешь скупую слезу, и хочется, чтобы Инди остался на пенсии.

В этом плане огорчает концовка в некоторой степени. Почему бы не оставить Инди в прошлом? Это же был бы такой интересный конец для героя... Вместо этого Вомбат помогает ему вернуться в настоящее время. Неужели всё это ради небольшого, но по сути не слишком и нужного камео Мэрион?

Если же говорить о ляпах, то в пятом Индиане они прямо-таки бросаются в глаза. И даже не касаясь зыбкой темы путешествий во времени, в картине есть достаточно заметных недочётов и сюжетных дыр. Особенно рассмешил римский центурион, что, увидев в небе самолёт, не только не испугался самолёта в небе, которого никогда не видел, не только не испугался летящих в него пуль и громких хлопков от выстрелов, которых прежде никогда не слышал, но и оказался с какого-то перепугу преисполнен желанием убить нарушителей таймлайна. Также смущает что вроде бы умный главный злодей не просчитал дрейф континентов, прежде чем отправляться в прошлое. Это действительно гениальный нацистский учёный, помогавший отправлять астронавтов на Луну?

Среди второстепенных персонажей, исключая Вомбат, интерес вызывает только Мадс Миккельсен, сыгравший далеко не самого удачно прописанного главного злодея. Несчастный Томас Кречман из актёра играющего порою трагические и противоречивые фигуры нацистов (как в Сталинграде 1993 года и в Сталинграде Фёдора Бондарчука) опустился до уровня картонной карикатуры на нацистов. Салла не сыграл почти никакой роли. Герой Бандераса был довольно глупо слит, а тот мальчик... Лучше бы вернули того китайского драчуна из второй части. И да, мы знаем, что актёру, исполнявшему эту роль в Храме Судьбы, уже за 50. Но тем не менее! С пластикой Ке Кью Квана, который и в 50 лет может показать кунг фу, что он, собственно, и доказал в картине «Всё, Везде и Сразу», фильм с обилием экшна с ним стал бы выглядеть динамичнее.

В технических моментах за исключением графики претензий нет. Музыка Джона Уильямса выполняет возложенную на себя роль двигателя действия на экране. Операторская работа и монтаж для экшн фильма удовлетворительны.

Если же подытожить, несмотря на все минусы, фильму хочется простить многое, потому что даже без режиссуры Спилберга лента смотрится как всё тот же старый и добрый Индиана Джонс. Да – ворчливый дед. Да – уже без трюков и с обилием графония. Да – с довольно раздражающей в начале и хвастливой в середине Вомбат. Но главное, что удалось Джеймсу Мэнголду, режиссёру пятой части, так это передать на экране дух приключений, но увы без Инди, этих приключений искавшего, а оказавшегося более заложником ситуации. Но в любом случае за попытку Мэнголду спасибо, да и слишком я любил Инди из 80-х, чтобы быть 100% предвзятым к новой части.

А Индиане Джонсу спокойной старости. И пусть тебя больше ничто уже не беспокоит, легенда! И отдельное спасибо Дисней, что не будут доить франшизу. Пусть серия уходит на покой и останется в нашей памяти такой, какой мы её любим, когда бодрый Форд крошил нацистов из тех самых трёх классических фильмов.

55
8 комментариев

Мне кажется, у выражения "лебединая песня" немного другое значение.

3
Ответить

Ну только разве что в том контексте, что не лучший фильм Форда или франшизы. А так вполне подходит.

Ответить

Оставьте деда в покое уже.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

тоже глянул последний фильм про сына сказали что он пошел воевать и погиб жалко как то но знаем кто там был актер нормально так его слили могли придумать что нить другое что типа он живет с женой и детьми в другой стране чтоб не идти как отец по профессии )ну так фильм на 5/10

Ответить

Унылое говно, а не фильм... На первый план выкатили страшную носатую " сильную и независимую женщину". У Бандераса роль тоже не о чём. Еле досмотрел эту блевотину через перемотку. Зачем Форд согласился непонятно.

Ответить

Вчера попытался посмотреть его , это было просто плохо , а на деда так вообще без слёз не взглянешь

Ответить