Электрические байки Саймона Столенхага.
От гордости космических сил осталось десять миллионов тонн ржавчины и птичьего дерьма.
Чтобы быть замеченным в наши дни, не достаточно иметь исключительный вкус и талант, нужно слепо верить в свой труд, творить не покладая рук и нести своё видение в массы. Ровно так, как это делает Саймон Столенхаг, замечательный шведский концепт-артист, проделавший путь от скандинавского самоучки до идейного вдохновителя сериалов на Amazon Prime и грядущего полнометражного блокбастера от режиссёров Мстителей.
Саймон Столенхаг стал известен, в первую очередь, как автор нарративных артбуков “Рассказы из петли”, ”Вещи из потопа”, "Электрическое штат" и “Лабиринт”(ориг.: The Electric State, Tales from the Loop and Things from the Flood, The Labyrinth). Придуманные им образы и истории, отражающие иллюзорные научно-фантастические явления в обыденных, гиперреалистичных скандинавских и американских пейзажах, сделали Столенхага одним из самых востребованных визуальных рассказчиков в мире. Недавний сериал, собранный по его книге "Tales from the Loop", вошел в список "10 лучших антиутопий" по версии The Guardian, наряду с такими произведениями, как "Испытание" Франца Кафки и "Гаттака" Эндрю Никкола, которые я безмерно обожаю 🤩.
Оригинальный подход Саймона состоит в том, что он интерпретирует, казалось бы, самые обыденные ситуации в ретрофутуристические арты, наполняя их поп-культурными кодами, отражающими конкретный временной период. Например, неизданная ни в одной книге работа "Американский Ронин" основана на реальном месте, которое художник посетил в Боулдер-Сити, штат Невада. Маленькая, но важная деталь — детская бейсболка c надписью "American Ronin", что является отсылкой к эпизоду "Секретных материалов" "Pusher", где главный антагонист — считающий себя самураем-изгоем неудачник — постоянно читает журнал для наемников с одноименным названием "American Ronin".
Байки из Петли
Единственное отличие мира моего искусства от нашего мира заключается в том, что... с начала XX века отношение и бюджеты были гораздо более благосклонны к науке и технике.
Саймон Столенхаг вырос в сельской местности недалеко от Стокгольма и уже в юном возрасте начал иллюстрировать местные пейзажи, а вскоре и экспериментировать с научно-фантастическими работами, познакомившись с такими художниками, как Ральф Маккуорри и Сид Мид. Тематически его работы часто сочетают его детство с сюжетами из научно-фантастических фильмов и книг, которыми он восхищался. Такой подход привел к созданию сюжетов, в которых гигантские роботы и мегаструктуры могут соседствовать с обычными шведскими предметами, такими как автомобили Volvo и Saab.
По мере оттачивания своего собственного направления в работах, Столенхаг придумал для них единую предысторию, которая звучала так:
"Параллельно с реальным упадком шведского государства и благосостояния, большие машины постепенно выходят из строя, и конечный результат этого остается загадкой".
В сентябре 2014 года, первая книга Столенхага "Рассказы из Петли" была представлена на Шведской книжной выставке, где сразу же стала культурным феноменом. Книга содержала полный первый набор картин из "Петли" — огромного ускорителя частиц, скрытого под пасторальной шведской сельской местностью, — а также несколько рассказов, повествующих о жизни в тени машин. Впервые глубокие и многослойные сюжеты, лежащие в основе картин Саймона, стали доступны широкой публике.
И публика не подвела. Издание было полностью распродано в первые дни продаж, что вскоре привлекло внимание огромного корпоративного гиганта Amazon.
Вещи из потопа
Петлей в народе называли Исследовательский институт физики высоких энергий, который влиял на жителей и их жизнь.
Оставив истории о непростом детстве в первом артбуке, Саймон выпускает второй, где рассказывает о более позднем и мрачном периоде в его альтернативной реальности — отрезке конца девяностых, когда всех машин поразил рак.
Чтобы сложить детали придуманного им мира воедино, Столенхаг поднимал кучу архивов, советовался с друзьями, пересматривал кино и перечитывал книги. Получилось много атмосферных и странных историй, которые незамедлительно перевоплощались в концепты. Пейзажи, усыпанные неисправными машинами и кусками металла, заброшенные эхосферы, в которых гулом отзывается ветер, роботы, когда-то совершившие революцию, а сейчас хаотично разбросанные по локациям. И где-то там, глубоко под землей — пульсирующая загадочная Петля.
Перемены — это динамо-машина, которая медленно, но неотвратимо движет наше общество вперед, в то время как прошлые дни все больше и больше окутываются тайнами и мифами. Динамо вращается только в одну сторону — обратных билетов на землю, не существует. Единственный проход между нашим миром и прошлым зарыт глубоко в нашем туманном подсознании, и именно этими забытыми образами наполнена моя вторая книга.
Несмотря на то, что во второй книге происходит катастрофа, автор уравновешивает состояние безысходности и страха, выводя на первый план своих работ подростков, для которых их насущные проблемы поважнее глобального кризиса и протечки в Петле. Например, первые прыщи или идеальная укладка волос перед вечеринкой, ведь там будет куча девчонок!
Электрический штат
Третий полноценный артбук Саймона Столенхага рассказывает альтернативную историю из 1997 года. На первом плане подросток-беглянка и её желтый игрушечный робот, которые едут на запад, пересекая всю территорию США, где руины гигантских боевых дронов усеивают сельскую местность вместе с выброшенным мусором, оставленным падшим высокотехнологичным обществом. Пока они добираются до края континента, кажется, что мир за окном их тачки разрушается все быстрее и быстрее, как будто где-то за горизонтом след цивилизации окончательно стирается с лица Земли.
По итогам года, книга получила высшую оценку критиков и читателей и была названа одним из лучших изданий по версии NPR. А в июне 2022 года было объявлено, что Netflix перенесет "Электрический штат" на большой экран, режиссерами полнометражной картины выступили Джо и Энтони Руссо, ответственные за постановку финальной дилогии "Мстителей" и "Серого человека". Главные роли исполнили Милли Бобби Браун ("Очень странные дела") и Крис Пратт ("Стражи галактики"). Бюджет картины составил около 200 миллионов.
Съемки фильма "Электрический штат" начались в октябре 2022 года и проходили в строжайшей секретности. Но постановщики обещали аккуратно отнестись к первоисточнику, сохранить главную сюжетную завязку , авторскую гранж-эстетику и футуристический сеттинг книги. Так же известно, что съемки приходилось прерывать на неопределенный срок из-за смерти одного из участников съемочной команды.
В феврале 2023 года, братья Руссо поделились фото хлопушки финального кадра картины, что обозначило окончание съемочного процесса и начало долгого этапа постпродакшена. Конкретной даты премьеры пока нет, но Netflix обещает выпустить картину в рамках 2024 года.
Лабиринт
Лабиринт является последней на данный момент и самой мрачной работой Саймона Столенхага. Здесь Столенхаг предстаёт как самобытный иллюстратор, его работы повторяют уже проверенные композиции, художественная часть как всегда великолепна, а иллюстрации стали мрачнее и гнетущее предыдущих работ, ярких красок вы здесь уже не найдете. В то же время, Саймон делает больший упор на прозу. На фоне глобальной катастрофы рассказывается камерная история нескольких людей, но она значительно лучше держит фокус повествования и не размывается на всевозможные бытовые зарисовки, как это было в прошлых книгах. Cюжет становится глубже и стройнее.
Мир медленно гибнет и чтобы сохранить человечество как вид, некоторым людям приходится “на время” жертвовать своей человечностью. Но как известно за все свои поступки так или иначе приходится платить, порой даже слишком высокой ценой.
В этой книге Саймон изучает тему той самой “человечности” и её иллюзорные пределы. Все события подаются через мысли главной героини, от чего книга становится более кинематографичной в восприятии. В повествование добавлены флэшбеки, которые имеют важное значение в анализе для событий будущего. Причины появления загадочных сфер всё так же таинственны, но теперь мы понимаем, что они служат одной из причин краха цивилизации. В итоге, главный посыл может шокировать своей безысходностью, но с другой стороны, он задает читателю интересный вопрос, на который каждый ответит для себя сам.
Не Артом единым
В финальной главе о творчестве Саймона Столенхага хочется рассказать о трех не самых известных сайд-проектах художника.
1/ В прошлом году Саймон опубликовал свой собственный музыкальный альбом Wild Animals. Альбом является сборником авторских треков в жанре VGM, FM и electro-funk, сделанных художником за последние 5 лет. Примечательно, альбом был издан под псевдонимом Sätuna Sound Team, который произошел от совмещения названий Sega Sound Team (внутренняя музыкальная группа игрового гиганта SEGA) и Sätuna (сельская местность, где художник вырос и до сих пор живёт).
2/ Саймон — заядлый геймер. Он является автором довольно известного ки-арта к игре NO MAN’S SKY.
3/ И напоследок проект, который больше всего греет мне душеньку. Несколько лет назад Саймон Столенхаг дебютировал в роли режиссера. Он снял клип для трехкратного обладателя Грэмми, шведского исполнителя Duvchi на песню “Geronimo”. Саймон смог перенести свой авторский стиль в формат видео, а ведь это уже не авторская работа одного человека, это большой продакшен с кучей амбициозных людей, своих правил, постоянных коллапсов и ограниченного бюджета. Но вышло отлично, клип является естественным продолжением его стиля. Наконец мы видим не просто статичную картинку, созданную Саймоном, додумывая окружение (хотя в этом есть свой прикол). Мы видим этот живой и таинственный мир таким, каким его видит сам автор. Мир, в который очень гармонично вплетена музыка Duvchi, будто рожденная в нем и являющаяся его неотъемлемой частью.
На этой прекрасной ноте и закончим. Больше подобных текстов у меня на канале Frames and Posters. Спасибо дочитавшим!
Благодарю!
Прикольный чел
Сериал Tales from the Loop прекрасен
согласен с Вами, смотрел не отрываясь