Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

«Спящая красавица», вышедшая на экраны 29 июля 1959 г., стала третьим фильмом Disney о принцессах. По словам самого Уолта в 1959 году, «Спящая красавица» — это самый изысканный фильм, который мы когда-либо создавали». Кульминацией многолетних мечтаний стал выход на экраны третьего полнометражного анимационного фильма о принцессах компании Disney.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

СЦЕНАРИЙ

Самое раннее письменное воплощение «Спящей красавицы» появилось в «Персефоресте», артурианском романе XIV века, в котором была представлена более рискованная адаптация. Джамбаттиста Базиле, итальянский поэт и собиратель сказок, составил сборник, в который вошла сказка «Солнце, Луна и Талия».

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Сюжет разворачивается вокруг рождения долгожданной дочери у могущественного владыки, который, предвидя ее будущее, обратился к мудрецам и астрологам. Но они предсказали беду, связанную «всего лишь с осколком льняного семени». Поэтому повелитель приказал уничтожить весь лен и связанные с ним предметы во дворце и на его территории.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Когда Талия расцвела и превратилась в красивую девушку, ее родители были восхищены ее привлекательностью. Любопытство привело ее в дальние покои дворца, где она встретила пожилую женщину, прядущую лен на веретене. Жаждая научиться, Талия попробовала себя, но по неосторожности впилась ногтем в лен. В момент она погрузилась в непробудный сон, и все посчитали, что она умерла. Ее родители, давно боявшиеся пророчества, были повергнуты в печаль. Не имея возможности похоронить любимую дочь, они облачили ее в пышные одежды и перевезли в дальнее поместье.

Концепт-арт "Спящей красавицы"
Концепт-арт "Спящей красавицы"

В один лень какой-то женатый король отправился в лес, расположенный неподалеку от поместья. Там он увидел спящую Талию. Несмотря на все усилия, он не смог разбудить ее. Движимый возбуждением, он поддался страсти и забрал ее невинность. После этого король уехал, оставив Талию.

Концепт-арт "Спящей красавицы"
Концепт-арт "Спящей красавицы"

Позже она родила близнецов, Солнце и Луну, будучи все еще околдованной. Лесные феи заботились о ее детях, но настал день, когда дочь попросила питания из пальца матери, извлекла впившуюся в него льняную щепку и разбудила Талию.

Король вернулся в поместье и обнаружил Талию и ее детей. Он признал свое отцовство и признался в любви. Они провели вместе блаженные дни, и король поклялся вернуться и привезти их в свое королевство. Вернувшись, король скрыл от жены свои прежние действия, но сон выдал его: во сне он неоднократно произносил слова «Талия, солнце и луна». Королева, заподозрив неладное, узнала правду через секретаря мужа.

В результате были разработаны коварные планы: королева написала Талии письмо, выдала себя за короля и попросила прислать близнецов. Не подозревая об этом, Талия отправила своих детей во дворец. Тем временем королева поручила повару убить близнецов и приготовить их к царскому обеду.

Концепт-арт "Спящей красавицы"
Концепт-арт "Спящей красавицы"

Однако сострадательный повар тайно пощадил младенцев, заменив их ягнятами. Каждый раз, когда король хвалил блюдо, королева холодно говорила «Ешь, ешь, ты сам себя ешь».

Злой умысел королевы распространился и на Талию: она задумала ее сожжение. Во дворе пылал сильный костер, ожидая казни. Талия попросила исполнить последнее желание - раздеться перед смертью. Королева нехотя согласилась, и мучительные крики Талии раздавались с каждым сброшенным элементом одежды.

Король, встревоженный криками Талии, поспешил на место происшествия. И тут открылась истина: Талия погибла, а король невольно съел собственных детей. В ужасе он бросил в огонь свою жену, секретаря и повара. Однако повар раскрыл свой поступок и был вознагражден, став камергером. Король и его дети жили долго и счастливо.

Затем эта история попала к Шарлю Перро, который в 1697 году опубликовал «Красавицу в дремучем лесу». Версия Перро является наиболее признанной письменной интерпретацией, но тоже заметно отличающейся от диснеевской адаптации.

Концепт-арт "Спящей красавицы"
Концепт-арт "Спящей красавицы"

Сказка началась с радостного рождения долгожданной принцессы. На ее крестинах присутствовали семь фей, которым по прибытии были вручены подарки - золотые тарелки и усыпанные драгоценностями кубки. Однако забытая старая фея, которую считали давно умершей, явившаяся сюрпризом, получила лишь фарфоровые тарелки и хрустальный бокал для питья. Ее ярость от того, что ее обошли вниманием, не знала границ.

Шесть фей одарили ребенка разными дарами - красотой, грацией, танцем, песней, остроумием и добротой. В отместку за свое исключение старая фея прокляла младенца. Она предсказала, что однажды ребенок уколет палец о прялку и погрузится в смертельный сон. Седьмая фея, которой еще предстояло передать свой дар, попыталась исправить проклятие, но ей удалось изменить лишь его часть.

Кадр со съемок "Спящей красавицы"
Кадр со съемок "Спящей красавицы"

Вместо смерти принцесса погрузилась в вековую дремоту, которую пробудит поцелуй сына короля. Чтобы избежать новых бед, король и королева приказали уничтожить все прялки, и наступила короткая эпоха благоденствия.

Когда принцессе шел пятнадцатый или шестнадцатый год, родители отправились в путешествие, оставив ее одну в замке. Любопытство привело девушку в одну из комнат, где она обнаружила пожилую женщину, прядущую лен. Заинтригованная непривычным зрелищем, она попросила попробовать сама и невольно уколола палец, погрузившись в глубокий сон. Несмотря на отчаянные попытки привести ее в чувство, принцесса осталась безжизненной.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Посчитав эти трагические события предначертанными судьбой, король и королева перенесли дочь в роскошную комнату. Она лежала на покрывале, украшенном серебром и золотом, и они со слезами на глазах прощались с ней. Замок был опечатан, и никто не мог войти в него. Седьмая фея, предвидя беду принцессы, проснувшейся в одиночестве, наложила на весь замок чары, и все, кто находился внутри, погрузились в сон.

Деревья и тернии охраняли замок, не давая ему покоя в течение целого столетия, и время текло незаметно. Один принц из далекого царства, забредя в лес, наткнулся на развалины замка. Выслушав рассказы своих спутников, он узнал о прекрасной принцессе, обреченной на вековой сон и ожидающей поцелуя принца, чтобы пробудить ее.

Решив разгадать эту тайну, принц стал пробираться сквозь заросли листвы, проходя мимо дремлющих обитателей замка, пока не добрался до покоев принцессы. Пораженный ее красотой, он опустился на колени и поцеловал ее, сняв чары. Пока обитатели замка приходили в себя, принц и принцесса разговаривали и в конце концов обвенчались в замковой часовне.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Во второй части сказки у принца и принцессы родились двое детей. Его мать, людоедка по происхождению, ничего не знала об их браке. Достигнув зрелости и взойдя на престол, принц взял с собой жену, теперь уже королеву, и их детей. Однако королева-мать спрятала их в глухом лесном домике. Затеяв съесть их, она приказала повару приготовить мальчика, которого незаметно заменили ягненком. Затем она потребовала девочку, но повар заменил ее козленком. Наконец, полагая, что дети умерли, она стала искать саму королеву, но повар подменил ее олененком. В конце концов мать и дети воссоединились.

Узнав о подмене, королева-мать задумала купание в ванной, наполненной гадюками и другими существами. Вовремя вернувшийся король сорвал ее планы. Обнажив свою людоедскую сущность, она бросилась в ядовитую ванну, где и встретила свой конец. Всех ждала гармоничная развязка, и все жили долго и счастливо.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

В России Петр Чайковский, Маврикий Петипа и Иваб Весевложский совместно создали балет «Спящая красавица» по мотивам сказки Перро. Спектакль не имел четкого сюжета, но позволил Чайковскому привнести в оркестровки свой музыкальный стиль. Премьера, состоявшаяся 3 января 1890 г. в Маринском театре, была встречена с разочарованием, однако музыка Чайковского вышла за рамки балета, завоевав популярность вне его первоначального контекста. В конце концов, эта музыка привлекла внимание Уолта Диснея.

Балет "Спящая красавица" 1890 г.
Балет "Спящая красавица" 1890 г.

Разработка диснеевской «Спящей красавицы» началась в 1950 году. В сюжет были внесены многочисленные изменения, которые привели к появлению уникальных для диснеевской интерпретации поворотов. Главная героиня Аврора встречает своего принца еще до проклятия. Проклятие, длившееся столетие, сократилось до одной ночи, а двенадцать добрых фей - до тройки. Кроме того, злобная фея превращается из старой карги в великолепную и умную ведьму Малефисенту.

ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

Создание «Спящей красавицы» длилось десять лет: в 1951 году началась разработка, в 1952 году - запись голоса, в 1953-1958 годах - анимация, в 1957 году - запись музыки. Удлинению срока производства способствовала анимация фильма в Super Technorama 70, которая требовала более масштабных фонов и сложных сцен. Это усугублялось решением придать фильму визуальный стиль европейского средневекового искусства и архитектуры, что в значительной степени приписывается Эйвинду Эрлу.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Отличительной особенностью фильма стало то, что сначала рисовался фон, а персонажи подстраивались под декорации, что было отходом от традиций. Хотя такой подход и вызвал недовольство аниматоров, в результате были получены потрясающие по красоте фоны, изобилующие деталями.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Режиссером «Спящей красавицы» стал Клайд Джероними, который ранее ставил «Золушку», «Алису в стране чудес», «Питера Пэна» и «Леди и бродягу». Сюжет был написан Эрдманом Пеннером.

Мэри Коста вспоминает: «Неизгладимое впечатление на нас произвело исполнение Элеонорой Одли голоса Малефисенты. Пробираться в звуковую кабину, чтобы послушать ее записи, было обычным увлечением. Несмотря на ее маленький рост, ее голос возвышался в кабине звукозаписи.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Подружиться с Элеонорой Одли, а также с крестными матерями и Биллом Ширли, озвучивавшим вокальные партии принца, было просто восхитительно. Робкое поведение Билла Ширли было очаровательным, а его голос хорошо гармонировал с моим, что признавал Уолт.

Очень запомнился первый птичий крик в лесной сцене. На моем прослушивании композитор Джордж Брунс спросил, умею ли я подражать птичьим крикам, и в результате совместной работы получилась завораживающая лесная мелодия.

Мнимая пассивность Авроры не находит во мне отклика. Я представляю ее как стойкий характер, воспитанный одиночеством. В процессе работы над проектом мы активно сотрудничали, в том числе рассматривали раскадровки с аниматором Марком Дэвисом. Я нашла свое отражение в персонаже под влиянием набросков Дэвиса и выразительных жестов рук моего отца.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Спящая красавица была принята неоднозначно. Критики отметили художественную работу, особенно мой вокальный вклад, но сочли фильм не очень удачным, всегда сравнивали его с предыдущими».

Заключительная часть фильма с танцем в облаках была в концепции Уолта Диснея для «Белоснежки» и «Золушки», но в итоге была интегрирована в «Спящую красавицу».

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

На протяжении всего фильма феи спорят о цвете платья Авроры, что на самом деле отражает спор аниматоров по этому поводу.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

ДИЗАЙН МИРА И ПЕРСОНАЖЕЙ

Уолт представлял себе фильм как «движущуюся иллюстрацию», и эту идею он горячо отстаивал. Создание визуального стиля фильма было поручено Эйвинду Эрлу, который строго следовал видению Уолта. Эрл черпал вдохновение прежде всего в европейском искусстве эпохи Возрождения, а на цветовую палитру повлияла картина братьев Лимбургов «Богатые ночи» начала XV века. Изображение замка на этой картине также послужило источником вдохновения для дизайна замка короля Стеффана. Также среди источников Эрла - иллюминированный манускрипт Tres Riches Heures de Jean, Duc de Berry, который и определил стиль фильма. Его стиль анимации поначалу вызывал сопротивление, но в итоге был принят за свою уникальность.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Существенно отличаясь от предыдущих анимационных работ Диснея, Эрл создал новаторский стиль, сочетающий в себе готические французские, итальянские и пре-ренессансные влияния, а также свойственный ему абстрактный реализм, в результате чего «Спящая красавица» приобрела формальную элегантность и стильную эстетику. Для создания масштабных панорам, подходящих для широкоэкранного формата, Эрл тщательно прорисовал множество сложных фонов в своем фирменном стиле, некоторые из них достигают 15 футов. Аниматор Том Ореб легко интегрировал сильные вертикальные и горизонтальные плоскости фона в дизайн персонажей, эффективно передавая суть Эрла.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Следует обратить внимание также на концепт-арты Мэри Блэр.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок
Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

За дизайн персонажей отвечал Том Ореб, который стремился к единству между персонажами и художественным миром Эрла, а также отражал распространенный в 1950-х годах стиль UPA. Некоторые аниматоры считали, что дизайн персонажей Ореба сложно анимировать плавно. Пионеры анимации Марк Дэвис и Милт Хал внесли изменения в эскизы Ореба для Авроры и принца Филлипа. Марк Дэвис полностью переработал дизайн Малефисенты, отказавшись от первоначальной концепции состарившейся фигуры, похожей на летучую мышь. Вместо этого Дэвис черпал вдохновение в искусстве эпохи Возрождения, создавая привлекательную и притягательную антагонистку. Оригинальная анимация и дизайн фильма подверглись корректировке, чтобы добиться плавности и визуальной привлекательности.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Аврора под художественным руководством Дэвиса стала утонченной и элегантной героиней. Ее угловатый и точный дизайн, локоны в стиле модерн и величественная осанка органично вписались в фоны Эрла.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Малефисента, не менее пленительная, излучала манипулятивную привлекательность, усиленную дизайном Дэвиса и озвучиванием Одли. Знаковый силуэт и характерные черты Малефисенты были сформированы благодаря тщательному вниманию Дэвиса к деталям. По просьбе Эйвинда Эрла цвет героини был изменен на лавандовый. Эта тонкость усилила элегантность и утонченность Малефисенты.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Марк Дэвис в создании Малефисенты опирался на религиозное чехословацкое искусство, экспериментировал с огненными формами и треугольными узорами, что заметно на его концепт-артах. Вдохновившись козьим рогом для головного убора Малефисенты и крыльями летучей мыши для ее обрамления, Дэвис придал ее одеянию рептильную сущность, предвещающую ее превращение в дракона.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Как отметил Ивао Такамото, внимание Дэвиса к деталям сделало процесс разбивки и создания промежуточных элементов трудоемким, но исключительным. Сотрудничество Дэвиса с модельером Алисой Эстес привело к созданию костюмов, воплощающих движения персонажей. Это сотрудничество обогатило мир «Спящей красавицы» и изменило художественный ландшафт анимации. Роль Дэвиса как супервайзера-аниматора, объединившего вклад различных художников, стала примером эффективности коллективных усилий.

Марк Дэвис
Марк Дэвис

Осознавая зависимость сюжета от трех фей: Флоры, Фауны и Мерривезер, Уолт обратился к Томасу и Олли Джонстону, которых часто называют «крестными отцами магии», с просьбой вдохнуть жизнь в этих персонажей. Чтобы придать ролям достоверность, Томас и Джонстон внимательно наблюдали за пожилыми женщинами на свадебных приемах и во время походов в продуктовый магазин. Одновременно стилист Дон Дагради уловил суть движения, заметив, что многие пожилые дамы надевают шляпы на голову и идут бодро. В результате такого скрупулезного подхода появились яркие и устойчивые образы.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

АНИМАЦИЯ

Анимация «Спящей красавицы» оказалась затянутой из-за сложного дизайна персонажей и широкого соотношения сторон фильма - Super Technirama 70 (2,55:1). Это потребовало корректировки композиции и длины сцен. Для ускорения подготовки рисунка Уолт Дисней ввел подход «чистая команда». Анимация фильма длилась пять лет, причем почти десять лет ушло на разработку сюжета и производство вместе взятые. Стоимость фильма составила 6 млн. долларов, что сделало его самым дорогим анимационным фильмом своего времени.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Аниматор Эрик Ларсон поделился: «Однажды Уолт сказал мне: «Делай столько, сколько нужно, но сделай все правильно». Команда посвятила себя созданию каждого кадра как самостоятельного шедевра. Из-за сложной стилизации персонажей помощники аниматоров тщательно соблюдали все требования, включая толщину карандашных линий. Например, сложный дизайн Авроры требовал целого дня для создания одного отшлифованного анимационного рисунка. В лаборатории красок Disney были разработаны новые оттенки, в которые Эйвинд Эрл вплел светящиеся добавки - уникальное в истории анимации сияние.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Признаваясь в сложности анимации героев-мужчин, Уолт говорил: «Трудно сделать их интригующими, не уподобляясь Дику Трейси или Баку Роджерсу». Его идея заключалась в том, чтобы сделать персонажей как можно более реалистичными, что особенно актуально для принца Филиппа, учитывая его значительную роль. Мастерская анимация позволила создать героя, излучающего доблесть, приветливость и юмор.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

«Спящая красавица» стала одним из первых полнометражных анимационных произведений, в котором был использован трехцветный проектор, что придало его визуальной вселенной яркую насыщенность.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

ПЕРСОНАЖИ

В средневековом европейском королевстве XIV века принцесса Аврора появляется на свет как единственная дочь короля Стефана и королевы Лии. Примечательно, что оба ее родителя живы во время разворачивающихся событий, что отличает ее от большинства диснеевских принцесс. Уникальность Авроры распространяется и на ее помолвку, ведь она выходит замуж за «суженного» ей жениха, в отличие от Жасмин, Покахонтас и Мериды.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

О характере Авроры есть всего два сведения: она очень привлекательна и умеет общаться с животными. Но Уолт Дисней описал глубину характера Авроры показав ее многомерной. Принцесса обладает спокойным, но игривым характером, юмором и воображением.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

В пятнадцать лет жизнь Авроры проходит в уединении и общении с крестными феями. Несмотря на это одиночество, она остается довольной, что говорит о зрелости, не свойственной ее возрасту. Хотя некоторые критикуют Аврору за ее кажущуюся пассивность, ее дизайн является одним из самых красиво переданных среди диснеевских принцесс.

На выбор Элен Стэнли в качестве модели повлияло ее балетное прошлое, поскольку во многих сценах Аврора танцует. Стройная внешность Авроры вдохновлена Одри Хепберн, что нашло отражение в образе актрисы.

Хотя присутствие принцессы Авроры в фильме длится менее 18 минут, ее сцены остаются невероятными, в том числе благодаря чарующему голосу Мэри Коста. Трехлетние поиски Уолтом идеального неземного голоса завершились, когда Мэри спела на вечеринке, очаровав своим импровизированным исполнением. Так началось ее прослушивание на роль принцессы Авроры, которую Уолт отдал ей лично. Несмотря на двухлетний перерыв между личными встречами, Уолт предпочел, чтобы его не впечатлила внешность, а очаровал исключительно голос Мэри.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

В результате ее выступления Мэри стала оперной сенсацией, выступая на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке и различных международных оперных театров. На протяжении своей впечатляющей карьеры Мэри с гордостью называет «Спящую красавицу» своим наивысшим достижением.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Билл Ширли озвучил принца Филиппа, названного так в честь принца Филиппа, супруга английской королевы Елизаветы II. Чтобы обеспечить вокальную гармонию, Мэри Коста и Билл Ширли проходили прослушивание вместе.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Озвучивала и сыграла Малефисенту Элеонора Одли, которая также играла леди Тремейн в «Золушке». На короткое время ее роль была поставлена под угрозу из-за болезни, но в итоге она озвучила Малефисенту и дала жизнь персонажу.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Драконье воплощение Малефисенты включает в себя звуки огнемета и кастаньеты для щелканья зубами. Ее дизайн был частично вдохновлен персонажем Вампиры Майлы Нурми.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Верна Фелтон озвучивала Флору и Королеву Лию, до этого она играла Крестную Фею в «Золушке» и Королеву Сердец в «Алисе в Стране Чудес».

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Барбара Джо Аллен озвучила Фауну.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

При разработке рассматривался вариант с одинаковыми феями, но Фрэнк и Олли предложили уникальные характеры для каждой, что и привело к окончательному варианту.

Короля Стефана озвучил Тейлор Холмс, сыгравший свою последнюю роль.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Короля Хьюберта озвучил Билл Томпсон, который также озвучивал других диснеевских персонажей.

МУЗЫКА

Когда в 1950 г. начались съемки, выбор музыки еще не был окончательно определен. Первоначально Сэмми Фейн и Джек Лоуренс должны были написать оригинальные песни. Однако к 1951 году была принята партитура Чайковского с главной темой из балета, в результате чего была создана песня «Once Upon a Dream». Она сыграла свою роль в кастинге актеров озвучивания: Мэри Коста проходила прослушивание, исполняя эту композицию.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Композитор Джордж Брунс адаптировал мелодии Чайковского к мультипликационной сказке. Для этого Брунс тщательно отобрал тематические фрагменты из партитуры балета, которые идеально соответствовали каждой сцене и песне в фильме. Процесс подбора мелодий был сложным, но в результате получился симфонический шедевр. Под руководством Джорджа Брунса с 8 сентября по 25 ноября 1958 г. Берлинский симфонический оркестр записал эту чарующую музыку, используя самое современное шестиканальное стереооборудование, имевшееся в Германии. Чарующая партитура была удостоена номинации на премию Оскар в категории «Лучшая музыка/музыкальная партитура к фильму».

Джордж Брунс
Джордж Брунс

Песня «Once Upon a Dream» изначально была сложной для отработки, требовала многократных пересъемок и стала одним из факторов высокой стоимости фильма.

ВЫХОД ФИЛЬМА

Для продвижения «Спящей красавицы» Дисней пошел на смелый шаг. Он переименовал центральный замок Диснейленда в Замок Спящей Красавицы, несмотря на то, что работа над фильмом заняла еще несколько лет. В одном из эпизодов Диснейленда фильм также рекламировался через беллетризованную биографию под названием «История Чайковского».

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Премьера состоялась 29 января 1959 года в кинотеатре Fox Wilshire Theater в Лос-Анджелесе. В отличие от предыдущих фильмов, «Спящая красавица» была выпущена только в широкоэкранном формате и предлагала зрителям 6-дорожечный стереофонический объемный звук.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Первые отзывы были неоднозначными: одни признавали художественные достижения фильма, другие усматривали параллели с более ранней диснеевской классикой. Несмотря на то, что фильм собрал около 6 млн. долларов, его производство и маркетинговые расходы не были покрыты вплоть до повторного выпуска в 1970 году.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Первые результаты «Спящей красавицы» после выхода заставили Уолта Диснея отказаться от фильмов о принцессах. Следующей диснеевской принцессой стала Ариэль из «Русалочки», представленная 30 лет спустя. Наследие «Спящей красавицы» сохраняется благодаря переизданиям и адаптациям. Фильм не переставал выходить в повторный прокат, привлекая все новые и новые поколения зрителей.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Позже популярность картины привела к созданию успешного фильма 2014 года «Малефисента», в котором хозяйка зла предстает в образе главной героини.

Disney, который мы любили, часть I I I. 1958 год. «Спящая красавица», смысл, дизайн мира и персонажей, процесс съемок

Последний раз «Спящая красавица» была выпущена в октябре 2008 г. в виде двухдискового платинового издания на Blu-Ray и DVD. Хотя переиздание фильма было запланировано на октябрь 2015 г., его выпуск был ускорен в связи с благоприятным временем выхода «Малефисенты». Спустя почти четыре года, 7 октября, фильм вновь вышел в виде однодискового Diamond Edition Blu-Ray и DVD, что ознаменовало конец ожидания, особенно для юных поклонников принцессы.

«Спящая красавица» является жемчужиной анимационного репертуара Disney и прочно вошла в историю современного кинематографа. Завораживающие визуальные эффекты и проработанные персонажи оставили неизгладимый след.

Екатерина Кодуа

1111
8 комментариев

Никогда не любил старый дисней. Все эти ротоскопированные мульты мне вообще не нравились. Для меня Дисней с русалочки начался.

1

Не могу сказать, что я им прям увлекалась, но для меня ‘первый’ Дисней - это как включить вечером черно-белый фильм. Классическая музыка, детали, вокал, атмосфера. В общем - своя эстетика при просмотре)

Кстати мой самый первый и любимый мультик Диснея был ‘Алладин’, ‘Русалочку’ я не очень любила. Только сейчас ее открываю для себя с определенной стороны

В 60-х были хорошие мультики без ротоскопирования. 101 долматинец, книга джунглей и пр. Неплохой стиль.

Ой неудачное время для лонга

Класс, спасибо. Один из самых любимых мультфильмов))