«Человек из Стали: лучший фильм киновселенной DC

Похвалим лучший фильм Зака Снайдера, который другие немало ругали.

«Человек из Стали»
«Человек из Стали»

Идея создать общую вселенную для фильмов DC преследовала компанию Warner Bros. давно. Сначала в 2002 году Вольфган Петерсон должен был снять для нее фильм про Бэтмена и Супермена, затем была идея картины «Лига Справедливости: Смертные», а потом общую киновселенную должен был запустить «Зеленый Фонарь» 2011 г., где одну из худших ролей сыграл Райан Рейнольдс. Но, к сожалению, в случае последнего фильма, к счастью, из этого ничего не вышло.

Ничего не вышло вплоть до 2013 года, когда на экраны вышла картина Зака Снайдера, уже снявшего кинокомиксы «300 спартанцев» и «Хранителей» - «Человек из Стали» с Генри Кавиллом в главной роли. Этот фильм стал первым в новой киновселенной DC, и первым же спорным проектом, который обругали критики, и похвалило множество зрителей. Хорошо, что я не профессиональный критик, и поэтому могу с чистой душой рассказать, почему мне понравился и до сих пор нравится «Человек из Стали» даже 10 лет спустя.

Начну я, парадоксально, с начала фильма. Итак, Криптон – «Человек из Стали» лучше всех показал родную систему Супермена. Холодная техно-антиутопия, зажатая кастовой системой, в которой жители разучились делать самостоятельный выбор, и сама отказавшаяся от собственного спасения – космических путешествий. Я бы хотел увидеть этот Криптон на пике своего расцвета, которого его жители еще летали к звездам, и увидеть, как он стал клониться к своему закату, в каких конфликтах стяжал славу генерал Зод, и как они познакомились и подружились с отцом Супермена – Джор-Элом. В общем, я бы с удовольствием посмотрел фильм или сериал про прошлое Криптона или даже про молодость Джор-Эла.

Криптон Зака Снайдера
Криптон Зака Снайдера

После того как Джор-Эл, у которого впервые за долгие столетия естественным путем, а не в пробирке, родился сын Кал-Эл, отправляет его на Землю со всем потенциалом родной планеты, Снайдер переносит нас сразу в настоящее. И вот здесь, на мой взгляд, у фильма появляются определенные проблемы (да, я хочу сказать о минусах, а не только о плюсах). Частые флэшбеки несколько путают ход сюжета, мешают сделать его цельным и понятным, но я понимаю, зачем Зак прибег к такому методу повествования. Думаю, что смотреть на долгую историю взросления Кларка означало делать фильм сильно длиннее, и, по сути, он стал бы одним большим прологом к основному повествованию, от которого осталось бы минут 20 в самом конце.

«Человек из Стали» фактически является становлением персонажа, его первым выходом в свет в качестве Супермена. Нам показывают, как проявляются его способности, как он учится владеть ими (сцена с суперслухом и рентгеновским зрением в детстве, сцена с полетом). Сразу видно, что в создании фильма участвовал Кристофер Нолан, поскольку сюжет явно перекликается с «Бэтмен: Начало», где тоже весь фильм идет становление героя. Если же брать произведения именно про Супермена, то здесь возникает сравнение со «Смоллвиллем», по сути, путем Кларка к плащу на 10 сезонов, или же с первыми сериями мульта про Супермена 1996 года.

Первый полет Супермена
Первый полет Супермена

Интересно то, что Кларк становится Суперменом не тогда, когда впервые надевает плащ, а в тот момент, когда выходит на бой против Зода, и люди признают его и помогают ему. Тут возникает ассоциация с «Новым Человеком-пауком» Марка Уэбба, тоже хорошим фильмом-становлением героя, где Паучок лишь спасая людей становится героем, а не когда надевает маску в первый раз.

Супермен у Зака Снайдера неопытен, напуган, он только что пережил свой первый полет и уже должен выйти на бой с более опытными криптонцами, желающими уничтожить все, что ему дорого. Он делает ошибки, оступается, и его ошибки оплачены людскими жизнями, о чем Снайдер не дает нам забыть. Это очень реалистичное представление того, что означает быть героем на самом деле, на какие жертвы приходится идти, и что победа без них не бывает.

И Зак очень долго идет к основному конфликту фильма – конфликту между Суперменом и Зодом, между Криптоном и Землей, между отжившим прошлым и наполненным надеждой будущим. Он долго разгоняется, но зато, когда доходит до схваток, то бьет четко по всем нужным точкам. Бои в фильме прекрасны, хорошо поставлены и зрелищны. Графика и эффекты сделаны хорошо, особенно на контрасте с нынешними супергеройскими фильмами и фильмами DC в особенности (да, «Флэш» 2023 года – я смотрю на тебя, я навсегда запомнил сцену с младенцами в микроволновке, а от битвы с Зодом в конце хочется выцарапать себе глаза).

В фильме впервые для Супермена как персонажа показано, насколько же большой силой он обладает, как от его ударов складываются здания и разрушаются города. Эта тема будет лучше исследована уже в «Бэтмене против Супермена», но «Человек из Стали» демонстрирует, на что на самом деле способен Кларк и как хорошо, что он выбрал стать героем.

Зод швыряет Супермена через небоскребы
Зод швыряет Супермена через небоскребы

Еще «Человек из Стали» очень красиво снят. Думаю, что про Снайдера – визионера вам уже прожужжали все уши, но у него действительно талант переносить комиксы на большой экран. Это было заметно еще со «Спартанцами» и «Хранителями». Картинка на экране, явно в угоду реализму и более мрачному тону, а также вновь «Бэтмену: Начало» Нолана, темнее, чем у фильмов «Марвел» и нынешних фильмов DC, но это создает атмосферу более серьезной истории и высоких ставок, которые в картине определенно есть. У Снайдера определенно есть свой стиль, благодаря которому можно сразу заметить, что тот или иной фильм снял именно он, и в «Человеке из Стали» он присутствует во всей красе.

Но все мы знаем, что не бои и не графика вызвали гнев критиков и привели всех нас сюда. Да, я говорю о той самой сцене с Зодом в конце фильма, где Супермен, для того чтобы спасти жизнь людей, вынужден свернуть ему шею. И чтобы поговорить об этом, мы вступим на зыбкую почву идей, которые стояли за фильмом и человеком, снявшим его – Заком Снайдером. И здесь в дело вступает другая эмигрантка из чужого мира, прибывшая в США – Алиса Зиновьевна Розенбаум, более известная как Айн Рэнд.

Алиса Зиновьевна
Алиса Зиновьевна

Выходец из моего любимого Санкт-Петербурга, она прибыла в Америку в 1920-х годах и стала там писательницей, драматургом и сценаристом. Я думаю, про «Сын маминой подругой расправил плечи» слышали все, но кроме книг Рэнд также создала собственную философскую систему – объективизм. В основе объективизма лежит индивидуальное стремление каждого человек к собственному счастью, а идеал Рэнд – это человек-творец, добивающийся всего собственными способностями и в соответствии со своими принципами. Вы спросите, а причем здесь Зак Снайдер и «Человек из Стали»?

Во-первых, Зак неоднократно говорил о своем интересе к философии Рэнд и желании поставить «Источник» (The Fountainhead) по ее книге. А, во-вторых, если проанализировать его фильмы не с точки зрения обсмеянных всеми «библейских отсылок», то идеи объективизма есть в каждом из них. В том числе и в «Человеке из Стали».

The Fountainhead
The Fountainhead

Посудите сами, главный герой фильма – сверхчеловек с невероятными способностями и сильными моральными принципами, который на каждом шагу вынужден делать выбор, поступиться ли ему принципами или следовать им. И вообще, если уж на то пошло, то «Человек из Стали» — это фильм о выборе, передающий идею объективизма. Криптонцы разучились делать собственный выбор не исходя из предписанной им социальной роли, и тем вызвали свою погибель. Кенты нашли ребенка-пришельца и сделали выбор оставить его у себя.

Позже Кларк выбрал спасти тонувший автобус со своими одноклассниками, рискуя своим секретом, за что его поругал отец Джонатан. И сам Джонатан сделал выбор – погибнуть, но не дать Кларку раскрыть свой секрет, поскольку, по его мнению, человечество еще не готово к этому.

И по сюжету фильма Супермен делает выбор – сдаться ли Зоду или скрываться, поверить ли людям и раскрыться им, возродить Криптон или защитить Землю, ставшую его новым домом? Причем это лишь его собственный выбор, оба его отца, биологический и приемный, погибли и не могут дать ему совет. И вот здесь мы приходим к той самой сцене в конце фильма.

Перед Кларком стоял выбор – убить Зода, поступившись собственными моральными принципами, или же оставить его в живых, но дать ему убить других людей? И он убивает Зода, что дается ему крайне нелегко, и в последующих фильмах старается избегать убийств. А это, кстати, соответствует идее Супермена из комиксов – там он также избегает убийств, но делает это при крайней необходимости, например, с Думсдэем или преступниками с Криптона. И вы либо принимаете этот выбор Супермена в фильме, или нет.

Супермен убивает Зода
Супермен убивает Зода

Но выбор делает не только Супермен, но и само человечество в лице американских военных, решивших, что Кларк им не враг, и вместе сражавшихся с общим врагом. Кстати, сцена из конца фильма, где герой сбивает военный спутник и говорит генералу, что у них общие цели, но правительство никогда не будет контролировать его, прекрасно раскрывает самого Супермена как персонажа и показывает, что Снайдер несмотря на всю критику понимает его.

И не могу не сказать о комиксах-первоисточниках, на которые Зак опирался при съемках фильма, причем кое-где покадрово. Тут и «Супермен: Все Звезды» Гранта Моррисона, откуда взят монолог Джор-Эла сыну, и «Супермен: Секрет происхождения» Джеффа Джонса (сцена, где Кларк узнает правду о своем происхождении от Джонатана), и «Человек из Стали» Джона Бирна, перезапустивший персонажа в 1986 году и подаривший фильму образ Криптона. Но я бы хотел отдельно отметить комикс «Супермен: Земля Один».

«Супермен: Земля Один»
«Супермен: Земля Один»

По сюжету молодой Супермен прибывает в Метрополис в поисках своего жизненного пути, знакомится с Лоис Лейн, и тут на город нападает всесильный пришелец, знакомый с его родной планетой, который ищет Супермена. Да там даже есть обращение через телевизор и энергетические буры в землю, есть флэшбеки, и Лоис помогает Супермену в борьбе с пришельцем. А кое-где даже диалоги взяты слово в слово. Иногда мне кажется, что Снайдер просто решил взять и перенести мой любимый комикс про Супермена на большой экран с собственными изменениями. Возможно, именно поэтому мне понравился «Человек из Стали».

Режиссер, визионер и фанат комиксов Зак Снайдер
Режиссер, визионер и фанат комиксов Зак Снайдер

В целом же, «Человек из Стали» — это хороший супергеройский фильм и хороший фильм про Супермена. Он снят с любовью к персонажу, со знанием первоисточников, но и с попыткой поиграть с ними, показать героя с другой стороны, и с привлечением интересных философских идей. Я понимаю всю критику этого фильма, но, к сожалению, не могу с ней согласиться. Для меня «Человек из Стали» — это все еще лучший фильм киновселенной DC и, возможно, Зака Снайдера в принципе.

201201
175 комментариев

Похвалим лучший фильм Зака Снайдера

Не, лучший фильм Снайдера это "Хранители"

70
Ответить

Выдал базу в треде

11
Ответить

Есть еще 300. Да и сакер панч с рассветом мертвецов для кого то точно может быть лучше чем ЧиС.

6
Ответить

посредственная экранизация

Ответить

Расствет Мертвецоа

Ответить

да, только Хранители не имеют отношения к киновселенной DC.

Ответить