Оценка лучших игр с 3D строительством - часть 1

Если вы открыли статью в надежде увидеть список строительных симуляторов вроде Sims4 или CitySkylines, вам придется остаться разочарованным. Речь пойдет о взгляде профессионального проектировщика на удобство 3D строительства в играх с открытым миром.

Песочница в открытом мире

Если судить по рейтингам Steam, песочницы все еще пользуются широкой популярностью: такие игры как Rust, ARK: Survival Evolved и даже нашумевший Starfield входят топ 100 по популярности среди прочих (по состоянию на 25 сен 2023 года).

О причинах их высокого места в рейтингах игровых магазинов можно спорить долго, меня же интересует конкретный аспект игр представленного жанра - 3D строительство.

Так сложилось, что меня всегда интересовали различные инструменты для творчества - компьютерные игры на сегодняшний день один из лучших по доступности и функционалу. В них можно создавать произведения разной сложности, даже не имея специальных навыков.

Творческая свобода - вот отличительная черта всех песочниц.

К великому сожалению эту особенность крайне сложно подвергнуть оценке. Разные представления о творчестве рождают разные запросы к функционалу, поэтому бывает сложно найти статью с рейтингом, где понятно описывают возможности игр по каждому из направлений.

Тогда я самостоятельно занялся поиском и сравнением конкретного, интересного мне, аспекта в играх этого жанра. И чтобы собранные мной сведения не потерялись - решил опубликовать статью. Возможно кому-то пригодится.

Список оцениваемых игр

Для первой части статьи мной были отобраны те, в которых мне довелось провести более 100 часов.

  • Kenshi
  • Fallout 4
  • No Man's sky

Жестокий Kenshi

Подкаменная крепость в долине "Окранова Гордость"
Подкаменная крепость в долине "Окранова Гордость"

Не слишком известная, но захватывающая игра для любителей атмосферного строительства в условиях сурового выживания.

Игру позиционируют как симулятор выживания отряда авантюристов посреди мира, выжженного войнами и катаклизмами. Заняться в игре можно всяким: поиски артефактов на руинах более развитой цивилизации, столкновения с враждебно настроенными обитателями диких территорий (среди них роботы, различных размеров монстры и хищники), поучаствовать в конфликтах за территорию между местными сообществами. Жизнь подконтрольной игроку фракции - сущий ад первые 50 игровых дней. Голод, смертельные ранения, дефицит ресурсов и нищета обеспечены.

Где-то в стране шеков
Где-то в стране шеков

Но глядя на красивые пейзажи, невольно возникает желание создать на каком-нибудь отшибе или склоне свой собственный аванпост или даже полноценный город.

После знакомства с местными реалиями, возникает осознанная необходимость в оборудовании базы.

На данный момент в игре представлено целых 2 способа обретения собственного пристанища: покупка зданий в городе, застройка пустующей территории.

Первый вариант подходит тем, кто не увлекается строительством: вам представят площадь в границах которой можно размещать интересующие вас объекты - кровати, сундуки, верстаки, некоторое производство. Однако на таких базах невозможно заниматься обычным сельским хозяйством и создавать крупногабаритное объекты, к тому же площади заметно ограничены. Зато в пределах города вас защищает местная фракция (что бывает неплохо, до первых разногласий).

Второй вариант в плане строительства недостатков не имеет, но потребует от вас хорошенько обдумать условия в которых вам придется обеспечивать выживание вашей базы. Если построиться в зоне влияния враждебной фракции, на вас смогут осуществлять набеги; если вступить в конфликт с нейтральной фракцией, к вам может заявиться рейд; если в доступности нет ресурсов (руды, воды, плодородия почвы) вам будет тяжело их доставлять.

Оценка лучших игр с 3D строительством - часть 1

Однако это все больше касается выживания. Поговорим конкретно о строительстве.

Интересные возможности и достоинства:

  • Свободная 3D камера. Когда у тебя есть возможность парить над местностью, выставлять различный любой угол обзора, настраивать приближение - построить что-либо красиво становится проще.
  • Нет явного ограничения на количество возводимых объектов. Движок игры наверное имеет какой-то предел, но достичь его крайне сложно. Можно возвести сотни мелких объектов или сотни крупных, разницы нет.
  • Строй где хочешь! Ну или куда доберешься. Забавно, что построить аванпост здесь можно даже в таком месте, которое в принципе не предназначено для строительства и жизни. Игра почти вас не ограничивает в выборе места. Иногда даже можно восстановить руины, обустроив там себе приличную базу.
  • Ориентирование объектов в пространстве. Обязательный атрибут для строительства. Он тут есть и позволяет вращать здание вокруг осей и изменять его высоту / глубину относительно поверхности, выравнивать объект.
  • Свободное размещение внутри модульных зданий. С помощью объектов поменьше можно создавать целые интерьеры с функциональными объектами.

Плохо реализованные возможности и недостатки:

  • Только модульные здания. В ванильной игре нет возможности возводить сборные дома свободной конфигурации, задавать произвольную форму и конструктивную схему.
  • Плохо реализовано расширение границы аванпостов. Основной способ заключается в наставлении множества проектов домов (красная сетка) рядом друг с другом, при основании базы. Постепенно отступая подальше - вы увеличите радиус охвата, внутри которого будет автоматически задана зона влияния вашей базы.
  • Ландшафтные ограничения. Хотя ты можешь построить что-угодно и где-угодно, не все впишется в рельеф. Некоторые крупные конструкции просто будет невозможно нормально использовать, потому что внутри них будут мешать неудаляющиеся камни, деревня и бугры располагающиеся на местности. Не все руины подлежат восстановлению.
  • Дырявые текстуры модульных конструкций. Неприятная вещь, которая обнаруживается при осмотре снизу модульных домов. Их основание не имеет под собой текстуры, даже в виде заглушки - в итоге нпс проходят насквозь стен и полов, которые плохо сочетаются с ландшафтом.
  • Ресурсы после снова остаются на месте сноса. Неудобный элемент выживания, который слегка мешает строительству.

Вывод: если вы хотите поиграть в симулятор строительства поселения в открытом мире постапокалиптичной пустоши с видом от третьего лица - игра идеально вам подойдет. К тому же, на неё уже вышло много модов, которые компенсируют перечисленные недостатки.

Менее мрачный Fallout 4

Оценка лучших игр с 3D строительством - часть 1

Потерянная атмосфера мрачного будущего из Fallout 3 оставила фанатов неравнодушными к этой игре. Однако в отличие от предыдущей части, здесь реализовали нормальной обустройство базы и строительство, которого явно не хватало в пустынной тройке.

В игре, где ты вынужден собирать и хранить множество лута - иметь свою базу крайне заманчиво. Хотя конкретно надобность превращать её в поселение для других обитателей пустоши - решение спорное. Не всем по душе заниматься обеспечением повседневных потребностей жителей в игре от первого лица.

На момент последней версии, в игре есть множество возможностей получить место для строительства собственной базы. Однако существенным отличием все также остается вид площадки строительства. Условно их можно разделить на два вида: участки и убежища.

Участок - это место под открытым небом, как правило, с доступом к почве. Подходит для создания частных домов или полноценных поселков.

Убежище - закрытое пространство в пределах которого можно размещать строительные объекты и проводить ограниченное изменение планировки.

Оценка лучших игр с 3D строительством - часть 1

Мне нравится обустраивать участки. Убежища в игре реализованы плохо: внутри недостаточно освещения, много не разрушаемых объектов и заблокированы быстрые перемещения. Некомфортно.

Исследуя строительные возможности Fallout 4, я пришел к следующему списку:

Интересные возможности и достоинства:

  • Сборные конструкции и свобода планировки. Здесь можно возводить как цельные конструкции, так их отдельные их элементы. К тому же часть из них сочетаются друг с другом в привязке к сетке.
  • Локации под строительные площадки. Все же Fallout это action-rpg с элементами песочницы, поэтому конкретные локации под строительство - разумно.
  • Вариативность строительных объектов. Есть маленькие для обустройства интерьеров и комнат, есть большие структуры для масштабных работ.
  • Логические машины и механизмы. Их редко используют, но развлечься с ними можно, создавая производственные линии или полигоны для врагов.
  • Манипуляция положением и размерами объектов в пространстве. Многие задаются вопросом "где?" - конкретно на ПК, через правую панель с цифрами и стрелками (в игре об этом нет сведений, случайно наткнуться).

Плохо реализованные возможности и недостатки:

  • Отсутствует свободная 3D камера. То, что наполовину убивает все веселье от строительства в этой игре: вам приходится бегать вашим персонажем с видом от первого лица, для того, чтобы починить, поставить или снести интересующий вас объект. Для маленьких объемов работ это терпимо, но в игре же предусмотрено создание больших поселений! Интересно, исправили ли они его в новых играх?
  • Электрификация. Если вам кажется, что тянуть провода или электрические трубы через все строительные структуры - это хорошая идея, то четверка вас порадует! А еще, чтобы запитать что-либо проводом — он не должен иметь препятствий между точками подключения.
  • Склеивание объектов. Очень спорное решение, из-за которого скрепляемые между собой объекты затрудняют перемещение или снос частей базы. Так разработчики плохо реализовали множественный выбор структур наскольких структур сразу.
  • Неудобное меню строительства. Во-первых, его надо постоянно листать, переходя вперед / назад во вкладки (нельзя открыть несколько вкладок); во-вторых, в нем нет переключения отображения 3д моделей, что приводит к замедлению погрузки объектов в меню; в-третьих, отсутствует вкладка избранных объектов. Даже если вы сохраните объект, то он будет храниться внутри скрытой вкладки одного из строительных наборов.
  • Плохая система привязки объектов друг к другу и сетке. Наверняка игроки часто сталкивались с ситуацией, когда не удается поставить новую стену, соединив с существующей ровно. Без консоли вообще сложно ориентировать объекты в пространстве.
  • Очень маленький строительный лимит. Допускаю, что разработчики не были уверены в своем движке, потому что нет объективных причин сильно его ограничивать (давно появились моды, которые лимит совсем убирают).

Вывод: Fallout 4 это что-то странное, с одной стороны игра предоставляет достаточные строительные возможности и позволяет реализовать смелые строительные решения. Но удобство механик строительства под сомнением и требует человеческой адаптации. Если же вам придется по душе атмосфера игры, то лучше ставьте моды, которые исправляют перечисленные недостатки, и наслаждайтесь.

Реабилитировавший себя No Man's sky

Оценка лучших игр с 3D строительством - часть 1

Тот самый проект, который обещал нам еще в 2017 году неограниченную галактику, в которой возможно будет не только путешествовать, но и строить собственные аванпосты на поверхности любой посещаемой планеты. Если бы я сравнивал её с другими играми про космос, то отдал бы первое место по разнообразию и красоте пейзажей - разработчики за несколько лет сделали из сырой игры отличную яркую красивую песочницу.

И пусть космос в игре далеко не реалистичен, хотя бы разок сыграть в NMS стоит - ради красивых пейзажей и необычной застройки баз.

В этой песочнице базы можно разделить на два типа - планетарная и корабельная.

Планетарная база - предназначена для колонизации поверхности планеты, в произвольной её области. Причем для этого достаточно выбрать место и воткнуть маяк. Почти не важно где вы это сделаете. А если вам вдруг не хватит места, просто воткнете еще один рядом.

Корабельная база - располагается на борту вашего флагмана. Здесь есть ограниченное пространство в пределах огромного отсека, где можно строить. Доступ к ней можно получить исключительно после приобретения большого грузового судна.

Оценка лучших игр с 3D строительством - часть 1

Без лишних предисловий, на данный момент я считаю её одной из лучших игр для 3D строительства (после Minicraft), вот почему:

Интересные возможности и достоинства:

  • Универсальная и свободная 3D камера. Вы можете осуществлять строительство в пределах базы от первого лица или второго лица, но если вам неудобно - можно включить вид от третьего!
  • Терраформирование. Универсальный инструмент (мультитул) позволяет преобразовать поверхность планеты до неузнаваемости. Хотите сравнять гору с землей или насыпать горку? Пожалуйста!
  • Неограниченное разнообразие строительных площадок. Вам нравится песчаная полупустыня, а может быть зеленый лес? Нет, вам определенно подойдет ледяная пустошь или задыхающийся от копоти вулканический мир! Здесь можно строить и в небе, и под водой, и на земле, и под землей. От разнообразия может закружиться голова.
  • Ориентирование объектов в пространстве. Относительно неплохо реализовано. Есть настройка привязки к сетке - её можно выключить. К сожалению, не у всех объектов настраивается размер.
  • Логические механизмы. Они здесь присутствуют.
  • Свобода планировки. Здесь достаточно объект средних и крупных размеров, которые позволяют создавать разнообразие в планировке и конструкциях зданий и сооружений.
  • Режим созидания. Если вам надоело выживать, добывая ресурсы (хотя это в игре не вызывает особых сложностей), вы можете включить творческий режим, где у вас к ним неограниченный доступ.

Плохо реализованные возможности и недостатки:

  • Очень маленький строительный лимит. Для такой игры, где у тебя может быть множество баз по всей галактике - смешно иметь ограничение в несколько сотен объектов.
  • Неудобные силовые линии. То же, что в Fallout 4 с электрификацией. Вообще, тему с обязательным физическим прокладыванием проводки стоит забыть (В настоящем мире люди давно научились прятать коммуникации внутрь стен или под землю).
  • Ломающие постройки обновления и патчи. Такое может случиться с любой игрой, но почему-то в NMS активно вносят изменения, которые заметно затрагивают строительные объекты. Неприятно, когда на твоей базе что-нибудь пропадает.
  • Поломанная генерация флоры и фауны. Я давно заметил, что не стоит строить в местах рядом с зарослями и живностью. Даже после их зачистки, через некоторое время, они могут появиться снова на том же месте. В редких случаях это касается рельефа, но в основном нет.

Вывод: есть над чем еще поработать, но как песочница - игра стала отличным конкурентом всем вышедшим до 2022 года строительных играм про космос. Если вы играли только в сырую версию на релизе, рекомендую попробовать снова!

В заключение

Как всегда, мне не удалось найти игру, функционал и возможности которой превосходят упомянутый Minecraft (шутка).

Если говорить серьезно, в каждой из названных игр достаточно интересная система строительства, которая только дополняет атмосферу свободы возможностей играм тяготеющим к жанру песочницы.

Если вам понравилась эта статья, обязательно оцените и оставьте комментарий с названием игры, которую вы бы хотели включить в список лучших про 3D строительство в открытом мире.

Благодарю за внимание!

4747
32 комментария

Электрификация. Если вам кажется, что тянуть провода или электрические трубы через все строительные структуры - это хорошая идея, то четверка вас порадует! Ведь, чтобы запитать что либо проводом - он не должен иметь препятствий между точками подключения.

Вот кстати конкретно этот пункт отбил начисто всё желание что-то строить/обустраивать в F4. Когда я увидел что провода через соединители выпирают сантиметров на 20-30 из стены (и сам выбор соединителей крайне мал и они все странные), и когда понял, что нельзя просто провод сквозь деревяшку протянуть (даже с теми стенами где различимые глазами отверстия и щели) - я забил хуй на строительство. Это просто добавилось в копилку, описанных минусов, особенно кривого соединения объектов - когда одна стена с другой просто отказывается стыковаться, потому что выходит на 10 микрон за пределы какого-то внутреннего поля - это пиздец. Я не говорю про стыковку разнотипных стен, разнотипных крыш и прочего.

Минвайл постапок и люди живут в кое-как сколоченных дефолтных сарайках, а у тебя расхождение в миллиметр не даёт состыковать объекты. Ммм, вкуснотища.

В 76 кстати немного лучше с генераторами, т.к. есть ядерный генератор на 100 энергии схему на который легко получить, а вот в 4 без длц максимум помойка на 10 энергии была, только в длц исправили

2
Ответить

там разве нет фишки что на стену ставишь соединитель и здание автоматом запитывается?

2
Ответить

Майнкрафт моя жизнь

2
Ответить

Картинку бы хотя бы сделал, для обложки

1
Ответить
Автор

готово

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

В Starfield, кстати, и меню несколько удобнее сделали, и проводку тянуть не надо, и камера с видом сверху есть, хотя и не очень удобная. Но не хватает возможности ставить какие-нибудь основания, а также включить сетку с привязкой предметов к ней, чтобы легче было размещать объекты на местности. Камни и деревья автоматически удаляются. Привязка однотипных предметов друг к другу (например, ящиков) далеко не всегда понимает, чего хочет игрок.
Смысла в строительстве стало куда больше, т.к. в F4 геймплейной ценностью по большей части обладало первое построенное поселение, в котором можно было поставить верстаки, хранить хлам и фармить воду на продажу, остальные строились просто по желанию игрока. В Starfield аванпосты позволяют существенно ускорить прокачку путём крафта редких компонентов в промышленных масштабах (у меня уже 319 лвл, хочу добить до 325, чтобы можно было все навыки прокачать). Но для этого нужно построить несколько аванпостов, добывающих разные ресурсы, а также наладить логистику.
Проведена работа над ошибками, но ещё есть куда стремиться.

1
Ответить