Проблемы русской постапокалиптики

Попробуем с вами выделить 8 основных проблем русской постапокалиптики. Не претендую на объективность.

Проблемы русской постапокалиптики

I. Линейность и стереотипность.

Буквально каждая книга строится по принципу акына - что вижу, о том и пою. Последовательно используются эпизоды из жизни героя (которые не особо между собой связаны), чаще - нескольких персонажей сразу, ибо об одном много не напишешь.

Структура книги вообще простая: жили-были себе герои спокойно, потом бац: ядерная война/вирус/макаронный монстр/любая другая причина всемирной разрухи - и теперь всем приходится выживать. Причём везде всегда один и тот же идиотский приём: главный герой (или даже второстепенный) вспоминает или рассуждает о том, что раньше было лучше, добрее; а теперь за банку тушенки готовы глотки порвать. Да и вообще человек человеку волк.

Проблемы русской постапокалиптики

Действия тоже предсказуемы и избиты. Напали бандиты, отбился от бандитов, нашёл сто патронов и два пистолета, наткнулся на Федю, вместе они отбились от заражённых... и так до бесконечности. Подобных стереотипных, скучных и избитых эпизодов, которые никак толком не обыгрываются, можно накидать хоть десяток, хоть десять тысяч.

Нет никакого конфликта. Нет нарастания напряжённости. И уж тем более не идёт речи ни о какой кульминации. Повествование, по сути, сходит на нет и складывается ощущение, что автор просто выполнял норму по количествам листов или слов.

Нередко после первых двух или трёх глав интерес к книге теряется. А что может быть в произведении, которое не развивается? Продолжать тянуть одни и те же эпизоды можно до бесконечности.

II. Пустые и неинтересные персонажи.

Почти всегда персонажи представляют из себя уже избитый стереотипный набор. Это - воин-одиночка, который видал всякое и относящийся ко всему и всем со здоровой долей скепсиса; молодая авантюристка-одиночка/молодой авантюрист-одиночка; молодой, честный, открытый и самоотверженный боец (обязательно "трагично" умрёт ближе к концу); весёлый разгильдяй, который выбирается из всех передряг.

Такое ощущение, что набор персонажей скомунизжен из игр: воин, вор, паладин и бард соответственно.

Более того, сами персонажи практически никак не изменяются. У большинства из них нет адекватно прописанного и сколько-нибудь интересного прошлого. По сути, 90% всех героев в книге - картонки, необходимые, чтобы навязывать бесконечные сцены из первого пункта...

III. Одинаковые сюжеты.

Вернее, их строение.

Как правило, сюжет строится либо на
- боёвке (DOOM в нашей жизни);
- выживание отдельно взятого человека или группы.

Сбор продуктов/патронов/оружия/одежды, поиск убежища и маскировка или перестрелки и погони.

Открывая книгу, я, с вероятностью в 85% увижу одни и те же погони, одни и те же сражения, один и тот же сбор ресурсов. Просто в немного других тонах и декорациях - суть останется та же, это будет либо первое, либо второе. Или и то, и то сразу.

В большинстве подобных книг попросту нет чего-то оригинального, свежего и необычного. Ничего, что отличало бы одну "вселенную" от другой.

IV. Подробные описания ТТХ...

Я нередко встречаю в книгах подробные описания тактико-технических характеристик оружия и/или экипировки персонажей (от ботинок и бронежилетов, до АКМ и СВТ-40). Сюда же я отнесу перечисление найденного снаряжения с указанием количества единиц.

Буквально, так и написано! "Тысяча семьсот девяносто два патрона калибра 7.62 на 39 милимметров". И тому подобное.

ТТХ практически на половину состоит из терминов и специальной лексики. Создаётся впечатление, что это не постапокалипсис, а учебник по основам военного дела. Словно в этом и есть суть произведения.

Проблемы русской постапокалиптики

Ну или же автор хочет одним выстрелом из винтовки калибра 7.62, снабжённой насадкой для тактического фонаря усиленной яркости, а также оборудованной пластиковым прикладом с резиновыми амортизирующими накладками, стреляющей бронебойными патронами, снабжёнными стальным сердечником, убить двух зайцев: и книгу художественную написать, и справочник. А что, звучит удобно.

V. Декларативные описания (и повествование).

Ему было настолько одиноко, что описать словами это невозможно. Она оглянулась: вокруг было необыкновенно красиво.

Без каких-либо комментариев или дальнейших описаний.

Состояние и переживания героя, атмосфера происходящего и прочее просто называются, декларируются, а не показываются. И это плохо. Словно автор хочет сказать: «Вот, читатель: в этом эпизоде Иван испугался, Сергей растерялся, Надежда удручена, Ирина разозлена. Атмосфера давящая. Запомнил? Пошли дальше».

Само собой, если так преподносить информацию, то эмоции и атмосфера будут плоскими, фальшивыми и от того - неинтересными и не цепляющими.

Соответственно, не будет и сопереживания героям. А если его нет - их судьба становится попросту безразличной. Ну и раз так - то читать 200+ страниц нет никакой мотивации.

Либо вторая ситуация - однообразные повторения примерно одного и того же. Допустим, мы читаем книгу о ядерной войне. Автор обязательно опишет пустошь и разрушенные города, а также то, что главный герой испытывает при их виде. И будет он делать это каждый раз, когда ГГ будет видеть их. Учитывая, что ничего особо меняться не будет, то и описания получатся примерно одинаковыми.

Если же мы говорим про зомби - то обязательно надо описать каждого зомби и те эмоции, которые герой испытал при встрече с врагом. Получается, опять же, весьма однообразно.

VI. Для книг про зомби.

Каждый раз, когда я читаю какую-то книгу, где есть зомби, складывается впечатление, что люди в этих вселенных живут либо в параллельном мире, либо в полной информационной изоляции.

Все ведут себя так, словно никто никогда не слышал ни о зомби, ни о заражениях!

Допустим, если действия происходит в 2012 году, то к 2012 году только глухой и слепой не слышал о "28 Дней Спустя", "Обитель зла", "День триффидов" (как о книге, так и о фильме). Молодёжь же не может не знать о "Silent Hill", "Fallout 1-3" или о том же "Обитель зла".

Понятно, что автору легче нагнетать драматизм в книге, если ни один из жителей выдуманного им мира не имеет понятия о ходячих мертвецах. Но, учитывая вышесказанное, это выглядит очень значительной и совершенно непростительной притяжкой за уши и роялем в кустах.

Проблемы русской постапокалиптики

VII. Примитивные морализаторство и философия

Обычная квинтессенция многостраничной философии:

Его обуревали мысли: оказывается, как только наступает голод, люди становятся животными. Даже хорошие люди становятся плохими, когда припрёт. Они готовы убить друг друга за банку консервов. Так было веками и будет через века.

Простейший пример.

И к вышесказанному:

Эту страшную бомбу/вирус/парниковый эффект придумали учёные. В погоне за своими гипотезами они играют человеческими жизнями. Но кто дал им на это право? Боги? Люди? Нет, эти учёные не имели никакого права играть в такие опасные игры. Но они играли, и невинные люди опять поплатились. Ведь играть с природой нельзя. Она сильнее человека, а человек об этом забыл.

Мораль как способ добить читателя.

То есть мораль, которую читатель, по идее, должен сам вынести из книги, прямыми словами прописали в тексте. Обычно, она сформулирована тезисами и располагается в конце эпизодов по схеме: 0,5-1 странице на 15-20 страниц текста. Будто подводят итоги микротемам на диссертации.

Такое впечатление, что книги написаны школьником, который, не прочитав классики, на собственном опыте только-только стал постигать основы морали и аморальности, и, удивлённый своими "открытиями", пытается донести свои "озарения" до максимального количества тех, кого не "озарило".

Некоторые писатели, имея глубокую страсть к философствованиям, часто насыщают свои тексты этими рассуждениями - что иногда приводит к повторениям их содержания каждые несколько глав. Более того, эти размышления о вечности и бесконечности, часто состоящие из тривиальных и очевидных истин, почти всегда являются длинными и скучными кусками текста.

VIII. Огромное количество бессмысленных диалогов

Под "бессмысленным диалогом" я подразумеваю диалог, который не имеет никакого другого смысла, кроме как наполнение книги текстом (а следовательно - объёмом).

Например, Василий встретился с Петром, чтобы Пётр мог помочь Василию справиться с опасным компьютерным вирусом, который имеет потенциал уничтожить важные файлы, полученные в результате журналистского расследования экспериментов, нарушающих права человека, проводимых компанией "Дудубаба". Вот как будет выглядеть такой диалог:

- Привет, дело есть.

- Да? Какое?

- Важное. Была бы ерунда – не стал бы отрывать от дела.

- Да ты и по ерунде часто отрываешь.

- В этот раз не ерунда. Под ударом дело всей моей жизни.

- Понял, рассказывай.

- Вчера я встал с утра с похмелья, умылся, позавтракал, позвонил девушке, послушал музыку, посмотрел новости – кстати, Наташку показывали, она заняла второе место на городском конкурсе звездочётов.

- А, да, красивая девка. Жаль, что ты с ней не стал встречаться.

- Да, жаль, теперь Серый с ней кувыркается. Но я не жалею – у Светки характер лучше.

- Да, это точно.

- Ну так вот. Посмотрел я новости и включил компьютер.

- Постой. А у тебя какой компьютер?

- Да фирмы «Вынь-пей-сам», только купил.

- Какая диагональ экрана?

- Семнадцать дюймов. С антибликовым покрытием. Клёво – зашибись!

- Да, зашибись.

- И вот включаю я его – а он не включается.

- А ты в розетку-то его воткнул?

- Разумеется! Хотя, это же ноутбук, чё ты меня сбиваешь!? Делать, что ли, больше нечего?

- Да ладно тебе, я пошутил.

Тарантиновские диалоги.

И так можно продолжать до бесконечности, хотя весь диалог можно свести к: "Вася рассказал другу о происшествии с ноутбуком и попросил разобраться с вирусом. Петя, прикинув, когда будет свободен, назначил встречу на вечер пятницы."

Проблемы русской постапокалиптики

Бессмысленное повествование – текст, который не несёт никакой смысловой нагрузки и в произведении не выполняет никакой функции.

Вася решительно выбежал из дома, сел водителем в автомобиль и быстро уехал из опасного места. Он осознавал, что нет никакой необходимости вести себя подобно герою ужастиков и безумно кричать, как это часто показывают в дешевых фильмах ужасов. Он не стремился стать героем с тяжелым вооружением, утаптывающим зомби, вылезающих из каждой щели, схожих с трешевыми триллерами, часто претендующими на боевик. Ведь Вася был обычным парнем из Харькова, просто окончившим университет, и все эти высокопарные киношные фантазии с его участием выглядели бы глупо и неподходяще. Поэтому он просто сел за руль и трезво продолжил свою поездку.

Пример такого повествования.

По-моему, любой такой бессмысленный текст используется, чтобы превратить незначительный рассказ в больший объем, который лишь является жирным по размеру, но не по содержанию.

Это сделано исключительно для потокового производства.

Чем больше книг ты пишешь в единицу времени, тем больше платят. И читатели, как правило, всё это поглощают.

IX. Итог.

Ну, как-то так

Сразу скажу, что суждение было субъективным и основано оно на моём опыте. Если у вас есть что сказать или у вас другая точка зрения - что ж, буду рад видеть вас в комментариях.

88
14 комментариев

Это беда 99% русских авторов и 100% их на АТ. Сколько не пытался почитать из русского все какое то куцое, но есть и "исключения" - Сергей Лукьяненко, некоторые из его книг хороши.

На самом деле в любой стране так. Мы с вами не получаем все что пишут за рубежом, мы получаем только то что как то засветилось, хорошо продалось или, мб быть имело премии типа хьюго, или по ней снимают фильм. То есть для нас уже есть рыночный фильтр который почти не пропускает графоманию.

1

Сергей Лукьяненко, некоторые из его книг хороши. Кхм.

3

А мне нравится русский постапок. В нём проблем меньше чем в Американском.
А атмосферы и логичности больше.

1

Атмосфера и логичность - это непрывный милитари-дрочь на подсумки, разгрузки и типы патронов?

2

Я мало читал русскую постапокалиптику, ограничился одним только "Метро 2033", и то дропнул ещё на ознакомительном фрагменте.
Статья интересная, по большей части согласен с твоим мнением.

1

и не надо. Лучше 1984 почитать чем метро. Метро пиздец в книге хуйня. Игрв норм еще

2

я читал когда завидуют мертвым. Остался в восторге. Гг малолетний дебил буквально. Недавно перечитал и как господи меня заебали философские разговоры что пиздец. А так автору советую если не читал. Писал кстати Сурен Цормудян. Тот самый которые делает короткие исторические ролики в 5 часов

1