«Гнездо»: тревожная и мастерски снятая драма о крушении амбиций

Новый фильм Шона Дёркина, режиссёра «Марты, Марси Мэй, Марлен», — один из лучших в 2020 году.

«Гнездо»: тревожная и мастерски снятая драма о крушении амбиций

1986 год. Британский трейдер Рори О'Хара (Джуд Лоу) живёт хорошо, но не очень. У него есть жена Эллисон (Кэрри Кун), американка совершенно платиновой внешности, которой он каждое утро приносит кофе в постель. Есть двое славных детей: старшеклассница Сэм, дочь Эллисон от первого брака, и 10-летний сын Бен. Есть дом, есть работа. Но чего-то ему не хватает.

Рори хочется большего, и потому он объявляет семье, что его позвали обратно в английскую фирму, в которой он начинал, а значит, нужно переезжать из США в Лондон. Там Рори снимает целое поместье, устраивает сына в лучшую школу, обещает жене, что построит конюшню для лошадей, которых она так любит. Работает над крупной сделкой, возвращает себе радостную иллюзию собственной исключительности. Но ненадолго.

«Гнездо» снял Шон Дёркин, который в 2011 году дебютировал с любопытным инди-триллером «Марта, Марси Мэй, Марлен», получил за него призы на «Сандэнсе» и других фестивалях, а потом куда-то пропал. Стало быть, это второй его фильм и самый важный — именно по нему обычно становится ясно, насколько оправданны были авансы, выданные начинающему автору. И в случае с Дёркином всё явно было не зря — после такого второго фильма хочется немедленно увидеть и следующие.

Притом что в «Гнезде» сразу примерно понятно, чем всё закончится. Это фильм о крахе мужчины 80-х, хозяина жизни, который внезапно становится моральным и финансовым банкротом. Выросший в нищете и добившийся успеха, Рори О'Хара всё равно ничему не научился; жена не просто так тайком от него откладывает наличные в шкатулку. Рори слишком привык, что всё получается — но судьба иначе работает в системе товарно-денежных отношений.

Режиссёр порасчётливее отдал бы в «Гнезде» все симпатии героине Кэрри Кун, у которой тут почти мужская роль — она занимается тяжёлым трудом, молча принимает проблемы. Но Шон Дёркин сочувствует своим героям — и тем, кто достоин, и тем, кому нужнее
Режиссёр порасчётливее отдал бы в «Гнезде» все симпатии героине Кэрри Кун, у которой тут почти мужская роль — она занимается тяжёлым трудом, молча принимает проблемы. Но Шон Дёркин сочувствует своим героям — и тем, кто достоин, и тем, кому нужнее

Неслучайно действие фильма происходит осенью 1986 года: ещё чуть-чуть, и грянет «большой взрыв», лондонская биржа заменит трейдеров вроде Рори на алгоритмы и начнёт стремительно расти, а уже на следующий год рухнет вместе со всеми в «чёрный понедельник». Шон Дёркин, впрочем, нарочно не стал подчёркивать приметы эпохи — если бы не блеск светских приёмов, легко можно было бы решить, что семейство О'Хара — наши современники.

Запросто можно спутать и жанр «Гнезда». Как и в «Марта, Марси Мэй, Марлен», Дёркин здесь мастерски микширует драму с приёмами триллера: затяжными проездами и наплывами камеры в пустых коридорах поместья, взглядами через стёкла и зеркала, темнотой.

Оператора Матьяша Эрдея, который до этого работал над «Сыном Саула» и «Закатом», пора по праву назначить новым князем тьмы — стремясь передать в «Гнезде» чувство тревоги, он собирает в каждом кадре всё больше теней, укутывает в них персонажей. Источники света часто остаются за спиной, а в конце освещения вообще почти нет — и лицо Джуда Лоу тонет в предрассветных сумерках.

Матьяш Эрдей создаёт напряжение и другим приёмом: в начале фильма, когда у героев всё хорошо, показывает их вместе, но держит камеру поодаль. Когда же семья начинает рушиться, камера становится ближе к персонажам — но вместе они уже редко попадают в кадр
Матьяш Эрдей создаёт напряжение и другим приёмом: в начале фильма, когда у героев всё хорошо, показывает их вместе, но держит камеру поодаль. Когда же семья начинает рушиться, камера становится ближе к персонажам — но вместе они уже редко попадают в кадр

Но, конечно, Шон Дёркин едва ли стремится провести всю жизнь в резервации «инди-триллер». Как режиссёру и сценаристу ему явно интересно работать на экране с большими темами: отчуждённостью, непониманием того, как быть дальше. С человеческими слабостями — вроде бы незначительными, но меняющими всю жизнь.

В «Гнезде» мы наблюдаем за героем, который много рискует и много тратит, чтобы казаться богатым, его смертный грех — не алчность, а гордыня. Свойство неприятное, но, казалось бы, простительное — и в то же время достаточное, чтобы разрушить не только свою жизнь, но и всех, кто тебя окружает.

И тем, кто без греха, «Гнездо», наверное, покажется скучным, его уроки довольно очевидны — не нужно тратить больше, чем можешь себе позволить, не нужно жить в поместьях, ни в коем случае не нужно пренебрегать семьёй ради экономической выгоды. Но что поделать, если мы снова и снова совершаем эти ошибки.

7979
23 комментария

И да, все, кто не смотрел «Марту, Марси Мэй, Марлен» — исправляйтесь скорей. Превосходный фильм, и Элизабет Олсен в нём прекрасна, как рассвет

10
Ответить

спасибо)

3
Ответить

Давно на него поглядываю)) после твоей рекомендации , смотреть однозначно))
А фамилия у режиссера разве не Дуркин?
И да, прекрасный текст, как, впрочем, и всегда! )

1
Ответить

почему лоу такой охуенный. это надо как-то законодательно ограничить

10
Ответить

А мне «Гнездо» не сильно понравилось. Лоу и Кун играли будто отдельно друг от друга, дети в кадр не очень вписывались. Драма, по итогу, не чувствовалась, хотя и снято вроде на уровне, и сценарий толково написан. Только ради Лоу и смотреть.

3
Ответить

Лоу и Кун играли будто отдельно друг от друга

Это запрограммированный эффект, «Гнездо» же, кроме прочего, о разрыве человеческих связей рассказывает. Герои фильма при этом — люди довольно неприятные, поэтому и взгляд Дёркина на них не сентиментальный, но и не презрительный, а сочувствующий.

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить