Я работал учителем в школе, чтобы тебе не пришлось

Уважаемая публика, на этом сайте про игры я расскажу, как я работал в системе образования. О положительных и негативных сторонах педагогической деятельности.

1. Как я докатился до такой жизни. Начать стоит с того, что моя мама и бабушка трудились в сельской школе. Несмотря на то, что они жаловались на бюрократию и высокую нагрузку, они хорошо и ответственно учили детей. Ну и по сельским меркам работа в школе относительно хорошо оплачивалась. Поэтому я считал, что это вполне неплохая работа. В школе интересовался историей, побеждал на муниципальных олимпиадах по этому предмету. Сдав ЕГЭ, я поступил на истфак, где получил диплом бакалавра.

2. Первая работа по специальности. После педпрактики, пройденной на последнем курсе бакалавриата, интерес к профессии был снижен. Учась на магистратуре, год я работал продавцом, поскольку в школе зарплаты для начинающего специалиста были ниже.

Когда я работал не по специальности, меня мучало чувство собственной бесполезности. Каждый рабочий день, считал минуты до конца смены. Мне хотелось заниматься чем-то творческим, интересным требующим интеллектуальной самореализации. Я всё чаще думал, о том, как здорово и интересно было бы преподавать. Куда интереснее объяснять подробности Версальско-Вашингтонской системы, нежели раскладывать товар на прилавке. Поскольку решение было несколько спонтанным, на рынке труда было немного предложений. Для начала я работал в сельской школе на одну ставку за свой труд я получал около 14 тысяч вместе с магистерской стипендией выходило 17. Получить подъемные не вышло, поскольку год до трудоустройства работал не по специальности. Выплат за молодого специалиста тоже не было, уже и не вспомню по какой причине. Первый год был интересным, поскольку я был полон энтузиазма старательно готовился урокам и пытался увлечь детей своим предметом. Порой было очень трудно, поскольку у меня не выходило установить дисциплину на уроке. Мне действительно понравилось учить, но из-за транспортные трудностей и желания заработать побольше, доработав год, я принял решение найти работу с зарплатой повыше.

3. Совершив поистине серьезную ошибку, я устроился работать в частный колледж. Принцип работы этой конторы был прост. Во-первых, набрать как можно больше кого-угодно с любыми баллами аттестата, во-вторых, самое главное взять с них плату за обучение, в-третьих, выдать им диплом. В тот год, когда я трудоустроился было и несколько бюджетных групп. Контраст между платниками и бюджетниками был огромен. На отдельных направлениях платного обучения средний балл аттестата был равен трем. Нагрузка составляла полторы ставки, и по зарплате выходило примерно двадцать тысяч в месяц.

Многие ребята проявляли нулевой интерес к материалу и учебе в целом. Что предельно логично, но оказывало на меня демотивирующий эффект. Тем не менее, я продолжал ответственно готовится к каждому занятию. Естественно в отдельных группах экзамен по предмету не смогла сдать половина студентов. По окончанию учебного года, меня вызвали на ковер и объяснили, что я не соответствую высокому уровню преподавателя колледжа, не продлив контракт. К сожалению, я тогда оставил при себе всё комментарии, кто и чему не соответствует.

4. Существенно разочарованный в педагогике, я всё-таки устроился в школу ещё раз. Теперь уже в Лицей. Нагрузки в общей сложности вышло около двух ставок, а зарплата возросла примерно до двадцати семи тысяч. Из-за большой загруженности, не всегда удавалось подготовиться к уроку на достаточно качественном уровне.

5. В связи с событиями последнего времени на школу существенно возросла нагрузка по идеологической обработке юных умов. Например, «Разговоры о важно». У меня не было классного руководства, поэтому сия участь почти не затронула. Многие темы этих разговоров были вполне нейтральны, но местами пробивался дух казенного патриотизма. Так же с сентября этого года в школу прибыл учебник г-на Мединского. Весьма сомнительный по качеству содержания. Например, недостаточное разъяснение отдельных весьма важных тем. Например, в учебнике за 10 класс Лысенковщина упоминается вскользь «В научной среде поддерживалась творческая атмосфера. К сожалению, в ходе дискуссий по проблемам биологии президент Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Т. Лысенко инициировал борьбу против «антинаучных» опытов известных генетиков. В результате ряд из них были уволены, а научные разработки в этой сфере затормозились»[1]. Вавилов, внесший большой вклад в развитие генетики и несправедливо репрессированный, не упоминается вовсе. Сам абзац начинается с того, что в науке поддерживалась творческая атмосфера, что уже звучит абсурдно.

Множество неуместных эмоциональных оценок самого Мединского. Вот он за Черчилля додумывает, что бы тот сказал о западном взгляде на историю «Но сегодня даже сэр Черчилль (кстати, неоднократно подчёркивавший решающий вклад СССР в Победу 1945 г.), ознакомившись с «новой западной версией истории», подумал бы, что мир окончательно сошёл с ума».[2]

Ну это можно обсуждать долго.

Теперь приведу плюсы и минусы данной работы

Плюсы

1. Работать с детьми действительно интересно. Приятно наблюдать, как растет их уровень знаний, как они учатся критическому взгляду на историю, как они перенимают представления об мироустройстве. Радуют их достижения, связанные с освоением предмета.

Минусы

1. Зарплата. Многие получает в моем городе около 30-35 тысяч. В регионах у учителей скромная заработная плата. Безусловно можно зарабатывать и сорок и даже пятьдесят тысяч в месяц. Взяв, например, классное руководство, две ставки, получив высшую категорию и так далее. Но это далеко не в первый год работы выйдет. В целом же неловко получать зарплату как у кассира в магните. Не обесцениваю, стоять за кассой тоже непростой труд, но на него не нужно учиться.

2. Бюрократическая нагрузка. Совершенно ненужная отчетность, проверки. Введеные в школу стандарты ФГОС, надо полагать, были разработаны людьми, в школе не работающими. Если нужно распишу подробнее

3. Перспективы. При повышении квалификации рост зарплаты будет несущественный. Большие зарплаты в основном только в Москве. Спрос на репетиторские услуги по моему предмету небольшой. Зарплаты поднимать не спешат. Вот, например, такой подход. Если поднять зарплату, то в учителя побегут за "длинным рублем" , в школах должны работать по призванию[3].

P.S. Просто захотелось выговориться, поэтому накидал много букв сюда.

[1] Мединский В.Р. Торкунов А.В. История России 11 класс базовый уровень. М., 2023. С. 33.

[2] Там же С. 394

[3] https://www.ural56.ru/news/706984/ (дата обращения 15.10.2023)

2525
38 комментариев

Как здорово, что я ещё в начале 90х школу закончил. Мусора в умы новые учебники напихают.Значит Лысенко молодец теперь выходит. Вам удачи , учить труд не лёгкий и порой не благодарный.

4
Ответить

Спасибо. Надо сказать, что далеко не все коллеги в преподавании материала ориентируется на Мединского. Дети сами довольно редко читают учебник. Так что не всё потеряно

2
Ответить

Всегда поражало, что после того, как человек пройдет нашу систему образования, он возвращается обратно, чтобы там еще и работать.

1
Ответить

Ну, на заводе вообще жёстко или в магазине. Там начальство работников за людей не считает.

1
Ответить

Учился в сельской школе, там детей меньше. Педагоги не такие замученные, зарплаты для деревни хорошие

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ставка 18 часов. Две ставки 36 соответственно. Плюс ещё нужно время на проверку тетрадей, заполнение журнала и подготовку к урокам. И 18 часов превращается в 25- 28. А 36 примерно в 45-50. В Вузе друг работает, там зарплата 25 за ставку без кандидатской. Ну и целом тоже существенно больше, чем в школе. Плюс на аспирантуру в Вузе, где я учился в год одно место

1
Ответить