С ними-то всё понятно, а вот мы... точно в рай? — обзор «Кужлёвки»

Самый постмодернистский, самый политиканский, самый фансервисный, и в конце концов, самый русский инди-релиз этого года в игровой индустрии.

С ними-то всё понятно, а вот мы... точно в рай? — обзор «Кужлёвки»

18+, может содержаться мат. Статья была создана исключительно в развлекательных целях и не несёт в себе цель кого-либо оскорбить, унизить, обесчестить, оклеветать, нарушить российский закон или дискредитировать российскую армию. Автор материала ни к чему не призывает. Материал является некоммерческим и не содержит в себе рекламы. Материал является сугубо оценочным суждением автора.

Сюжет и геймплей

Итак, сразу скажу за геймплей: его тут особо и нету. Точнее есть, но он довольно ситуативный и рассказать про него без спойлеров мне, увы, не удастся. Но большая часть игры заключается просто в выборе *чего-либо*. По сути, это даже не совсем игра, скорее "интерактивное приключение", и да, спешу обрадовать, QTE тут нет. Давайте лучше поговорим за сюжет.

Постараюсь рассказать без спойлеров. Итак, Россия, 1992 год. Вся страна находится будто в коме: сладкие рассказы про коммунизм закончились, а новые размытые смыслы и идеи об «Орбите», MTV и витающей где-то в воздухе демократии никак не приживаются в образе мышления советского человека. Особенно это касается простых деревенских жителей.

С ними-то всё понятно, а вот мы... точно в рай? — обзор «Кужлёвки»

И вот, в один "прекрасный" день, в простую российскую деревню Кужлевка, прямо в дом к председателю колхоза Потихонченкову влетает НЛО. Никто из него не выходит, и что с ней делать решительно неясно. Ясно дело, на это выходит посмотреть все соседи: и простой мент, и местный зубрила-коммунист, и простой алкаш. По итогу, тарелка активизируется, и прикрепляет на телевизор завхоза некий прибор, позволяющий контактировать с НЛО.

Благодаря этому прибору, каждый может войти в тарелку, и исполнить одно "желание" (если так можно это назвать). Завхоз тут выступает как переводчик — сначала желание нужно рассказать главному герою, за которого мы играем, и только затем разрешено входить в тарелку. Но только один раз.

Причём шанс того, что желания исполнится лежит отчасти и на игроке, и на Госпоже Удаче, ибо нам дают возможность выбирать акцент в треугольнике: брать больший шанс на крит, на успешное распознание желание (и соответственно, нормальное его исполнение) или действовать для расширения словаря (чем больше слов в словаре, тем легче заранее предугадать что произойдет, и соответственно игроку будет легче подобрать слова. Причём, в зависимости от того, как исполнится это желание, у вас также меняются и варианты развития событий.

С ними-то всё понятно, а вот мы... точно в рай? — обзор «Кужлёвки»

Продолжая про сюжет, крайне важно отметить его посыл, и если говорить без спойлеров, то это в основном рассуждения как о вечном, о жизненном сознании человека, так и о политике, и об истории. Сюжет в каком-то роде пытается донести очень неоднозначную мысль о судьбе России, точнее понять, какова она у игрока, и вот об этом давайте поговорим отдельно.

Политика и юмор

Чем игра особенно выделяется на фоне других релизов этого года (в особенности отечественных), так это чувством юмора и отсутствием боязни затрагивать политическую тематику — как времён девяностых, так и современности. Тут и шутки про макеевский родничок, и про то "какое раньше при прошлом хозяине было вкусное мороженое", и про шоковую терапию, и про "ножки Буша", и так далее, и тому подобное.

С ними-то всё понятно, а вот мы... точно в рай? — обзор «Кужлёвки»

И продолжая тему сюжета, я бы отдельно отметил главу «Урок тщетности»: сон, в котором ГГ попадает в Древний Египет и становится хозяином-самозванцем племени — вот там есть и двусмысленные обращения рабов к ГГ, о том что «мы совершили нападение на соседний народ из-за того что они не хотят с нами жить, не держат у себя рабов и не хотят говорить на нашем языке», и о том что на самом деле «ненависть, которую мы испытываем к соседнему народу это как бы "незаконная" ненависть к фараону, которую "законно" перенаправили на убийство соседнего племени» (прим. с войны вернулся только сам "хозяин", да и тот - самозванец), и даже о том что «эти люди — первосортные рабы, не пытайся их переделать, им итак нормально». Правда, под конец миссии показывается и обратная сторона, однако совсем уж спойлерить не буду. И вот подобного контента в игре прям вот добротно навалили.

Хорошо ли это? Ну, по моему мнению — да. Мы с вами живём в такое время, когда любой части энтертеймента коснулась политика — будь-то хоть игры, хоть фильмы, хоть детский контент (вроде фильмов Marvel😏). У нас общество конечно атомизированное, но политика всегда считалась каким-то табу. Всё это пошло ещё с нулевых, когда на Руси наконец-то стало более-менее спокойно: среди молодёжи в такое время политика была довольно маргинальной темой, а старшие поколения либо дали по съёбам за кордон, либо наконец-то начали жить «как в Европе» и завалили хлебало.

С ними-то всё понятно, а вот мы... точно в рай? — обзор «Кужлёвки»

И несмотря на то, что все эти "спокойные времена" закончились достаточно давно (условно, в 2011 или даже в 2008 году), общество не изменилось: ведь гос-во делало всё, чтобы "народец" лишний раз не задумывался о политике, разве что на каких-нибудь кухонных посиделках под горилку. Вспомните пасты с Двача: о том что "наверху люди умней сидят", и о том что "хватит бухтеть и дестабилизировать ситуацию". Всё это взялось не с пустого места: у большинства россиян до 24.02.2022 видение мира было примерно на таком уровне, чему российское государство успешно потворствовало.

Говоря что "игры вне политики", вы сами обречаете себя на бесконечное повторение исторических ошибок. Да, конечно, говорить о политике везде подряд, а ля "привет, я подсяду" — дело такое себе... сказал бы я, если бы в мире была более спокойная обстановка. И я бы сейчас хотел наверное выпустил более длинную простыню текста на эту тему, однако не хочу подвергать модераторов анальной каре со стороны РКНа.

Поэтому главное, что вам нужно знать о политике в Кужлевке: это то что она есть, и это, ясно дело, может понравится не всем. А юмор конечно шикарнейший: как политический, так и обычный, "жизовый".

Атмосфера и графика

Сразу скажу для обладателей RTX 4090 - графически игра выполнена в минималистическом стиле, как и множество других современных инди, а потому "раскрыться" вашей видеокарте не даст и потянет на любом ведре. Однако то, как именно выполнена эта минималистичная графика, стоит отметить отдельно.

С ними-то всё понятно, а вот мы... точно в рай? — обзор «Кужлёвки»

Атмосферность игры просто зашкаливает. Чуть ли не каждый скриншот даже в моих криворуких руках будет выглядеть воистину как произведение современного искусства. Начиная от первой до последней локации и сцены, игрок всякий раз будет улавливать и погружаться в атмосферу игры. Будь-то хоть космос, хоть музей в открытой вселенной. В плане атмосферности также важно замолвить словечко и о мелодийном сопровождении проекта, ибо оно потрясающее. Группа, создавшая композиции для игры скрывается под названием «Пустая электричка» (и кстати, OST бесплатно доступен в Steam).

И самое-то главное, это то что вся эта атмосферность не мешает сюжету. Скорее наоборот: она пытается по максимуму сдружить игрока с сюжетом, погрузить его в локацию, виртуально выпить с ним водки, расслабить и унежить его, чтобы позже поговорить о насущных вопросах, будоражащих всю страну что 30 лет назад, что сейчас. И вот это совершенно уникальное явление, которое присуще инди-проектам, в отличии от AAA.

Подытожим

Игра получилась довольно необычной. Хотя, Кужлёвку я бы не стал называть игрой — скорее, интерактивное приключение. Но это ей идёт только в плюс. Как минус же, стоит отметить, что при незнании контекста не таких уж и давнешних событий, некоторые шутки и сцены будет понять трудно. Собсна, большая часть сюжета и построена на прямых оммажах на нашу недавнюю реальность, которую мы начали забывать.

И если сформулировать впечатления от этого проекта в целом, то я бы описал это так: "словно упал в бочку со своими детскими воспоминаниями из деревни после прочтения очередной книги Пелевина, предварительно употребив чего-то запрещённого".

Поэтому игру я крайне рекомендую, особенно если вы человек с хорошим чувством юмора и если вы не боитесь вдруг услышать что-либо про политику (пускай тут большая часть и историческая, но есть множество шуток про нынешнюю реальность, описанных эзоповым языком, дабы незнающий не понял, а знающий - лишний раз ухмыльнулся). И неважно каких вы придерживаетесь взглядов — игра действительно вариативная, и уверен, после прохождения место в вашем сердечке она точно займёт.

Игра доступна в Steam и на VK Play — самой русской площадке дистрибуции для компьютерных игр. VK Play это место встречи с твоими любимыми играми (даже в облаке!), с твоими виртуальными друзьями (ведь в реальности у тебя их нет😉) и с твоими любимыми стримерами (ведь как можно провести вечер лучше, чем за просмотром стрима Куплинова, потягивая пивко). VK — твоё место встречи.

Поддержать автора статьи можно донатом под этой статьёй на DTF или на Teletype. Но лучше поддержите рублём разработчиков Кужлевки - они реально постарались.

110110
62 комментария
500 ₽

НУ ПОЧЕМУ НЕ РАЗЪЁБ? Но Фонд Поддержки Сладких Булочек не страдает привередливостью и рад благодарить тебя за особенный обзор особенной игры.

1

геймплей: его тут особо и нетузачем делать игры, которые не игры? мультики путь делают

10

Кто бы что ни говорил, но даже самый простой геймплей на уровне симулятора ходьбы с выборами вариантов ответа не оставляет никакого шанса другим формам медии в погружении. Например, обожаемая мною Kentucky route zero просто перестанет работать, если там отобрать геймплейный момент (который там минимальный)

26

А зачем делать мясо, если можно сделать мясной салат? Может, потому что главной идеей разработчика было рассказать интересный сюжет и дать игроку пищи для ума?

9

Тебя спросить забыли, лул

4

Комментарий недоступен

2

Игра вроде и понравилась. Но политика в играх это крайне спорно. Конечно это виденье авторов и все такое, но честно говоря из того что я играл, политика в играх это или клюква или частичное/полное отсутствие политической грамотности. Но это идет и на упрощение истории, ведь объясняя все обычному обывателю, игра станет слишком нудной (ну или в совсем отдельных случаях политика в играх является пропагандой в чистом виде, но не будет об этом) . Хз мое мнение такое, игра естественно имеет право на жизнь и как я сказал выше, мне игра понравилась, лишь момент политики огорчает.

7