Caves of Qud. Самый дружелюбный рогалик

Сразу оговорюсь, в CoQ практически нет графики, отсутствует русский язык, нет разнообразия доступных тайлсетов, а большинство историй разворачивается у вас в голове, и тем не менее это один из самых глубоких, продуманных дружелюбных рогаликов на данный момент. Начнем по порядку.

А лисички взяли спички, кучу хлама подожгли.
А лисички взяли спички, кучу хлама подожгли.

Действие Caves of Qud разворачивается в постапокалиптическом мире населенным людьми, мутантами, говорящими животными, растениями и сущностями с других планов. Большинство событий и мест генерируется процедурно, при этом, в отличии от многих роуглайков, присутствует основная квестовая линейка, вроде бы даже завершенная, но пока ни один из моих забегов не увенчался победой.

Мир представляет собой солевые пустыни (нет про Питер шуток не будет) с руинами и анклавами разбросанными по карте, а так же фабриками и бункерами находящимися под поверхностью карты. Самым ценным ресурсом является пресная вода, она же выступает в роли валюты, она же служит основным средством для проведения ритуала образующего связь с представителями фракций.

Добро пожаловать в Qud
Добро пожаловать в Qud

Кстати о фракциях, мир населяет огромное количество фракций, и каждое существо встреченное на карте принадлежит к одной из них. В зависимости от вашего отношения с фракцией, ее представители станут либо врагами, которые будут атаковать вас при малейшей возможности, либо станут вашими надежными союзниками, готовыми пожертвовать жизнью бросившись на вашу защиту.

Репутация зависит от ваших действий и дается (либо отнимается) за проведение ритуалов, убийство легендарных существ, выполнение квестов, либо ношение предметов изменяющих отношение определенной фракции. Однажды убив шамана козлоногих, удалось слутать с него шкуру дающую маскировку под одного из них, что изрядно упростило путешествие по их территориям и дало доступ к поселениям. Так же у каждой фракции есть изгои, на которых можно наткнуться в поселениях либо путешествуя по карте, они настроены к игроку нейтрально. Немаловажный момент - начиная игру за мутантов, мы сразу получаем -600 репутации с Ревнителями чистой крови, что как бы сразу намекает нам - не надо встречаться с Рыцарями чистоты. Раз уж упомянул Мутантов и Ревнителей, то необходимо сказать пару слов о тех, за кого нам предстоит играть.

Несколько листов с репутацией фракций
Несколько листов с репутацией фракций

Начать можно за сгенерированного заранее персонажа, или создать своего. На выбор доступны либо мутанты, либо чистокровные люди (true-kin). Чистокровки, единственный класс которому доступны кибернетические импланты (привет 2077-ой), стартовые характеристики повыше, денег побольше, дополнительные очки навыков за уровень и возможность перепрограммировать встреченных роботов. Зато мутанты способны делать из себя по настоящему жуткую химеру с уклоном в физические или психически мутации. Хотите отрастить себе новых конечностей? Подчинять врагов силой мысли? Ходить сквозь стены? Телепортировать себя или врагов? Добро пожаловать к мутантам. Все же для первых нескольких ранов, я бы рекомендовал взять один из пресетов, особенно если играть по классическим правилам. Кстати о них.

Выбираем мутации и в бой
Выбираем мутации и в бой

Для старта доступно четыре опции:

  • Классический - сохранение при выходе и смерть приводящая к потере персонажа. Рекомендую.
  • Ролеплей - сохраняется в поселениях и после смерти начинаем с последнего чекпоинта. Если очень хочется пройти игру не страдая, но как по мне не дает в полной мере насладиться вариативностью подходов, зато можно играть как в классическую РПГ.
  • Исследование - схож с предыдущим вариантом, но опыт дается только за открытия и водные ритуалы, а большинство существ изначально нейтральны.
  • Ежедневное испытание с фиксированным персонажем и ядром мира.

После создания персонажа будет предложен выбор места старта - заранее сгенерированная деревня с характерным названием (ну что бы было сразу понятно куда мы попали и что нас ждет), либо случайная деревня в одном из биомов. Создатели рекомендуют начать с готовой деревни, потому что она сразу дает пару квестов обеспечивающих более плавное погружение в мир игры.

Несколько слов о том как предстоит играть. Исследование и бои пошаговые, при перемещении на одну клетку весь мир так же перемещается, при этом у каждого персонажа есть свой показатель скорости, грубо говоря персонаж с высокой скоростью способен переместиться на две клетки, или провести две атаки, в то время как НПС сделают только одну. У персонажей можно получить квесты, поторговать с ними, или узнать об интересных местах в мире. Кстати это не единственный способ узнать о таких местах, о них можно прочитать в книгах, найти интересную гравировку или рисунок на предметах, изучить статуи или найдя улики покопавшись в мусоре.

Что бы не стереть пальцы о клавиатуру изучая карты, доступен режим автоисследования, при котором персонаж сам открывает карту лутая сундуки и останавливается наткнувшись на врагов. Очень рекомендую, упрощает жизнь персонажа (и вашу) в разы. Исследование новых локаций доступно в двух режимах - переход в соседнюю локацию с краю текущей карты, либо переход на карту мира и путешествие по ней. В этом режиме можно наткнуться на случайные события, отыскать руины, дома легендарных ремесленников или вообще потеряться.

На освоение интерфейса и механик уходит пару дней, и несколько игровых сессий, за которые можно в полной мере освоиться с базовыми принципами, понять кого можно задирать в ближнем бою, а от кого держаться по дальше, как опознавать предметы и что стоит тащить на продажу, а что выбросить в ближайшую канаву, где находятся основные поселения и понять направление основной линейки квестов. После этого можно погружаться в исследование мира на своих правилах, и это того стоит. Дальше будет несколько советов для тех кто хочет начать. Не то что бы спойлеры, но если хочется разобраться самому, то можно пропустить.

  • В первом поселении можно взять три квеста - два продвинут основную цепочку и один проведет в город Шести Свай
  • При начале за чистокровку, по первому квесту можно обменять пару гранат на опыт не выходя из города.
  • В квесте на поиск проволоки, 200 футов можно найти в ржавых колодцах не спускаясь на нижние уровни.
  • Один из самых простых персонажей для начала - мутант ганслингер. Возможность полета и два пистолета сделают вас практически не уязвимым для большинства начальных врагов.
  • При первой возможности (3-4 уровень и около 200 драм воды) отправляйтесь в город Шести Свай, там расположен огромный рынок, а так же можно обменять книги на опыт.
  • Qudzu очень не приятные растения, лучше расстреливать из далека, при атаке вблизи могут сделать один из ваших металлических предметов ржавым.
  • За выполнение квеста с проволокой дадут рекойлер позволяющий телепортироваться в начальный город, что очень упростит выход из сложных ситуаций.
  • Ночное зрение стоит всего одно очко создания персонажа, зато освобождает руку которая держит факел. Как впрочем и сфера света, но найти ее в начале не так просто.
  • При игре за мутанта, что бы увеличить шанс отращивания новой конечности, можно взять особенность Химера, которая может дать случайную мутацию + конечность, но ограничивает доступ к психическим мутациям.
  • Начинать с винтовкой проще, а пули стоят не дорого. Хорошую начальную винтовку можно найти в пустыне у Исаархов (персонаж в капюшоне с красной винтовкой).
  • В начале броня (DV) важнее уклонения.
  • Если включить отображение предметов на панели статуса, то будет проще отыскивать тут выпавший из врагов.
Врагов можно расчленять. И есть. 
Врагов можно расчленять. И есть. 

На этом пожалуй все, надеюсь что CoQ сможет стать для вас проектом который интересно изучать и погружаться в этот глубоко проработанный мир. Если будут вопросы, пишите в каментах, попробую ответить. Удачной охоты. Ваша жажда - моя. Моя вода - ваша.

7575
28 комментариев

И тем не менее это очень дружелюбный рогалик, с кучей quality of life фишек, и гибкой настройкой того как в него можно играть

3

не мог пройти мимо - hey hey people

9

А посмотрел бы обзор Сэта, купил бы сразу

3

На его обзор наткнулся уже после того как начал разбираться с игрой :)

Ачё, всмысле нет шуток про совет разрабов начинать из джоппы?

2

Как нету, все на месте

1