Сходил на постановку для детей «Дело техники» в ГЭС-2 от режиссёра «Шапито-шоу» Сергея Лобана

Небольшой текст о скромной и незаметной, но очень ценной постановке от одного из наших самых уникальных кинорежиссёров.

Один из героев постановки - большой фанат телевидения, но соседи мешают ему наслаждаться просмотром. В итоге телевидение начинает ругаться с соседями прямо с экранов.
Один из героев постановки - большой фанат телевидения, но соседи мешают ему наслаждаться просмотром. В итоге телевидение начинает ругаться с соседями прямо с экранов.

Сразу скажу, если на сайте найдётся хотя бы пара интересующихся современным экспериментальным искусством человек, которым мой текст покажется интересным, буду рад. Любить современное искусство никого не принуждаю, потому что нужды в этом не имею. В доме культуры ГЭС-2 (одном из самых популярных и известных культурных центров Москвы и России) все новогодние каникулы показывали постановку «Дело техники». Постановка для зрителей всех возрастов рассказывает об изобретателях и изобретениях. Она вовсе не воспевает креативных людей, скорее показывает их безумными чудаками. И воспевает безумство и чудачество. На показы мог попасть любой желающий, но, чтобы занять место на удивительно неудобных местах для зрителей, надо было заранее бесплатно зарегистрироваться на сайте, это давало возможность сесть на тоненькую подушку, лежащую перед сценой на платформе из фанеры. Те же, кому зарегистрироваться не повезло, могли просто прийти в ГЭС-2 и встать вокруг сцены, в том числе и на верхних уровнях помещения. Постановка проходила прямо в просторном фойе ГЭС (в схеме здания оно называется "проспектом"), где места хватало всем.

ГЭС-2 и пространство перед сценой (фото после спектакля, для понимания места действия), высокий лысый мужчина в свитере у звукового пульта - режиссёр постановки Сергей Лобан.
ГЭС-2 и пространство перед сценой (фото после спектакля, для понимания места действия), высокий лысый мужчина в свитере у звукового пульта - режиссёр постановки Сергей Лобан.

Правильнее всего будет назвать это спектаклем. Да, постановка вобрала в себя некоторые черты из других видов искусства, перфоманса и цирка, но всё же это спектакль.

Главную роль, рассказчика, кстати, исполняет и вовсе стенадпер. Михаил Кострецов. Мне это имя ранее известно не было, но девушка, с которой я ходил, сказала, что он довольно известный и популярный.

Главный вопрос – почему я так охотно побежал на постановку 6+ для детей?

Самым насмотренным из вас имя режиссёра постановки Сергея Лобана наверняка хорошо знакомо. Его творческая группа «СВОИ2000» - заметная часть культуры России. Его фильм «Пыль», рассказывающий о типичном пользователе DTF, в «нулевых» был одной из самых значимых низкобюджетных лент отечественного экспериментального кинематографа. Фильм даже некоторое время выставлялся в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Кадр из фильма "Шапито-шоу", режиссёр Сергей Лобан, 2011
Кадр из фильма "Шапито-шоу", режиссёр Сергей Лобан, 2011

Снятая уже с куда большим бюджетом картина Лобана «Шапито-шоу», состоящая из происходящих одновременно четырёх новелл (одна из которых также посвящена биопроблемам типичного пользователя DTF), которые можно смотреть в любом порядке, всё так же экспериментировала и с формой, и с содержанием, произвела фурор у критиков, но почти ничего не собрала в прокате. С тех пор про режиссёра почти ничего не слышно.

И тут я абсолютно случайно узнаю, что Сергей Лобан устраивает шоу-презентацию вымышленных историй реальных изобретений (именно так авторы обозначают это мероприятие) в ГЭС-2. Решил, что это отличное времяпровождение в праздничные дни, и оказался прав.

Пока зрители занимали места, какой-то рэперок на верхнем ярусе снимал свой клип, видимо, со своей девушкой в роли оператора. Вот уж точно творческое пространство.

Пройдя мимо знаменитой «Глины №4», стоящей напротив ГЭС-2, и бросив взгляд на стоящего чуть дальше Петра I Церетели, я подметил, что эти две скульптуры, если не приглядываться, очень похожи. И пошёл дальше, до спектакля был всего час, а мудрёный автоматизированный гардероб ГЭС-2 работает так нелепо, что стоять в нём ещё очень долго. Куртку сдал. Место своё занял. Народ собирается. Началось. Шутки, песни, удивительные трюки и танцы.

Каждое безумное изобретение наглядно демонстрировалось
Каждое безумное изобретение наглядно демонстрировалось

Само собой, в первую очередь это всё для детей, поэтому их тут много. И, само собой, в тексте и действиях очень много рассчитано на взрослых. Сразу видно по аудитории, что большая часть взрослых пришла без детей. Среди присутствующих я заметил, среди прочих, одного знакомого искусствоведа, одного кинокритика и актёра. То есть пришли, скажем так, люди знающие. Но и случайные прохожие, моментально заскучавшие от современного искусства, тоже нашлись.

Вид у большинства взрослых зрителей скучающий, но есть и вовлечённые.
Вид у большинства взрослых зрителей скучающий, но есть и вовлечённые.

Был в этот день там и Алексей Подольский, исполнитель роли Алёшеньки в «Пыли» и Киберстранника из «Шапито-шоу». Он стоял на втором ярусе ГЭС-2 вместе со зрителями без мест, хотя его голос почти постоянно звучал со сцены. Дело в том, что он вокалист группы Karamazov Twins, написавшей песни и музыку к «Шапито-шоу». А также для этой постановки. И песен тут много!

Некоторые моменты даже шокировали

Структура действа следующая – ведущий в исполнении стендапера Михаила Кострецова рассказывает нам о некоем изобретателе. Сразу скажу, со своей ролью ведущий справился неидеально, потому что не актёр, но очень круто. Он иногда запинался, путал слова, повторялся, но в целом смотрелся органично и хорошо взаимодействовал с залом, привлекал внимание, иногда бросал импровизированные шутки, хорошо подавал материал, взаимодействовал с персонажами. Ведущий коротко рассказывает биографию изобретателя и подводит к главному – его безумному изобретению. И всё это выливается в музыкальный номер и песню. Песня под фонограмму, но это я в минусы занести не могу, в фантасмагоричности происходящего и благодаря экспериментам со звуком это кажется очень уместно

Отличный номер про изобретение Хьюго Гернсберга, фантаста, в честь которого названа премия Hugo Award.

Важный момент – абсолютно все изобретения – полная бредятина. Но понять, какие допридумали авторы шоу, а какие были изобретены в реальности не получится. Я, например, был уверен, что громоздкое устройство, надеваемое на голову, и содержащее внутри себя миниатюрную гостиную и телевизор, преднозначенное для уединённого просмотра телевизора – это сатира, шутка, но оказалось, что такое действительно изобреталось настоящим архитектором.

Идеальное изобретение для просмотра политических шоу
Идеальное изобретение для просмотра политических шоу

И так мы наблюдаем несколько номеров, несколько изобретений. Чёткой структуры я не увидел – нарастания или драматургической развязки тут нет. Действие привлекает своей зрелищностью, тут авторы берут больше от водевиля, шоу, цирка, чем от театра. Разве что последний изобретатель, единственный Русский в данной компании, оказывается чуть более лиричным, чем остальные.

Заинтересованность детей, чуть ли не самый важный параметр любой детской постановки, я бы оценил как волнообразную. Время от времени дети отвлекались на всякую ерунду. Ведущий даже в шутку подметил, что главная фишка шоу – снег из конфетти, разбросанный по залу. Дети зачем-то бросились собирать его горстями, протягивать мамам, рассовывать по карманам. Но ведущий заверил детей, что на выходе на улице они смогут собрать столько снега, сколько захотят, и они успокоились.

Этот мальчик всю постановку увлечённо посыпал своего папу конфетти и даже не смотрел на сцену.
Этот мальчик всю постановку увлечённо посыпал своего папу конфетти и даже не смотрел на сцену.

Время от времени ведущий подбадривал детей разными вопросами, главный: «Где можно прочитать про это и другие изобретения этого изобретателя?», на который почти во всех случаях был ответом была Википедия. Также дети отвлекались на яркие танцы, трюки и интересные декорации. Я сам работал с детским театром и понимаю, как важен в нём интерактив и возможность превратить всё в игру. Именно этого тут мало, всё на плечах ведущего, но яркость самой постановки позволила усадить детей на пятые точки на большую часть постановки, а это уже круто.

Больше всего удивить зрителей пытались номерами с полётами.

Поход на эту постановку напомнил мне другое экспериментальное шоу, «Копов в огне», довольно известное и популярное, о котором многие из вас наверняка слышали. Только это – для детей и без единого сюжета (за которым в «Копах» сложновато следить). Я не знаю, планируется ли эта постановка где-то ещё. Очень надеюсь, что да. Поэтому очень рекомендую вам сходить на неё. Особенно, если у вас есть дети. Получат удовольствие и они, и вы. Если нет детей, но любите кино, театр и перфоманс – тоже сходите.

Все безумцы собрались на сцене для финального номера...
Все безумцы собрались на сцене для финального номера...
...само собой, заканчивающегося полётом.
...само собой, заканчивающегося полётом.

Буду очень рад, если тут найдётся кто-то ещё, кто ходил на "Дело техники", с удовольствием прочитал бы о ваших впечатлениях, даже если они расходятся с моими.

Что запомнилось ещё.

Когда я сел у самого края платформы из фанеры, отведённой для зрителей, ко мне подошла девушка-сотрудница ГЭС и попросила подвинуться, чтобы между мной и ограждением был пожарный проход. Видимо, предполагалось, что в случае пожара я останусь сидеть на своём месте и буду мешать людям проходить. Буквально через полчаса после начала какая-то мамаша начала перекидывать свою кровинушку через ограждение и усаживать рядом со мной в том самом «пожарном проходе». Ей сказали так не делать, что её очень возмутило, но она ушла. За время спектакля (два часа) таких мамаш было целых пять.

ГЭС-2 и пространство перед сценой (фото после спектакля, для понимания масштабов конфеттишности)
ГЭС-2 и пространство перед сценой (фото после спектакля, для понимания масштабов конфеттишности)

P.S.: При внимательном просмотре сейчас заметил, что в видео с номером про Хьюго Гернсбека на заднем плане на 0:25 проходит Киберстранник.

3131
16 комментариев

Зачем в гидро - электростанции номер 2 показывают детские спектакли?

1
Ответить

ГЭС-2 когда-то снабжала электричеством трамваи Москвы, а сейчас превратилась в дом культуры.

2
Ответить

А что ты хотел? не электроэнергию же производить ей-богу

1
Ответить

Очень люблю работы Лобана. Большое спасибо за инфу о самом существовании спектакля. Шоу не снимал никто?
Подольский, емнип, к "Карамазовым" относится опосредовано, вокалист и вокалистка (они же - и авторы, и исполнители) там таки другие люди. Или что-то изменилось? Вот с Мамоновым (своим двоюродным братом) он выступал в 1995 - 2005.

1
Ответить

Шоу не снимал никто?В зале стояло 2 или больше профессиональных камер, так что, очень надеюсь, где-то выложат качественную запись.
Подольский, емнип, к "Карамазовым" относится опосредованоВокал Подольского, насколько я понял, был на ряде песен. Плюс он точно был на репетициях и как-то участвовал в создании спектакля, если судить по их соцсетям. Плюс он сам там присутствовал, и явно не особо интересовался тем, что было на сцене, и смотрел, в первую очередь, на зал и реакцию зрителей, насколько я заметил.

1
Ответить

Мне очень понравился, я заметил основной момент образовательно-воспитательный - вче изобретения какимы бы они не были нелепыми с прикладной точки зрения в своей основе несли какую-то конкретную человеческую проблему и собственно изобретенеие скорее говорила ярко и акцентуировало внимание на проблеме, чем на какой-то практичности и применимости, в обучении детей техническому творчеству нужно делать именно аспект на этом, что вся техника идет от людей, помогать им, а уже само техническое решение подчинено этому.

1
Ответить

Неплохо. Будет повод наконец посетить ГЭС-2.

Ответить