«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

На примере серии Star Wars: Jedi от Respawn Entertainment

«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

Мифология «Звёздных войн» всегда была малость запутанной. При Джордже Лукасе у нас был официальный канон и градации канона из «Расширенной вселенной», которые варьировались от «отлично, почти канон» до «полная дичь, абсолютный фанфик». Мне такая система всегда казалась нормальной, потому что из «Расширенной вселенной» можно было брать самые удачные находки и вплетать их в основной канон. Так в общем-то и делали.

Но с приходом к власти мышиных ушей ситуация круто изменилась. Градации канона были уничтожены, в основной канон ушли только фильмы и мультсериал, от которых Дисней и планировала отталкиваться. Фанатам казалась простой и понятной идея преемственности из «расширки»: Дисней отменяет всё и забирает в официальный канон только самые удачные и изящные решения, игнорируя откровенный треш и бесконечных клонов Палпатина. Но, увы, этого не произошло.

Начав с полного отсутствия чёткого плана по развитию новой трилогии, Дисней пришла к тому, что фильмы противоречили друг другу и предыдущим картинам, нарушали логику и вводили совершенно дурацкие элементы Силы, превращающие персонажей в концентрированных Мэри и Марти Сью.

Позиция по играм в те времена также была чудовищной. Если посмотреть дневники разработчиков Star Wars Battlefront 2, то можно отметить их жалобы на то, что создание игры продвигается крайне медленно из-за желания Дисней контролировать все творческие процессы. Каждую идею нужно долго и муторно согласовывать, нельзя просто придумать что-то и ввести это в сюжет. Нет, игры должны входить в общий канон и потому Дисней должна быть в курсе любого креатива, чтобы ни в коем случае не допустить расхождений с «генеральной линией партии».

И ладно бы, новые идеи были интересными или хоть сколько-нибудь свежими. Но получались наглые рескины совершеннейшей ерунды из «расширки». Да, определённые светлые пятна в игре были, например, ветка Люка Скайуокера, но в основе своей нас опять встречал Палпатин с хитрым планом и прочая несуразица.

Если откатиться назад и посмотреть на то, что со своим детищем творил Джордж Лукас, то можно заметить, что он тоже умудрился пошатнуть свою собственную мифологию и целых несколько раз. Первые «Звёздные войны» были сказкой-мономифом, фэнтези, но в необычном космическом сеттинге. Там не затрагивались глубокие материи и сложные философские вопросы. Прямолинейное приключение, как оно есть, ни добавить, ни убавить.

В «Империя наносит ответный удар» ставки были повышены, сюжеты нахмурены и вообще это лучший фильм франшизы, я всё сказал! Но если разбираться, то видна качественная надстройка над уже имеющимся плотным каркасом мира и лора из первого фильма. Всё улучшили и ничего не ухудшили – идеальный баланс.

Проблемы начинают проступать в третьем фильме. Комичные и неуместные эвоки, уделывающие имперскую армию, окончательно превращённую в посмешище, плюс странные заигрывания с призраками Силы, которые теперь могут спокойно присесть на камень, потому что устали стоять. Что-то было не то в этом фильме, как с эффектом зловещей долины. Понимаешь, что есть нечто неуловимо-мутное, а что именно не так до конца понять не можешь.

«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

Плюсом к этому можно добавить крайне перелопаченный концепт Силы. В первом фильмы нам указывают на то, что Сила пронизывает всё живое, соответственно, она больше походит на веру, мол, поверишь – увидишь и всё такое. И когда Люк целиком отдаётся этой древней религии, которую даже при Дарте Вейдере высмеивают скептичные имперские офицеры, то получает необычные способности. Сделано просто и со вкусом.

Но в «Возвращении джедая» эта идея уходит на второй план, ведь у Люка есть сестра и она тоже восприимчива к Силе. Теперь уже выходит, что Сила – это что-то наследственное, не каждый может стать джедаем, а только сын или дочь джедая. Первый камень преткновения заложен и дальше будет только хуже.

И это «хуже» проявило себя во всей красе в виде монументального потрясения мифологии Лукасом в приквелах, когда он ввёл во франшизу понятие «мидихлорианы», чтобы обосновать идею избранности Энакина. Вторая массивная надстройка над концептом Силы настолько перегрузила первоначальный посыл и смысл, что ожидаемо дала трещину.

Состоявшимся фанатам оригинальной трилогии это чрезвычайно не понравилось, отсюда и невероятное неприятие трилогии приквелов, которая, в общем-то, была не такой уж и плохой. Помимо мидихлорианов, Лукас мощно рубанул в сторону мироустройства и политики во вселенной «Звёздных войн», чем тоже основательно тряхнул мифологию. Наивная и прямолинейная история, практически сказка, превратилась в тяжёлый и запутанный политический триллер про смерть демократии, захват власти и падение на тёмную сторону.

«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

Но ладно Лукас, он – создатель, ему было можно. И хотя дед чересчур уверовал в свою непогрешимость и наломал дров, он хотя бы пытался вести франшизу в новое русло.

А потом пришла Дисней и решила дистанцироваться от приквелов так сильно, как только возможно. Вернуть всё «на круги своя» и напомнить зрителю, про что на самом деле всегда были «Звёздные войны». С этой мыслью в голове, нам выдали стерильный седьмой эпизод, который почти дословно копировал «Новую надежду». Однако же, тут случилось первое мощное разрушение мифологии – Люка Скайуокера сделали трусом и идиотом.

Персонаж, который олицетворял в оригинальной трилогии мощную моральную победу добра над злом, человек, который сумел вернуть на Светлую сторону Силы аж самого Дарта Вейдера, испугался всполохов Тёмной стороны у племянника и попытался его убить. Чем ожидаемо вызвал гнев у последнего и спровоцировал его на уничтожение новой Академии джедаев. А потом Люк просто сбежал в изгнание и двадцать лет сидел на острове, посасывая зелёное молоко и бурча себе под нос про уничтожение джедаев.

Второй фильм, при всей его спорности, мог стать той самой точкой, которая сломала бы все устои об колено и повела франшизу в новом экспериментальном направлении. Но, увы, Кэтлин Кеннеди на это не решилась. После того, как «Последние джедаи» нанесли второй и по-настоящему сокрушительный удар по мифологии никто не рискнул дальше идти в этом направлении. Запаниковав, начальственные головы решили «вернуть всё взад» и выдали третий фильм. Настолько нелогичный и несуразный, что я даже обсуждать его не хочу. Единственное, что про него можно сказать: «Каким-то образом вернулся Палпатин».

А вот про что хочется поговорить, так это про дилогию Star Wars: Jedi, в которую входят Fallen Order и Survivior. Эти игры, при всех их положительных качествах, умудрились принести нам такое разрушение мифологии «Звёздных войн», что спровоцировали меня на полный пересмотр парадигмы потребления контента данной франшизы.

Давайте поясню. Раньше я был как любой другой фанат вселенной: я следил за каноном, запоминал персонажей, улавливал отсылки и фансервис. Но всё это в прошлом. Подход Дисней к «Звёздным войнам» как к Киновселенной Марвел начисто убил во мне интерес к какой бы то ни было целостности и структурности вселенной, оставив лишь желание умеренно поглощать отдельные качественные истории.

Меня не прельщает идея того, что для понимания сюжета нужно посмотреть один сериал, потом другой сериал, третий. А ещё пройти игру, которая вышла между ними, и глянуть фильм, иначе вообще никак. Нет. От переизбытка посредственного контента я просто пришёл к получению удовольствия от единичного и целостного произведения. Мне плевать, что где и с чем связано, я просто жду хороший фильм, сериал, либо игру, получаю удовольствие и ухожу.

«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

Уставший от фильмов и сериалов откровенно невысокого качества, я запустил Fallen Order, особо ни на что не надеясь. И там меня не ждало ничего необычного, всё в рамках стандартного приключения пережившего Приказ 66 джедая и его попытки восстановить Орден. Но и в, казалось бы, простой истории нашлось несколько серьёзных вещей, разрушающих мифологию.

Во-первых, нам представили концепт «обрыва связи с Силой», что делает всю идею с Приказом 66 и охотой на джедаев бессмысленной. Любой беглец просто берёт, отрезает себя от Силы и спокойно живёт среди горожан, фермеров и прочих работяг. Вы никогда его не найдёте, никак не обнаружите и не поймаете.

Возможно, что если идея Лукаса с мидихлорианами не была похоронена и отретконена, то можно брать анализы на мидихлорианы и так вычислять джедая. Но учитывая, что в последнее время в «Звёздных войнах» всё время говорят о «чувствительности к Силе», о мидихлорианах было решено забыть и сделать вид, что их никогда и не было.

Во-вторых, эта самая «чувствительность к Силе» была представлена в качестве расовой и видовой принадлежности. Мол, есть определённые виды пришельцев, типа Йоды, у которых эта самая чувствительность просто бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды. Одновременно с игрой, эту же идею продвинул сериал «Мандалорец», представив нам Грогу (Малыша Йоду).

«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

Странный ход, если спросите меня. Потому что выходит, что мы все будто бы равны перед Силой, но есть те, кто равнее. Ничего не напоминает? И меня бы особо это не заботило, если бы это не создавало очередную жирную дыру в мифологии «Звёздных войн». Получается, что нужно просто брать на веру единичное произведение, в котором Сила выступает как deux ex machina – бог из машины.

Она может всё и делает ровно то, что нужно сценаристам. В определённый момент она может лечить, давать силу/скорость, наделять способностями к телекинезу или одурманиванию, а также выступать в роли макгаффина. При этом, у неё нет каких-то чётко обозначенных правил и ограничений. С её помощью можно всё. А это уже неинтересно.

В-третьих, в «Звёздных войнах» появилась официальная магия! Возможно, что те из фанатов, кто потребляет весь контент диснеевской эры, поправят меня и скажут, что магия появилась ещё в мультсериале «Повстанцы» или где-то ещё. Но мне абсолютно без разницы. Я впервые увидел появление магии именно здесь, от этого и отталкиваюсь.

Магия ставит всё с ног на голову. Потому что ранее роль магии исполняла Сила. Потом ей решили придать более серьёзного и научного тона, а теперь ввели совершенно отдельный концепт «магии». И вот уж с ней получается совсем как-то не по-людски. Ведь, внезапно, у нас возникли полноценные колдуны, способные к телепорту, чтению мыслей, созданию зомби и манипуляциям со временем.

«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

Причём, если эта магия существует внутри концепта Силы, как что-то среднее между Светлой и Тёмной сторонами, у меня нет проблем. Но если это является абсолютно обособленным и отдельным явлением, то у нас есть серьёзная проблема.

Плавно перетекая из первой игры во вторую, мы можем заметить совсем уж чудовищное попрание старых канонов и разрушение мифологии. Вся игра разворачивается вокруг планеты, которая спрятана за неким порталом, разрывом реальности или ещё какой-то нетипичной для «Звёздных войн» ерундой. И эту планету хотят себе все, потому что там можно скрыться от Империи, основать новый Орден Джедаев или сделать её главным штабом движения Повстанцев.

Помимо этой совершенно запредельной даже для «Звёздных войн» идеи, нам протолкнули в головы простую мысль, до которой, как я уже говорил, дошёл сам и раньше: «Канон больше ничего не значит!». Теперь не получится связывать всё воедино и укладывать это в рамки ровного повествования. Нет, больше ничто не имеет смысла, и развитие истории зависит только от сиюминутной хотелки создателей.

Не верите? Так вот вам первый, последний и единственный аргумент. В Survivor есть наёмник и друг Кэла Кэстиса Бод Акуна, который впоследствии оказывается предателем и бывшим джедаем, перебежавшим на сторону Империи, чтобы обеспечить безопасность своей дочери, находящейся в заложниках.

«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

И вот, в грустный момент похорон своей наставницы Цере Джанды, Кэл стоит у её погребального костра, плачет и говорит, что не понимает, как так вышло, что он не смог почувствовать другого джедая. Ведь все «чувствительные к Силе» способны ощущать присутствие Силы в других. На что Гриз в сердцах отвечает ему, что это совсем не важно.

Понимаете? «Не важно». Это ответ нам, фанатам, которые знали канон, закапывались в любимую вселенную, отслеживали изменения и зубрили правила. Нам открытым текстом сказали, что ВСЁ НЕ ВАЖНО. Ничто больше не имеет значение в рамках вселенной «Звёздных войн». Вся та аккуратная и многолетняя работа по созданию цельного лора просто выброшена в окно.

Теперь в «Звёздных войнах» возможно ВСЁ. Световые мечи перестают резать и жечь насмерть, как в сериалах «Асока» и «Оби-Ван Кеноби», потому что так удобно создателям. Как только эти самые создатели начинают хотеть космических китов или магии, они тут же появляются и всё в порядке. Нужна планета за порталом? Нет проблем. Стоит захотеть и у вас Сила начнёт отправлять персонажей (или их сознание) назад во времени, в параллельные реальности или вообще сможет превращать врагов в хомячков.

«Звёздные войны» от Дисней: как разрушить мифологию

Мы оказались в той точке, когда можно с грустью сказать, что вселенная уничтожена. «Звёздных войн» больше нет. Остались лишь отдельные, очень разрозненные произведения, пропитанные духом серии, но это единицы единиц. В «Мандалорце» это сугубо 5-6 серий за все три сезона, в «Оби-Ване Кеноби» это какие-то жалкие минуты и секунды, дающие нужный эмоциональный контекст к будущим событиям оригинальной трилогии.

Есть, конечно, «Андор», который многим пришёлся по вкусу, есть «Изгой-один», который, на мой взгляд, наделал больше проблем, чем принёс пользы. Но факт остаётся фактом – нынче нам приходится вылавливать «те самые» капли мёда из огроменной бочки с дёгтем, зачастую нехило так этим самым дёгтем перепачканные. Что не может не оставить на них своего неповторимого послевкусия.

Великий теоретик, знаток «Звёздных войн» и интернет-суперзвезда Рич Эванс уже много лет подчёркивает, что «Звёздные войны» – это очень маленькая и ограниченная вселенная. Что в каждом фильме из серии «Звёздных войн» должны быть одни и те же элементы: злое и могущественное государство или формирование; малочисленное движение, ему сопротивляющееся; пожилой и мудрый наставник; молодой и наивный герой; джедаи и ситхи; световые мечи и огромное супер-оружие, похожее на планету. Тогда и ТОЛЬКО тогда мы можем говорить о «Звёздных войнах», утверждает Рич Эванс.

Великая мысль прозвучала впервые в этом обзоре. Смотреть с 10:30 до 11:02

Я с ним, если честно, в корне не согласен. Как по мне, то вселенной «Звёздных войн» достаточно, чтобы делать любые истории. Военные драмы, фильмы-ограбления, ромкомы, ужасы, бадди-муви и всё, что угодно.

Но проблема в том, что нужно думать вне рамок. Но начальство не умеет или не хочет думать вне рамок. Помните, как я сказал, что в Дисней отнеслись к «Звёздным войнам» как к своим фильмам по комиксам? Они попытались доить каждого сколько-нибудь важного и известного персонажа, плюс отнеслись к вселенной так, словно она сама – отдельный жанр. Как супергероика.

А я долгие годы говорю, что это абсолютно неправильный подход, который вызывает быстрое пресыщение контентом, потому что нет никакого разнообразия. Для самой лучшей реализации любой вселенной и любой супергероики прекрасно бы подошла мультижанровость.

Чтобы каждый фильм удивлял, и целые линейки фильмов собирали вокруг себя свою собственную аудиторию и фанатов определённого жанра. И может быть, даже знакомили с новыми жанрами тех, кто до этого не был в них заинтересован, но решил посмотреть, потому что это фильм по любимой вселенной.

Сейчас же франшиза «Звёздные войны» проходит через сложные времена. С одной стороны, случилось невероятное – у нас есть целая куча контента и эта куча растёт не по дням, а по часам. С другой стороны, это контент крайне сомнительного качества, по большей степени. Кроме того, присутствия «Звёздных войн» в инфополе так много, что выход новых фильмов, игр или сериалов уже не ощущается как праздник.

Чувствуется только какое-то глухое раздражение, когда ты изначально предвзят и не ждёшь от контента ничего хорошего. Жертвой этого раздражения и пал «Андор» – уставшие клевать на одну и ту же удочку, раз за разом люди просто взяли и не посмотрели его. И что получилось? Нормальный сериал просто проигнорировали массы, именно из-за своей усталости от бесконечного плохого контента.

Известный ютуб-обозреватель The Critical Drinker недавно предложил радикальную мысль – дать «Звёздным войнам» передышку. Задвинуть франшизу на полку лет на десять и выдохнуть. За это время фанаты забудут обо всех прошлых косяках, а компания тем временем сможет разработать грамотный план по развитию франшизы и сыграть в долгую, вместо того, чтобы сыграть в ящик.

Однако, что-то мне подсказывает, что к этому совету вряд ли прислушаются: у Дисней сейчас идёт заход на «новую трилогию Рей», фильм от Тайки Вайтити, фильм про Мандалорца, целый ворох сериалов и мультсериалов, а также добрую пачку игр. «Мышиный дом» уверенно смотрит в будущее и бесперебойно поставляет нам КОНТЕНТ. А вот что из этого контента поглощать, каждый решит сам.

Искренне ваш

Gonzo

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ И ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ

148148
222 комментария
500 ₽

про что на самом деле всегда были «Звёздные войны».Вот этот тейк никогда не понимал. Звёздные войны уже давно переросли идею первоисточника, это полноценная вымышленная вселенная, которой занимаются сотни и тысячи людей, по которой создано огромное множество работ, и как и любая вселенная эта вселенная стремится быть многогранной и быть обо всем.
То, чем являются Звёздные Войны для вас - это не то, что они для меня. Для меня Звёздные войны это в первую очередь цикл Карпишина о Бейне, "Плэгас" за авторством Лучено, КОТОРы, ТОР и "Реван" того же Карпишина, а лишь потом фильмы. И из фильмов для меня гораздо важнее приквелы, потому что они углубили вселенную, созданную оригинальной трилогией и в них раскрывается природа многих вещей во франшизе.
концепт «обрыва связи с Силой»Который существует во вселенной по меньшей мере 19 лет уже с выхода второго КОТОРа, но что-то мне подсказывает, что он появился ещё раньше.
делает всю идею с Приказом 66 и охотой на джедаев бессмысленной
беглец просто берёт, отрезает себя от Силы и спокойно живёт
Неужели не понятно противоречие? Если джедай отрезал себя от силы и спокойно проживает жизнь, то он не представляет угрозы, а значит смысл приказа 66 и охоты на джедаев в том, чтобы найти тех, кто ее представляет.
«чувствительности к Силе», о мидихлорианах было решено забыть и сделать вид, что их никогда и не было.Это не противоречащие друг-другу концепции, однако это действительно очень плохо проработанная часть вселенной, каких их в ней много: люди, например. У которых нет родной планеты и которые одновременно независимо появились на нескольких.
Потому что выходит, что мы все будто бы равны перед Силой, но есть те, кто равнее.Никто не равен перед Силой, мир несправедлив, это не значит, что люди не должны быть справедливы или стремиться к ней, это значит то, что это просто данность, люди разные и они не равны между собой в разных возможностях. Также и во всех фэнтезийных сеттингах, расы там не равны и никогда не были.
При этом, у неё нет каких-то чётко обозначенных правил и ограничений. С её помощью можно всё. А это уже неинтересно.Это правда, согласен с этим, так уж звёздные войны всегда были написаны. Тем не менее при детальном изучении лора можно понять, что определенные ограничения она все таки имеет, а пулл ее потенциальных способностей очень разнообразен, но ограничен.
Магия ставит всё с ног на голову.Она существовала очень давно, концепт ситхов-колдунов также существует очень давно, задолго до Датомирских ведьм. Это другое проявление всё той же Силы.
Рич ЭвансАбсолютно не согласен, Дисней буквально это и делает, как видите - не работает.

В целом большое спасибо за освещение проблем Звездных Войн на дтф, здесь очень мало подобных тредов о моем любимом фэндоме. Я почти со всем согласен. Диснею следует ослабить контроль и назначил компетентный менеджмент, который сможет создавать и моделировать контент по вселенной. Текущий менеджмент отказался от РВ от нежелания изучать его. трэш.

4
Ответить

Дежурное напоминание, что месть ситхов - лучший фильм серии

44
Ответить

Ну, после четвёртого и пятого эпизодов только если.

2
Ответить

Нет. Империя наносит ответный удар

Ответить

"можно брать анализы на мидихлорианы и так вычислять джедая."

Кстати, когда я был молодым, счастливым и читал комиксы по Star wars, попался мне и такой ваншот. Про джедая, который решил что ситх действительно может быть среди сенаторов и стоит их всех протестить на это дело. Однако родом бедняга был с Набу, верил в Палпатина и отправился со своей идеей напрямую к канцлеру для одобрения. Nuff said.

32
Ответить