Топ-3 VST для компрессии вокала

Топ-3 VST для компрессии вокала

Всем привет! В этой статье я расскажу и покажу, как работают самые лучшие на мой взгляд компрессоры для вокала. Статья будет полезной для тех, кто работает со звуком, голосом, занимается написанием музыки, сведением и мастерингом треков, звукорежиссурой. Я начну с самых азов: расскажу, за что отвечает компрессия в миксе, какие бывают компрессоры и на что стоит обращать внимание при работе с ними. Если вам не интересно читать совсем не нудную теорию, а вы хотите узнать мой топ компрессоров и как я их использую — листайте вниз к заголовку топ компрессоров. Поехали.

Компрессия звука

Итак, что же такое компрессор? Компрессор (от англ. «compress» — сжимать, сдавливать) — электронное устройство или компьютерная программа, выполняющее уменьшение (сжатие) динамического диапазона звукового сигнала. Он устраняет слышимую разницу между громкими и тихими частями звука.

Если совсем просто —компрессор делает самые громкие звуки тише, тихие соответственно громче, вот им всё.

Но давайте более наглядно — скажем, есть у нас такая только что записанная нам дорожка:

Топ-3 VST для компрессии вокала

Сначала мы сидели далеко от микрофона и пели(говорили) в полголоса. А потом заметили это, сели поближе, и что есть силы начали изливать своё вибрато. Согласитесь, слушать всё это без обработки не очень приятно. Поэтому и существует компрессия, нам нужно усреднить уровни и выронять динамический диапазон, вот что получится в итоге:

Топ-3 VST для компрессии вокала

Даже визуально всё находится примерно на уровне красной линии. То есть это обязательный инструмент в вашем арсенале, если вы хоть чуть-чуть работаете со звуком, даже косвенно(например, делаете видео). Как говорится, мастхэв.

Далее давайте подробно остановимся на видах компрессоров и выясним, где их чаще всего применяют, разберёмся с их основными параметрами.

Виды компрессоров

Топ-3 VST для компрессии вокала
  • Оптические
  • Ламповые
  • FET-компрессоры
  • VCA-компрессоры

Много расписывать о то как и откуда они появились я не буду, расскажу только основную идею и принцип работы. Так же стоит упомянуть, что компрессоры бывают «железные» (это те, которые вы можете пощупать) и их VST-аналоги (та самая программа на компьютере)

Оптические компрессоры

Оказывают сжатие сигнала с помощью специального оптико-электрического элемента, который облучает светочувствительный резистор по мере увеличения сигнала. Принцип работы максимально прост: чем сильнее входящий сигнал, тем ярче свечение лампы и тем активнее сжатие звука. Яркий пример - LA-3A

Оптический компрессор Teletronix LA - 3A
Оптический компрессор Teletronix LA - 3A

Ламповые компрессоры

Самый старый вид компрессоров. В большей степени их используют для выраженного «окрашивания» звука, которое создают вакуумные лампы — триоды или пентоды. Получается такое уникальное «тёплое» и «винтажное» звучание.

Vintage Tube Compressor
Vintage Tube Compressor

FET-компрессоры

Это компрессоры на основе полевого транзистора — относительно новые устройства в музыкальном мире. Наличие транзистора позволяет FET-устройствам быстрее реагировать на сигнал и быстрее сжимать его. Создают красящий, агрессивный, но в то же время очень музыкальный живой звук.

UREI 1176 Limiting Amplifier
UREI 1176 Limiting Amplifier

VCA-компрессоры

VCA-компрессоры — компрессоры на основе управляемых напряжением усилителей. VCA можно назвать достаточно прозрачными устройствами. Компрессия отличается чистотой и практически полным отсутствием окрашивания сигнала, что позволяет работать как с электронной музыкой, так и с вокалом и живыми инструментами. В общем, универсалы, везде подойдут.

VCA-160
VCA-160

Так, с видами разобрались, давайте к практике. Разберёмся, за что отвечает каждый параметр и крутилка. Я надеюсь, что вы работаете в FL Studio (кстати, недавно мы смотрели на новые нейрофункции что добавили в последнюю версию, скачать и посмотреть можно тут), потому что показывать я всё буду на примере стандартного компрессора в этой DAW. Все остальные практически ничем не отличаются. максимум парой крутилок.

Параметры компрессора

Стандартный VST компрессор в FL Studio
Стандартный VST компрессор в FL Studio

За работу компрессора отвечают несколько ключевых параметров — порог срабатывания, соотношение, атака и спад. Каждый из них определяет, как именно компрессор сжимает сигнал.

Threshold

То бишь порог срабатывания. Этот параметр определяет, при каком значении громкости компрессор включается в работу. Т. е. выставляя например параметр в -10 db компрессор будет сжимать сигнал, превышающий этот порог. Всё просто.

Топ-3 VST для компрессии вокала

Порог срабатывания должен быть таким, чтобы вы слышали работу компрессора только в тех частях сигнала, которые нужно исправить. Точный порог назвать сложно — слишком многое зависит от исходного звука и целей, которые вы решаете сжатием.

Ratio

Соотношение (Ratio) определяет, в какой пропорции сжимается сигнал, вышедший за заданный порог срабатывания. Параметр устанавливается в виде коэффициентов, например, 2:1, 4:1 или 7:1.Изначально этот параметр установлен в соотношении 1.0 : 1, сигнал никак не сжимается.

Топ-3 VST для компрессии вокала

Gain

Параметр Gain отвечает за громкость компрессированного сигнала. По сути, его и предыдущие три параметра должны использоваться всегда, чтобы не терять изначальную громкость сигнала. Поэтому после сжатия мы всегда поднимаем громкость.

Атака и релиз

Следующие два параметра следует рассматривать вместе, так как они взаимосвязаны.

Топ-3 VST для компрессии вокала

Параметр Attack отвечает за начало срабатывания компрессии, т.е. через какой промежуток времени начнет работать компрессор. Если же вы имеете представление о том, что такое ADSR в синтезе звука, то здесь всё точно так же.

Release же определяет время окончания работы компрессора. Т. е. время возвращения сигнала на его исходный уровень и переходя в режим ожидания следующего пика.

В некоторых компрессорах есть так же параметр колена (Knee). Колено может быть мягким (плавным) или жёстким (острым), что дополнительно влияет на резкость активации компрессора.

Топ-3 VST для компрессии вокала

Теперь вы понимаете, зачем нужен и как работает процессор, а так же знаете, как правильно его настроить и за что отвечает каждая крутилка. А сейчас перейдём к самому интересному: мои топ-3 компрессора для вокала.

Топ компрессоров для вокала

RCompressor

Топ-3 VST для компрессии вокала

Это действительно мой самый любимый компрессор, между прочим не только для вокала. Я использую его почти всегда, как и многие другие VST от компании Waves. Лично для меня его основная фишка в том, что он очень быстро справляется со своей работой. RCompressor быстро подгружается, а так же очень удобен своим визуалом. Я слышу его чистым и ярким, поэтому это мой любимый компрессор: не важно, где ты его используешь: он хорошо показывает себя и на басу, и на вокале.

Кстати, старый интерфейс мне нравился больше, но сути это не меняет

Топ-3 VST для компрессии вокала

CLA-2A и CLA-76

CLA-2A — VST-аналог знаменитого компрессора Teletronix LA-2A. Это один из лучших компрессоров компании Waves Audio. И в целом, этим всё сказано, потому что всё лучшее, что есть в Teletronix LA-2A есть и в CLA-2A. Вообще, аналоги железяк это круто. Я бы и на первое место его поставил, но RC в моём сердечке. Кстати, то, о чём я и говорил: CLA-2A даёт такой тёплый, аналоговый звучок, засчёт того, что это ламповый компрессор. Одновременно с этим он очень чистый, потому что конструкция CLA-2A может подслащивать атаки, но пропускать согласные, чтобы вокальные (и инструментальные) атаки сохраняли свою четкость.

Топ-3 VST для компрессии вокала

Так же в нём есть интересная крутилка Hi Freq. С помощью неё можно переключаться между двумя режимами, что мало кто использует: В самом левом положении компрессор бует одинаково работать по всем частотам, но чем больше мы поворачиваем её вправо, тем больше CLA-2A реагирует на верхние частоты, что часто может быть полезно.

Топ-3 VST для компрессии вокала

В целом, как и все компрессоры в моём топе, он универсален.

CLA-76 в отличие от мягкого звука своего брата славится сверхбыстрым откликом за счёт своих полевых транзисторов. Конструкция усилителя обеспечивает последовательный контроль над вокалом. Низкая задержка, лёгкое параллельное сжатие. Оба этих компрессора действительно культовые! Да, а ещё тут есть два режима, blacky и blue, прямо как на пикче.

Топ-3 VST для компрессии вокала

Связка CLA-2A и CLA-76

Да, я настолько люблю три этих компрессора, что два из них я поставил на одно место, а на третье — связку CLA-2A и CLA-76. И это лучшее, что вообще можно придумать для вокала, сейчас расскажу как и почему.

Как я уже сказал, 76 имеет очень быстрое время атаки и релиза. Это делает его отличным для улавливания пиков и уменьшения их, а затем отпускания, как только пик был сжат. У CLA-2A нет настроек атаки и релиза, они уже встроены в него, но зато у него есть очень плавный и мягкий релиз, засчёт того, что он замедляется по мере того, как приближается к минимальному снижению усиления. Таким образом, роль этого компрессора заключается в том, чтобы принимать сигнал, который уже сейчас является довольно однородным и согласованным, после прохождения через компрессор 76, и он добавит еще больше сжатия вокалу, который теперь менее динамичен, чтобы придать вам тот маслянистый и плавный тип сжатия, который приятен для слуха. Использование этих двух компрессоров в тандеме поможет сохранить его читаемость, что самое важное. Разбиение компрессии на два разных этапа даст нам более прозрачное звучание. Запомнили: 76 - медленная атака, быстрый релиз, и дальше в работу вступает 2A. Но опять же — экспериментируйте, ведь всё индивидуально.

А на этом у меня всё, теперь вы знаете, как работают компрессоры и как можно эффективно и интересно применять их на вокале. Скидывайте все ваши вопросы в наше дружное коммьюнити музыкантов. Там же можно поделиться своими шедеврами, пообщаться и совместно поработать с единомышленниками, а так же получать все самые свежие плагины, статьи, паки и обзоры!

1414
23 комментария

Не рассказывай про плагины. Они тут на игры деняк просят, пиратство не в почёте. А стоимость всех этих плагинов их ввергнет в шок)

2
Ответить

плагины надо ПОКУПАТЬ????
ХАХАХАХАХА
СМЕЮСЬ НА АМПЛИТУБОВСКОМ

2
Ответить

А кто сказал что плагины нельзя схватить бесплатно?))

Ответить

Привет, спасибо за статью.
Если у меня задача без особого опыта в звуке, взять какой то плагин для Davinci resolve, чтобы сделать закадровый голос более плотным, как у блогеров. Есть ли какое то решение?

1
Ответить

Но ведь в DaVinci уже есть компрессор, перейди в fairlight и ткни в Dynamics

2
Ответить

Если нужно именно плотный голос, то используйте RCompressor, супер прост и универсален. Настроите по звуку. Если нужно с помощью одной крутилки избавиться от шумов, то я писал статью про такой плагин https://t.me/Neuro_Sound/18

1
Ответить

Спасибочки, кинул в сохранения на будущее

1
Ответить