Гайд по основам механики боевой системы Baldur's Gate 3

Для привлечения внимания. Автор <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artstation.com%2Fneoaiart&postId=2502679" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Neo AI art</a>.
Для привлечения внимания. Автор Neo AI art.

Оглавление.

Введение.

Baldur's Gate 3 уже успела навести шума еще в 2023 году, а также собрать все возможные награды. Но если Вы только собираетесь "прикоснуться" к данной игре, то:

  • Во-первых, искренне Вам завидую.
  • Во-вторых, подготовил для Вас текстовый гайд по основам механики боевой системы в BG 3. Потому что "Обучение" в игре не раскрывает ее аспектов совсем. Отсутствуют полные подобные гайды на русском языке, а также отсутствует нормальная Вики по игре на русском языке.

Я выдам только базу. С этими знаниями дальше изучайте, экспериментируйте в билдами и т.д. Уже сами.

Сам прошел игру 1,5 раза. Опыта в настольной DnD не имею. Сейчас начал прохождение игры на расхайпленной "Доблести". Посмотреть Вы это прохождение можете на моем YouTube канале. Чтобы не объяснять в видео механики игры, просто буду под каждым видео оставлять ссылку на этот гайд.

Последнее видео

1. Класс брони.

В отличии от большинства игр "броня" в BG 3 определяет вероятность попадания по Вам, а не снижает входящий урон.

Чем выше Вас класс брони - тем сложнее по Вам попасть атаками оружием и некоторыми заклинаниями.

Это - база

Основными источниками брони являются:

  • нагрудная броня;
  • щиты;
  • в исключительных случаях броню могут давать иные элементы экипировки. Но, такие вещи в игре в единичном экземпляре: плащ (Cloak of Protection), Оружие, Сапоги (Evasive Shoes), Перчатки (Wondrous Gloves, Bracers of Defence), Кольца (Ring of Protection), Шлем (Helm of Balduran);
  • Заклинания (их очень много в игре: Ускорение, Магический доспех и т.д.);
  • Эликсиры (Elixir of Barkskin) и зелья (Potion of Speed);
  • Пассивные способности Вашего персонажа. Например, пассивные способности Варвара и Монаха (Unarmoured Defence), Чародея в подклассе дракона (Draconic Resilience).

В дальнейшем к Вашему показателю брони прибавляется значение Модификатора ловкости.

2. Что такое бонус характеристик?

Всего в игре есть 6 (шесть) характеристик, а именно:

  • Сила - основа урона любого оружия ближнего боя (почти любого), дальность прыжка, максимальный переносимый вес.
  • Ловкость - основа урона любого оружия дальнего боя, прибавка к классу брони, инициативе (см. далее), способности к умению вскрытия замков и обезвреживания ловушек, способность не потерять равновесие и остаться на ногах.
  • Выносливость - Ваш показатель ХП, шанс сохранить концетрацию (см. далее).
  • Мудрость - внимание, дрессировка, проницательность и т.д.
  • Интеллект - тайны, история, расследование и т.д.
  • Харизма - убеждение, обман, харизма, исполнение.

При значении характеристики в 10 Ваш персонаж не получает никаких бонусов к ней. Каждое увеличение данного показателя на 2 ед. дает +1 к Бонусу этой характеристики. Соответственно при 12 ед. (+1), при 14 ед. (+2), при 16 ед. (+3) и т.д. Также это работает и в обратную сторону при уменьшении показателя ниже 10 ед.: 8 ед. (-1), 6 ед. (-1) и т.д.

Гайд по основам механики боевой системы Baldur's Gate 3

Механика игры при подсчете считает только четные значения характеристик.

Это - база

Например, если у Вас 16 ед. силы, то Ваш бонус к характеристике составит +3. Однако, если у Вас 17 ед. силы, то Ваш бонус к характеристике все равно составит +3.

Совет, старайтесь избегать "нечетных" значений в показателях характеристик. Например, лучше иметь 16 харизмы и 16 силы, чем 15 харизмы и 17 силы. Но и из этого правила могут быть исключения (не буду говорить, во избежание спойлеров).

При создании персонажа Вы распределяете его характеристики в значении от 8 ед. до 17 ед. Предельное значение (кап) характеристик который может быть получен через развитие персонажа составляет 20 ед.

В игре есть несколько способов превысить предельное значение (кап) характеристик в 20 единиц, за счет:

Прибавка к классу брони Вашего персонажа зависит от типа носимой брони, а именно:

  • Легкая броня и Одеяния - получают полную прибавку к Классу брони от модификатора ловкости. Например, если у Вас 22 ед. ловкости, то в легкой броне Вы получите + 6 к Классу брони.
  • Средняя броня - может максимум получить только + 2 к классу брони от модификатора ловкости. Например, если у Вас 22 ед. ловкости, то в средней броне Вы получите только + 2 к классу брони. Из этого правила есть некоторые исключения, например Доспех ловкости или Чешуйчатый доспех Юань-Ти.
  • Тяжелая броня - не получает прибавку к классу брони от модификатора ловкости. Например, даже если у Вашего персонажа 22 ед. ловкости, Вы не получите никакой прибавки к классу брони в тяжелом доспехе.

3. Как наносится урон (в большинстве случаев).

Любое нанесение урона оружием ближнего и дальнего боя, а также некоторыми заклинаниями состоит из двух элементов: "Бросок атаки" и "Бросок урона".

Если результат "Броска атаки" выше, чем класс брони Вашей цели, значит Вы по нему попали. Если нет - промахнулись.

Это - база

Вся информация о бое отображается в «Журнале боя». Вот скриншот результатов нанесения урона.

Гайд по основам механики боевой системы Baldur's Gate 3

Давайте разберем составные элементы данной формулы.

3.1. 1d20, 1d8 - что это?

Все просто. Цифра после “d” означает количество граней кубика который игра бросает за Вас. Цифра перед “d” означает количество бросаемых кубиков.

1d20 - означает, что бросается один 20-ти гранный кубик и Вам может выпасть значение от 1 до 20. 2d8 - означает, что будут брошены два 8-ми гранных кубика и Вам может выпасть значение (суммарно) от 2 до 16.

3.2. Умение.

Умение - это то, что умеет делать ваш персонаж. Какую броню он может носить, каким оружием он умеет пользоваться, какие навыки у него лучше развиты (вор-карманник или убедительный переговорщик), умение в спас-бросках и т.д.

Умения Ваш персонаж получает от:

  • Расы - например, полу-эльфы могут носить легкую броню. Даже если Вы создадите Волшебника (этот класс не может носить легкую броню), но раса у Вас будет полу-эльф (может носить легкую броню), то в итоге вы сможете носить легкую броню.
  • Подрасы - например, Щитовый дварф может носить легкую и среднюю броню, а остальные подклассы дварфов не могут.
  • Класса - отсюда вообще основные умения.
  • Подкласса. Например, Жрец не может носить тяжелую броню. Но жрецы подкласса Домена жизни, Домена природы, Домена бури и Домена войны могут.
  • Происхождения - это дает умение в навыках (воровство, убеждение и т.д.).
  • Черты персонажа. Например, Мастер оружия, Мастер средней брони, Мастер тяжелой брони и т.д.
  • От предмета. Иногда сам предмет наделяет Вас соответствующим умением. Например, Доспехи адского заката (тяжелая броня) обладают таким свойством: "Надевая эту броню, вы получаете умение обращаться с тяжёлой бронёй".

Умение в магии - исключение. Все персонажи обладают Умением в магии. То есть к сотворению заклинаний (в т.ч. из свитков) у любого персонажа будет прибавляться бонус Умения.

Это - база.

Размер бонуса от Умения - это всегда фиксированная величина, составляющая:

  • + 2 - на 1-4 уровне персонажа;
  • + 3 - на 5-8 уровне персонажа;
  • + 4 - на 9-12 уровне персонажа.

Можно ли ударить врага оружием которым Ваш персонаж не умеет пользоваться? Да, просто вы не будете получать бонус от умения при расчете «Броска атаки».

С доспехами иные последствия. Например, если волшебник наденет броню при отсутствии умения её носить, то он теряет возможность произносить заклинания и получает помеху при спасбросках.

3.3. Какой модификатор характеристики применяется?

На примере из скриншота выше видно, что к "Броску атаки" и "Броску урона" применялся Модификатор силы. От чего же это зависит?

Сила - удары оружием ближнего боя, удары без оружия, бросок "Метательного оружия". Ловкость - удары дальнобойным оружием. Магия - использует модификатор Заклинательной способности (см. далее).

Это - база.

Из вышеуказанного правила есть некоторые исключения:

  • "Фехтовальное" оружие будет использовать либо модификатор Силы, либо модификатор Ловкости - в зависимости от того, какое значение больше.
  • Монах при ударах оружием и безоружных ударов будет использовать либо модификатор Силы, либо модификатор Ловкости - в зависимости от того, какое значение больше;
  • Колдун при выборе Пакта клинка (на 3 ур. Колдуна) при "привязывании" оружия будет использовать Харизму в качестве модификатора для этого оружия.
  • Некоторые предметы являются исключением из правил. Например, Инфернальная рапира будет использовать модификатор Заклинательной способности для атак этим оружием, а Лук с титановой тетивой в "Броске урона" будет использовать модификатор и Силы, и Ловкости.

Какие кубики берутся при расчете «Броска урона»? Все просто, это написано на вашем оружии или заклинании. Также учитываются некоторые особенности боя. Например, нанося урон с возвышенности Вы получаете +2 к Модификатору атаки, с позиции ниже - 2 к Модификатору атаки.

4. Что нужно знать про броски кубика.

Бросок кубика как и далее указанные правила работают одинаково (почти) и при проверках навыков (например, вскрывание замков) и при Бросках атаки. Разница только в том, что в бою Вы должны выкинуть значение большем чем Класс брони соперника, а при проверках больше чем "Класс сложности" (определяется самой игрой, для замков, ловушек, диалогов и т.д.).

При броске кубика есть "Критический провал (промах)" и "Критическая удача (удар)".

Критических успех (удар) - Вы на 20-ти гранном кубике выкинули значение 20.

Это - база.

Исключение из этого правила: для "Бросков атаки" это значение может быть иным, т.к. значение для "крита" может уменьшаться. Подклассом (Чемпион у Воина), Чертами персонажа (боевой заклинатель), или предметами: Кинжал Орин, Меч подгорного короля и т.д.

Если Вы выкинули на кубике значение 20, то это означает:

  • Проверка навыков - Вы прошли любую проверку, т.е. вскрыли любой замок, убедили кого угодно и т.д.
  • "Бросок атаки" - Вы попали по врагу вне зависимости от его Класс брони и нанесли критический удар, т.е. при критическом ударе Вы бросаете в два раза больше кубиков урона (бонусы от модификатора характеристики не удваиваются).

Критический провал (промах) - Вы на 20-ти гранном кубике выкинули значение 1.

Это - База

Работает все точно также как и при "Критическом успехе (ударе)", только наоборот. Вы в любом случае провали любую проверку (например, не вскроете замок каким бы талантливым вором Вы не были) и в любом случае промахнетесь атакой по врагу (даже если перед Вами обнаженный полурослик без доспехов).

Критический провал по спасению Шэдоухарт в самом начале игры при "Классе сложности" в 2? Могу, умею, практикую.
Критический провал по спасению Шэдоухарт в самом начале игры при "Классе сложности" в 2? Могу, умею, практикую.

При бросках кубиков еще бывает "Преимущество" и "Помеха". Работает это правило одинаков и для боя, и для проверки навыков.

Преимущество - Вы бросаете два кубика и выбираете наибольшее значение.

Это - база.

Помеха - Вы бросаете два кубика и выбираете наименьшее значение.

Это - база.

Получить в бою или при проверках навыков "Преимущество" или "Помеху" может от различных обстоятельств, заклинаний, класса персонажа и т.д.
Лучший пример - атака из лука. При выстреле из лука по врагу в упор - Вы получаете "Помеху". При выстреле из лука по врагу из состояния скрытности - Вы получаете "Преимущество".

Эти два простых правила работают очень просто. То есть, никогда не будет шанса что Вы атакой оружия попадете по врагу с вероятностью 100 %, т.к. даже если Вы имеете "Преимущество", то никто не исключает что Вы на обоих кубиках выкинете значение 1.

5. Типы оружия.

Особенности некоторых типов оружия (ближнего боя):

  • Фехтовальное - использует модификатор либо Ловкости, либо Силы, в зависимости от того, какое значение больше;
  • Полуторное - может использоваться как в одной руке, так и в двух руках. При использовании в одной руке урон будет 1d8, в двух руках 1d10;
  • Легкое - можно взять по такому оружию в каждую руку одновременно. Но, оружие в левой руке не будет получать бонус от модификатора характеристики в "Броске урона". Чтобы это исправить, нужен боевой стиль "Бой с парным оружием" (есть у Воинов на 1 ур., у Следопыта на 2 ур., у Барда (Коллегии мечей) на 3 ур.). Точно также это работает и на одноручных арбалетах.

Вы можете использовать одновременно в каждой руке любое оружие ближнего боя (кроме "Двуручного") при наличии черты "Обоерукий".

Это - база.

6. Заклинания.

По затратам можно выделить следующие типы заклинаний:

  • Фокусы - не тратят никаких ресурсов (кроме действий персонажа) для сотворения, т.е. "бесконечные патроны" для Вашего заклинателя;
  • Ритуальные заклинания - не тратят ячейки заклинаний (ячейки колдуна) если произносятся вне боя;
  • Иные заклинания - тратят ячейки заклинаний (ячейки колдуна) или иные ресурсы класса Вашего персонажа (заряд проведения энергии для жрецов и т.д.). Можно произвести их "апкаст" - трата ячейки заклинания более высокого уровня чем требуется, для усиления эффекта;
  • Свитки - свитки с заклинаниями, при чтении заклинания тратится сам свиток. Заклинания из свитка не подлежат "апкасту".

Ячейки заклинаний восстанавливаются после долгого отдыха или с помощью предмета (Амулет сути чар). Ячейки колдуна восстанавливаются после короткого отдыха.

Заклинательная способность.

Если Вы используете заклинание, то к "Броску атаки" прибавляется Модификатор Заклинательной способности.

Заклинательная способность определяется классом Вашего персонажа, а именно:

  • Интеллект - заклинательная способность для Воинов, Плутов и Волшебников;
  • Мудрость - заклинательная способность для Жрецов, Друидов, Монахов и Следопытов;
  • Харизма - заклинательная способность для Варваров, Бардов, Паладинов, Чародеев и Колдунов.

Модификатор Заклинательной способности добавляется только к "Броску атаку" и не добавляется к "Броску урона" (за некоторыми исключениями).

Это - База

Модификатор Заклинательной способности может добавляться к "Броску урона" в некоторых случаях: Колдун с инвокацией на бонус к фокусу Потусторонний разряд, Волшебник 10 ур. класса Эвокации и т.д.

Какая Заклинательная способность используется, особенно при мультиклассах:

  • если заклинание выучено при прокачке уровня определенного класса, то оно будет использовать Заклинательную способность этого класса. Например, если Ваш персонаж Варвар, но заклинания выучил из уровней Волшебника, то такие заклинания будут использовать Интеллект в качестве заклинательной способности;
  • если заклинание из свитка, то при мультиклассе оно будет использовать Заклинательную способность того класса, который последним получил первый уровень у Вашего персонажа.

Теперь поняли, что лучше Вашему Воину с 8 инт. не пытаться нанести урон заклинанием из свитка, или с непрокаченной заклинательной способностью. Что делать? Используйте иные свитки, не для нанесения урона (бафы, состояния и т.д.).

По типу нанесения урона или принципу действия все заклинания делятся на:

  • Заклинания атаки;
  • Заклинания испытания;
  • Заклинания концентрации.

Заклинания атаки - все просто, как с атакой обычным оружием. Противопоставляется Ваш d20 "Бросок атаки" + Заклинательная способность vs Класса брони врага.

Заклинания испытания - все тоже самое, только в отличии от Заклинания атаки бросаете кубик не Вы, а Ваш соперник. В данном случае противопоставляется Ваш "Класс сложности заклинаний" vs "Спасброска" вашего оппонента.

Командир Жалк в самом начале игры не хотел "отдавать" меч.
Командир Жалк в самом начале игры не хотел "отдавать" меч.

Класс сложности заклинаний = 8 + бонус Умения + модификатор Заклинательной способности + бонусы от иных предметов (на них будет написано "+1 КС").

Это - база

Не забывайте, все персонажи обладают Умением в заклинаниях. Все будут получать данный бонус к Классу сложности заклинаний.

На каждом Заклинании испытания написано, проверку по какой характеристике должен пройти Ваш соперник. Ваш соперник осуществляет "Спасбросок" и определяется, смог ли он противостоять Вашему Заклинанию испытания или нет.

Спасбросок = d20 + Модификатор характеристики (по которой проходит проверка) + бонус Умения + иные бонусы (от предметов, заклинаний, будет написано "+1 к испытаниям").

Это - база.

Если значение "Спасброска" больше чем "Класс сложности заклинаний", то Вы успешно сопротивляетесь эффекту или получению урона. В некоторых случаях все равно наносится половина урона, см. описание самих заклинаний.

Это - база

Умение в "Спасбросках" определяется стартовым классом Вашего персонажа, при мультиклассировании Вы не получаете бонусы умения в "Спасбросках" от иных классов:

  • Варвар, Воин - Сила и Выносливость;
  • Бард - Ловкость и Харизма;
  • Жрец, Паладин, Колдун - Мудрость и Харизма;
  • Друид, Волшебник - Интеллект и Мудрость;
  • Монах, Следопыт - Сила и Ловкость;
  • Плут - Ловкость и Интеллект;
  • Чародей - Харизма и Выносливость.

Также, умение в Спасбросках по характеристике можно получить из Черты (черта - Стойкий).

Круто ли, что иногда Заклинания испытания в любом случае наносят как минимум половину урона? Да, круто. Но, они никогда не могут нанести "Критический удар", т.к. Вы не бросаете кубик.

Точно так же Ваш персонаж сопротивляется смерти. Тут всегда статичный класс сложности 10. Три успешных броска - персонаж стабилизируется, три провала - персонаж умирает. Критический успех - персонаж немедленно стабилизируется, критическая неудача - получаете 2 неудачных броска, вместо 1.

Заклинания с концентрацией.

Ваш персонаж коцентрируется на сотворение длящегося заклинания. Например, Стена огня.

Концентрация на заклинании прекратится:

  • По Вашему решению можно прекратить концентрацию;
  • В случае сотворения иного заклинания с концентрацией. Можно концентрироваться только на одном заклинании;
  • В случае получения состояния Вашим персонажем (Немота, Сон и т.д.);
  • В случае неудачного Спасброска на сохранение концентрации.

Каждый раз когда Вы, концентрируясь на заклинании получаете урон, Вы делаете Спасбросок по Выносливости на сохранение концентрации.

Класс сложности спасброска (по выносливости) для сохранения концентрации = половине от полученного Вами урона, но не менее 10.

Это - база.

Если Вы получаете урон от нескольких источников (например, от 3-х волшебных стрел), Вы делаете Спасбросок на сохранение концентрации по каждому источнику урона, т.е. в данном примере будет 3 Спасброска.

Можно получить "Преимущество" для спасброска на сохранение концентрации от черты Ритуальный заклинатель.

7. Типы урона и сопротивления к нему.

В игре есть следующие типы урона:

  • Дробящий;
  • Колющий;
  • Режущий;
  • Холод;
  • Огонь;
  • Молния;
  • Гром (да, Гром и Молния - это разное);
  • Кислота;
  • Яд;
  • Лучистый урон;
  • Некротический урон;
  • Силовой урон;
  • Психический урон.

К каждому типу урона у Ваших врагов (и у Вас) в игре может быть:

  • Устойчивость - получает только половину этого типа урона;
  • Уязвимость - получает вдвое больше этого типа урона;
  • Невосприимчивость - не получает урон данного типа.

8. Инициатива.

Инициатива - определяет в какой последовательность будут ходить участники боя.

Каждый участник боя делает бросок Инициативы при вступлении бой. Участник с наибольшим значением, ходит первым, а далее - по убыванию значения инициативы.

Инициатива = 1d4 + Модификатор ловкости + иные бонусы

Это - база

Бонусы к инициативе можно получить: от Черты (Внимательный), от предметов, от пассивок класса Варвара, от подкласса Следопыта.

9. Ресурсы на ход.

У Вашего персонажа каждый ход есть (обновляется с каждым ходом):

  • Основное действие;
  • Бонусное действие;
  • Ответное действие;
  • Легендарное действие - только у боссов на сложности "Доблесть".

Рассказывать что можно сделать за каждое действие не вижу смысла, для Вас иконки даже разукрасили в соответствующие цвета: основное действие - зеленый цвет, бонусное действие - оранжевый цвет; ответные действия - можно посмотреть и настроить в карточке Вашего персонажа.

У Вас может быть несколько основных действий (например, Зелье скорости или заклинание Ускорение), несколько бонусных действий (например, подкласс Вор у Плута).

На этом вроде все. Навалил базы, так навалил конечно... Но это База. Все остальное - уже "тонкости" игры которые Вы сами узнаете или прочитаете из иных источников (зажигание оружия от свечек; убийство всего лагеря гоблинов магически заколдованным сундуком, который наносит урон когда его пытаются вскрыть и т.д.).

P.S. Исправления, замечания и т.д. - только приветствуются. Гайд может дополняться со временем.

4343
11
26 комментариев

Отличный гайд. Коротко, по делу, действительно базовая информация.
Кто-то скажет, что это очевидно, а я скажу - значит, Вы играли в пятую редакцию D&D.
Если не играли, то ничего очевидного тут нет.

Учитывая, что на игре не написано, что обязательным условием для игры является опыт игры в D&D пятой редакции, то очень странно, что такого гайда нет в самой игре. Для человека далёкого от D&D в игре будет нихрена непонятно.
Спасибо автору!

4

Не знаю, почему комментарий отправился 3 раза

1

именно так я тут и оказался, я знаю что такое днд, но никогда в жизни не играл, у нас в городе вообще особой популярностью это не пользуется))) А тут балдур очень уж заинтересовал, но никакого норм туториала в игре нет.

Ого кто то не смог разобраться в 5 редакции что выпускают гайд

2

Я ее и не читал. Ну отличия же есть? Как минимум доп. атаки Колдуна Пакта клинка стакается с иными доп. атаками (убрали такое только на доблести). Ну это же не по 5 редакции.

Кольцо защиты можно получить в 2х экземплярах. Первое в первом акте, второе в таверне Лунный Свет

2

Здароу) расскажи как