Абсолютно великий и уникальный: почему «Лучше звоните Солу» — шедевр 21 века

«Как теперь смотреть другие сериалы или фильмы, если лучше, чем «Во все тяжкие» ничего не сняли»

Я вижу такие комментарии почти под любым обсуждением «Тяжких», и каждый раз меня подмывает написать: а вы разве не знаете о «Лучше звоните Солу»?

В тексте есть спойлеры, читайте на свой страх и риск

Абсолютно великий и уникальный: почему «Лучше звоните Солу» — шедевр 21 века

Спин-офф сериала «Во все тяжкие» и по совместительству лучший сериал в этом веке.

События «Сола» размазываются по длинному таймлайну: от первых шагов Джимми Макгилла в мире юридических страстей до завершения истории эго альтер-эго Сола Гудмана. За шесть сезонов мы увидим проследим за историей Майкла, поймем как Гектор оказался в инвалидном кресле и почему ненавидел Фринга , узнаем о брате Джимми и его заболевании — аллергии на электричество, и, конечно, познакомимся с Ким Векслер — романтическим интересом главного героя. Зрителям покажут, как Фринг строил свою легендарную лабу и внедрят новых персонажей с драматическими историями.

Тут создатели сериала Винс Гиллиган и Питер Гулд показывают класс, отвечая на вопросы, возникшие после завершения «Тяжких», и делают это легко, будто между делом: за разговором по телефону с человеком из прошлой жизни, голосом диктора по радио или флэшбеком.

Почему «Лучше звоните Солу» так хорош

Потому что Винс Гиллиган и Питер Гулд талантливые сценаристы, которые сняли сериал не только чтобы получить денег. Они действительно хотели рассказать историю адвоката, неожиданно полюбившегося зрителям.

Кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы: визуальный сторителлинг

Визуальное повествование в «Лучше звоните Солу» продумано до мельчайших деталей и в большом количестве серий показывает зрителю, как герой ощущает себя с помощью съемки, монтажа, цветокора и других деталей: цвета одежды героев, композиции, объективов.

При просмотре в глаза сразу бросается статичный и выверенный визуальный стиль, если сравнивать со съемкой первых двух сезонов «Во все тяжкие», когда камера почти постоянно тряслась для визуализации тревоги и напряжения.

Такой сериал не удастся смотреть вполоборота, пока готовишь обед на кухне. Каждый кадр — важная часть сюжета.

Сцена, которая рассказывает о герое за пару секунд

Обратите внимание на блондинку за столом
Обратите внимание на блондинку за столом

Кадр поставили так, чтобы на переднем плане было помятое мусорное ведро, а через пару сцен становится ясно, почему акцент сделали на нем — Джимми снимает злость, пиная его. Значит, он приходит сюда уже не в первый раз и получать отказы для него обычное дело.

Сцена, в которой нам показали отношения между героями без единого диалога

Джимми приходит и берет у Ким сигарету молча
Джимми приходит и берет у Ким сигарету молча

Когда Джимми приходит к деловым партнерам брата, за общим столом мы видим блондинку, но внимание на ней не акцентируется. Когда Джимми спускается на стоянку, нам без диалогов показывают, какие между ними отношения. Мужчина взял у нее сигарету изо рта, затянулся и вернул обратно. И мы сразу поняли — они встречаются. Курить одну сигарету на двоих — это довольно интимный процесс.

Отражение в очках

Абсолютно великий и уникальный: почему «Лучше звоните Солу» — шедевр 21 века
Джим Таковик смотрит старые пленки собственной рекламы 
Джим Таковик смотрит старые пленки собственной рекламы 

Повествование о жизни Джимми (его имя в «настоящем» Джим Таковик) после «Во все тяжкие» показывают в черно-белом цвете, но когда герой ностальгирует по прошлому — в его очках цветное отражение. Оно и ясно, ведь его «новая» жизнь неинтересная, а положение дел на грани отчаяния и безысходности.

Мороженое

Муравьи набежали на мороженое
Муравьи набежали на мороженое

Джимми роняет мороженое на тротуар, когда ребята из картеля находят его и заставляют сесть к ним в машину. Пока он решает их дела, попутно пытаясь отмазаться от такого внимания со стороны бандитов, муравьи облепляют лакомство со всех сторон. Когда герой возвращается обратно — его ожидает растекшаяся лужа с насекомыми. А он в это время невольно стал другом картеля, вляпавшись в огромные неприятности.

Перстень

Абсолютно великий и уникальный: почему «Лучше звоните Солу» — шедевр 21 века

Перстень на мизинце Джимми, который символизирует его «перевоплощение» в Сола Гудмана. Кольцо досталось от его лучшего друга, с которым они начали проворачивать авантюры.

Термокружка

Второму лучшему адвокату в мире
Второму лучшему адвокату в мире

Ким дарит Джимми термокружку с надписью "Второму лучшему адвокату в мире" и она идеально встает в подстаканник в его старой машине. Когда Джимми устраивается адвокатом в огромную серьёзную корпорацию, ему дают новую машину: чистую, стильную, мощную. Она подчеркивает его новый статус. Но подстаканник маловат — кружка никак не хочет туда поместиться. В итоге Джимми ломает подстаканник и ставит в него подарок.

За пару сцен зритель без слов понимает, что герой не чувствует себя неуютно на новом месте в такой должности. Именно тогда он понял, что хочет играть только по своим правилам.

Монолог из последней серии пятого сезона

Абсолютно великий и уникальный: почему «Лучше звоните Солу» — шедевр 21 века

Джимми пригласили проголосовать за школьников, которые борются за грант. Среди всех участников он выделил для себя одну девушку, которую никто даже не воспринимал всерьез, потому что несколько лет назад она оступилась и совершила кражу. Джимми ловит ее, когда она уходит домой и говорит:

— Они тебя не выбрали. Послушай, это неважно. Они тебе не нужны. Они не дадут тебе дорогу, и что? Сама возьмешь. И сделаешь все что потребуется. Слышь? Ты будешь нарушать правила, пойдешь своим путем. Сделаешь то, что не сделают они. Ты станешь умной, начнешь срезать углы и победишь. Они на 35 этаже? Ты будешь на 50. будешь смотреть на них сверху вниз. И чем выше ты поднимешься, тем сильнее они тебя возненавидят. Пусть. Пусть. Ты утрешь им нос, заставишь их страдать. Ты им не так уж важна? И что? И что? Да в жопу их. Запомни — победитель получает все.

Интересно, что в этой сцене мы почти не видим девушку, камера всегда направлена на Джимми. Это все он говорил не ей, а себе.

Цвета

Закон тут показывают синим цветом — все юристы носят синие пиджаки и брюки. Красный — цвет бандитских картелей. Когда Джимми находится на перепутье — его одежда фиолетовая. На постере последнего сезона Джим то ли снимает, то ли надевает полностью красный пиджак.

Но не визуальным повествованием единым

За юристом с подвешенным языком, готовым отмазать кого угодно за определенную сумму, почти комедийным персонажем в «Тяжких», скрывается непростая драматическая история. В нее зрителя погружают на протяжении шести сезонов.

«Лучше звоните Солу» трогает сильнее, запоминается лучше и в целом смотрится приятнее «Тяжких» благодаря трагедии Джимми, которую можно примерить на себя.

За Уолтером интересно наблюдать: мягкотелый учитель строит свою империю, делая ужасные вещи. Но порой его поступки так невыносимы, что хочется орать в экран: да прекращай ты уже это, кретин. Тогда как зритель может ассоциировать себя с Джимми.

В отличие от Уолтера, Макгиллом младшим движет не уязвленное непомерное эго, а жизненные обстоятельства. Для зрителя это понятнее на эмоциональном уровне: герой хочет стать успешным честным адвокатом и состояться в профессии, а главное — хочет признания старшего брата Чака — успешного юриста, сооснователя самой крупной юридической компании в Альбукерке.

Джимми делает для этого все возможное и даже невозможное. Но брат не признаёт успех Джимми несмотря ни на что. Чаку кажется, что брат не заслуживает ни быть юристом, ни уважения людей. Он ведь не ставит закон превыше всего.

Чак завидует Джимми его умению сходиться с людьми, чувству юмора, способностью подстраиваться под ситуацию так, чтобы обернуть ее в свою сторону. Старшему даже казалось, что любимчиком родителей был Джимми.

Чак не мог позволить себе относиться ко всему так же — за это и не сумел принять успехи брата. А потом даже подставляет, добиваясь отстранения младшего от адвокатской деятельности на год.

На протяжении всего сериала старший брат твердит: ты всегда был таким, ты вор, ты нечестный, ты плохой адвокат, ты родился с желанием нарушать закон. Джимми начинает в это верить, и идет по пути криминала, а потом становится другом картеля. Но Чак не видит, насколько Джимми добрый и заботливый. Да, он нарушает закон, но делает это, чтобы помогать тем, кто в этом нуждается. Уже потом, когда признания брата так и нет, а жизнь катится в тартарары, Джимми становится Солом.

Он примеряет на себя роль Сола Гудмана, и эта роль ему идет — он добивается высот. У него есть все: деньги, женщины, признание, самоуверенность. И это все, конечно, нужно Солу. А Джимми?

После побега Солу больно жить, скрываясь под маской Джима Таковика — заурядного работника «Синнабон» — скучного, серого, тихого. И поэтому он снова берется за старое и начинает обворовывать богачей, не чураясь даже воровством у человека, больного раком. Сол даже был готов убить беднягу ради денег. В этот момент герой и мы понимаем, что он опустился на самое дно, став обычным бандитом.

Любовный интерес

Сначала я считала, что если в сериале есть нечистый на руку адвокат, использующий для достижения целей незаконные ходы, то его любовный интерес — это непоколебимый голос разума, который будет спасать запутавшегося парня.

Как же красиво и с размаху Винс Гиллиган рушит представление об этом тропе, раскрывая Ким Векслер не только как человека, поддерживающего все планы Джимми, но и подливающего масла в огонь, становящимся инициатором некоторых авантюр. Она встает на сторону Джимми всегда, поддерживая любые его решения (даже те, которые она считает спорными). И уважает личные границы.

Лучший женский персонаж из тех, которых я видела. Когда люди слышат «сильный женский персонаж», с трудом могут сдерживать снисходительный смешок: кинематограф извратил это понятие героинями, которые нужны для одобрения аудитории из-за повестки.

Но Ким автономна, она отделена от Джимми, Ким справляется со всем с помощью собственных качеств и характера. Работает с Джимми в команде, принимает от него помощь, предлагает ему свою. И становится такой благодаря себе и тому, что хотела выжить в этом мире.

Ким берет ответственность за поступки на себя и имеет собственные желания: особенно хорошо это видно, когда девушка уходит с крутой должности адвоката в огромной корпорации, чтобы стать бесплатным адвокатом в суде и помогать людям, которые в этом нуждаются.

Про прошлое Ким мы знаем буквально по двум недолгим флешбекам из последнего сезона. Но даже по ним видно, каким она была человеком и как изменилась со временем: маленькая Ким не согласилась сесть в машину к выпившей маме, поэтому пошла пять километров с виолончелью за спиной.

Во втором флешбеке маленькую Ким поймали за воровством сережек в магазине. В кабинет охраны влетела запыхавшаяся мать, попутно отчитывая дочь и извиняясь за проступок. А когда девочки выходят из магазина, мама элегантно достает новенькие свежеспизженные сережки и вручает дочке. Их Ким будет носить большую часть сериала. Также именно мать сказала своему ребенку, что некоторые поступки могут оказаться безнаказанными.

Во взрослом возрасте Ким устраивает с Джимми невероятные авантюры для своего удовольствия, действительно оставаясь безнаказанной. Но мама оказалась не права — небольшая шутка, несерьезная подстава ради чувства отмщения влечет за собой непоправимые последствия. И теперь Ким с этим жить.

Шестая серия шестого сезона — одна из самых драматичных и печальных во всем сериале: создатели мастерски играют на наших чувствах — сразу после сложных слов о расставании и почти слез Джимми (да и моих, чего уж тут), нам сразу показывают Сола Гудмана, который просыпается с голой проституткой в кровати в шикарном доме, который он хотел купить для Ким. Я около часа испытывала полное опустошение после этого эпизода.

Персонажи в целом

Каждый из героев сериала интересный, живой, комплексный. У каждого раскрыта история и мотивация. Именно поэтому за ними так интересно наблюдать, а слезы сами льются из глаз, когда арка героев завершается их смертью. Некоторые смерти абсолютно сумасшедшие.

Создатели сериала оставляют нам возможность самим сформировать отношения к героям и ситуациям. Они не прописывают героев как абсолютное зло или добро, каждый — настоящий человек со своими приколами, страхами, целями, слабостями.

Завершение

В сериале больше тонкостей и других мелочей, о которых я не упомянула в тексте. Невозможно объединить все в одно видео эссе или лонгрид, этот сериал просто нужно посмотреть. 10/10 абсолютное величие.

Абсолютно великий и уникальный: почему «Лучше звоните Солу» — шедевр 21 века

Маша и ее пять копеек -- это моя телега, где я пишу про кино. На нее можно подписаться

6060
42 комментария

Лучше чем "во все тяжкие".

15

Факт. Джимми куда более интересный и неоднозначный герой, чем Уолтер.

12

1000 плюсов! Еще там часто бывали моменты, когда ты не понимаешь что делают герои, и только через 1-2 серии становится понятно - как в замочную скважину смотришь за жизнью людей, а не так, что тебе все показывают сразу. Концовка просто топ, эмоциональное опустошение просто на пару дней будешь чувствовать

10

Про Лало не слова - а ведь как тащит своей харизмой, чертяка усатый

7

Харизматичный, но местами слишком имбовый. Понятно, что Фрингу нужен был достойный антагонист, но Лало местами слишком уж непонятно выпутывался. Зато оттого хотелось кричать "да наконец-то", когда его кончили.

3

Насколько Скайлер была бесячая, настолько Ким клёвая :) и Скайлер в жизни не любила Уолта как Ким любила Джимми :)

Я не могу пронумеровать по значимости но Breaking Bad, Better Call Saul, The Sopranos, The Wire, The Deuce, House MD лучшие драматические сериалы что я видел, и они даже 20 лет спустя все так же будут отлично смотреться , но каждому своё, кому мало экшена, кому то ещё чего, медленный темп не всегда плохо как по мне.

7

Заход, что лучше, чем «Во все тяжкие» не сняли - тот ещё вброс конечно. Он временами просто скучный и явно не для всех. Поначалу сильно затянуло, но на втором или третьем сезоне дропнул.

6