Визуальные Новеллы для начинающих или Как я полюбил читать

Achtung! Данная статья сильно базируется на персональных предпочтениях автора и может не соответствовать реальности. Кроме того, она ориентирована на людей не знакомых с визуальными новеллами или только начинающих свое знакомство. И прожженным любителям ВН будет малоинтересна.

Настало время поговорить о Визуальных Новеллах или, для краткости, ВН. Этот вид художественных произведений мало известен нашему читателю и это я попробую исправить. А так как Визуальные Новеллы дело сложное, изначально Японское, то писать о нем надо много. Стена текста инкаминг.

Что это за штука такая, Визуальная Новелла? Ответ лежит в названии. Новелла, сиречь литературное произведение, но Визуальная, то есть помимо текста присутствуют и визуальные элементы. Если проще, то ВН - интерактивная, или нет, компьютерная книга, повествование в которой ведется не только и не столько через текст, но и через изображения, будь то задники или рисунки участвующих персонажей. Не стоит путать Визуальные и Графические Новеллы. Последние - это такой вид комиксов, но сегодня разговор не о них.

Как все это началось

Давным-давно, по меркам интернета - тысячи лет назад, в 1983 году, в стране восходящего солнца вышла игра Portopia Renzoku Satsujin Jiken за производством компании Enix.

Вот так выглядела Portopia Renzoku Satsujin Jiken
Вот так выглядела Portopia Renzoku Satsujin Jiken

Это была детективная история, где игрок от лица героя расследует вымышленные убийства в перспективе первого лица. По тем временам игра была довольно революционна, так как присутствовал довольно крепкий сюжет, нелинейность прохождения, различные варианты диалогов, свободное перемещение и прочие навороты, к которым уже привыкли в наше время, но тогда все это вот было в новинку. А еще в игре было много, очень много текста. И именно от этого произведения, по мнению большинства, начинается генеалогическое древо Визуальных Новелл. Потому уже будут EVE Burst Error, YU-NO, Fate/stay night и прочие знаковые вещи, но началось все именно здесь.

Из чего состоит ВН и с чем ее едят

Итак, с происхождением мы немного разобрались и настало время поговорить об устройстве ВН. Основная часть процесса “игры” в визуальною новеллу состоит из чтения текста, множество его. Выглядит это все примерно так: на экране мы видим некое изображение, показывающее нам текущее место действия. Поверх него наложены изображения персонажей, которые присутствуют в повествовании в данный момент. А внизу расположено окно, в котором идет текстовая часть. Но иногда окно может быть не внизу, а сбоку (привет, классический японский способ письма), или вообще накладываться поверх всего экрана и быть полупрозрачным.

Типичный геймплей ВН
Типичный геймплей ВН

В большинстве случаев игрок ставит себя на место главного персонажа ВН, от лица которого и идет повествование. Хотя есть случаи и более шизофренического характера: когда главных персонажей несколько, или мы смотрим на некоторую часть истории из глаз побочного персонажа или вообще от третьего лица, наблюдая со стороны.

Время от времени чтение будет прерываться различными выборами, будь то ответы в диалогах или вариантах дальнейшего действия. Но не всегда, но об этом всем позже. Так вот, именно эти выборы влияют на дальнейшее развитие сюжета. Повернет ли персонаж на перекрестке налево или направо? Бросится спасать котенка из под колес машины или будет наблюдать со стороны? Ответит ли на внезапное признания девушки или прикинется шлангом? От этих вот выборов и строится одна из сильных сторон ВН.

Кстати, говоря о сильных сторонах…

Чем эти ваши ВН выделяются на фоне аниме или манги

Ну, начать все-таки следует с того, что ВН ближе к книгам, чем к любому другому виду медиа. Да, они основаны, в большинстве своем, на японской индустрии развлечений и имеют много общего с аниме и мангой. Но именно книги ближе всего, новеллы все таки.

Несмотря на то, что большая часть нарратива подается через текст, это не единственный способ. Для создания сюжета и атмосферы также используются другие инструменты, которые есть в арсенале ВН. Можно потратить два - три абзаца на нужное описание окружения, но в ВН это делается гораздо проще: через демонстрацию этого окружения посредством визуального и звукового ряда. Вот тебе дремучий лес, где через кроны деревьев едва пробивается лучик солнца. Хоп, изображение на экране изменилось, добавили звуки моторов машин, шагов прохожих и прочих звуков большого города и мы уже на шумной городской улице, где не протолкнутся от людей, а какофония звуков заглушает все вокруг. Комбинация текста, картинки и звука создают довольно глубокую атмосферу и способствуют погружению в повествование. К атмосфере добавляет и музыка, соответствующая сцене на экране, и игра актеров озвучки, так как одну и туже фразу можно произнести совсем по разному, дав ей совсем другую эмоциональную окраску. В этом смысле ВН заимствуют многое от кинематографа, где визуальная и аудио часть используется на полную.

Э — эстетика
Э — эстетика

Но это еще не все! Я даже не начал рассказывать о самых интересных и уникальных нюансах. Самая важная часть ВН, выделяющая их среди других - интерактивность. Возможность игрока принимать решения, от которых меняется дальнейшее развитие сюжета, очень сильно повышает погружение. А учитывая, что зачастую бывает несколько концовок, то новеллу можно перечитывать несколько раз. Да что я говорю, часто ее нужно перечитывать несколько раз, так как только получив все возможные концовки можно полностью узнать весь сюжет, разгадать все тайны и наконец узнать, с кем будет главный герой.

Именно эта интерактивность, сплав визуальной, звуковой и текстовой составляющих, и формат игры делают Визуальные Новеллы такими уникальными. А еще можно поговорить об отдельных нарративных приемах, которые возможны только в этом формате. Вы прочитали новеллу один раз и начали читать ее снова, а информация, полученная вами после первого прочтения, позволяет видеть много новых деталей, которые были незаметны при первом прочтении. И сама игра позволяет вам делать новые выборы, новые варианты диалогов и принимать новые решения, так как вы, как читатель, уже обладаете нужной информацией для принятие таких решений, которые были невозможны при первом прочтении. И таких приемов множество.

ВН прекрасны, но…

До этого я говорил о том, как прекрасны и удивительны ВН, но это не значит, что они лишены недостатков.

Самый большой недостаток лежит в самой природе ВН. Текст. Тысячи его. Большинство новелл содержат в себе огромное количество текста, сравнимое с большой книгой или даже серией книг. А некоторые из них способны переплюнуть по объему Властелина Колец или Библию с комментариями. И если человек не любит читать, то медицина тут бессильна.

Второй основной недостаток происходит из первого. Огромные времязатраты на чтение. В среднем, при скорости чтения выше школьного уровня, прочтение одной ВН занимает около 30+ часов. Есть конечно и короткие произведения, которые укладываются в 2-10 часов, но есть и мастодонты, для полного прочтения которых и 120 часов будет мало. Нет, время можно сократить, пропуская озвучку диалогов и срезая углы максимально остро, но в чем смысл такого чтения ВН? Соревнование на скорость? Зачем мы здесь? Чтобы страдать?

Стена текста, как она есть
Стена текста, как она есть

Третья проблема. Большинство ВН ориентированы на подростков и около этого возраста. Не стоит ждать невероятного уровня текста и сложных философских сюжетов в основной массе произведений. Нет, конечно есть отдельные случаи, когда ВН может на равных побороться с серьезной литературой в грязи или даже быть на голову выше. Но гораздо чаще нас ждет несложное произведение для молодежи.

Недостатком четвертым, немного субъективным, будет то, что большая часть ВН строится по канонам Аниме и Манги. Со всеми вытекающими оттуда шаблонами и прочими прелестями, такими как фансервис. И это может вызвать отторжение у некоторого контингента, "аниме для лохов", вот это вот все.

Пятый пункт в этом списке больше свойственен для русскоязычного читателя, но задевает и носителей других языков, отличных от лунного. Доступность и перевод. Большая часть новелл не была официально переведена, даже включая различную классику. А те переводы, что есть, обычно ограничиваются английским и китайским языками. Конечно, есть фанатские переводы, как на английский, так и на великий и могучий, но в среднем они сомнительного качества, а в крайних случаях могут быть на уровне раннего фансаба. “Обоссы меня Господь”, “У нее нет агенства”, “Кейкаку значит План” и прочие перлы, ставшие широко известными в узких кругах.

Если вас не отпугнуло все перечисленное выше, то добро пожаловать в мир ВН. Вы не пожалеете, так как среди куч мусора есть исключительные самоцветы, стоящие на голову выше многих произведений современной литературы.

Сорта ВН

Вот и настало время поговорить о различных видах и жанрах Визуальных Новелл.

Среди всех возможных видов ВН в первую очередь я хочу выделить Кинетические. В них отсутствует ветвление сюжета, выборов в процессе чтения либо нет совсем, либо их мало и они не влияют на дальнейший сюжет, а только немного изменяют повествование. Именно они ближе всего к книгам, так как интерактивность практически отсутствует. Отсутствие выборов часто компенсируется более сильным нарративом и сюжетом. Самые известные представители этого типа ВН - Higurashi и Umineko, очень сильные произведения в своей нише.

Другой вид ВН, который выделяется на фоне остальных, так называемые Гибридные. В них, помимо стандартных выборов, присутствует и более глубокий геймплей. Это может быть решение головоломок, как в 999, или пошаговая тактическая стратегия с элементами РПГ, как в серии Utawarerumono. Не стоит путать Гибридные ВН с играми с элементами ВН. В гибридах часть ВН, которая про чтение, составляет большую часть. Геймплей обычно идет в пропорциях от 1 к 3 до 1 к 6 и в редких исключениях 1 к 1. В играх с элементами ВН нам просто дают короткие вставки в стиле новеллы между, собственно, процессом игры.

Гемплей Utawarerumono
Гемплей Utawarerumono

С выделяющимися видами ВН по игровому процессу мы закончили и постепенно переходим к различным жанрам.

И начнем мы с пожалуй самого печально известного жанра ВН - симулятора свиданий. Кто-то может выделят их в отдельный вид игр, и будет в чем-то прав, но я все таки отношу их к ВН. Весь сюжет строится, как следует из названия, вокруг одного главного героя и нескольких девушек, или не только девушек, не важно. Почти всегда есть некоторая механика набора очков, на основании которых и базируется финал игры, с кем будет встречаться главный герой и прочее. Также часто есть различные элементы геймплея, включающие в себя тайм-менеджмент, прокачку характеристик главного героя и еще куча всего. Сюжет в ВН подобного жанра обычно довольно прост и строится исключительно вокруг этих самых свиданий. Не стоит путать симуляторы свиданий с жанром “романтика”. Последний включает в себя первый, но сюжет в романтических ВН гораздо сильнее и сложнее.

Следующими идут Никигэ (Nukige) Эти ВН строятся вокруг (о боже, как можно, тут же дети!) эротического контента. Сюжет и раскрытие персонажей, если оно вообще есть, вторичны и служат основанием для сцен эротического содержания. Да-да, сэкс. Такие ВН обычно довольно коротки и незамысловаты, но есть и исключения. Примеры я приводить не буду, сами найдете.

А теперь Отомэ (Otome), жанр ВН направленный в первую очередь на женскую аудиторию. Да, даже девочки читают ВН. В этом жанре главный герой девушка, а сюжет строится вокруг их отношений с одним или несколькими мужскими персонажами. Их также часто называют реверсивным симуляторами свиданий. Примерами этого жанра могут служить Collar x Malice и Ken ga Kimi.

Стоит отметить, что не все ВН для девушек попадают под этот жанр, есть и другие, например Яой.

Для девочек
Для девочек

Накигэ (Nakige). Несмотря на схожесть названия с Никигэ, путать их не стоит. Этот жанр ставит своей задачей вызвать у читателя сильный эмоциональный отклик, надолго оставаясь в памяти. Плохо сдерживаемые рыдания по желанию.

Если использовать описание из Википедии, то будет примерно так: Накигэ использует простую формулу, с комедией в первой половине, трогательной романтикой в середине, следующим за ним трагически расставанием и эмоциональным воссоединением в конце. Высокая эмоциональность сценария вызывает привязанность к персонажам и надолго запоминается после прочтения. Яркими представителями этого являются почти все работы студии KEY, новеллы Baldr Sky, Steins;Gate и EF.

Вы думали Накигэ печальные и грустные? А вот и нет. Настоящее отчаяние в жанре Утсугэ (Utsuge). Именно в этом жанре содержится квинтэссенция депрессии. Никакого счастливого конца, ни помощи, ни надежды. Только тлен и мрак.

Хотя они и схожи с Накигэ, но различия есть и они важны. Если в Накигэ все начнется с школьной романтики, в середине главная героиня внезапно серьезно заболеет и выздоровеет только в самом конце, то в Утсугэ та же главная героиня будет больна с самого начала, всю историю будет страдать и умрет в конце. Такие дела.

Хорошими примерами Утсугэ служат Kimi ga Nozomu Eien и Narcissu. Я очень не рекомендую этот жанр людям с нестойкой психикой, так как он действительно может пошатнуть крышу.

Б —боль
Б —боль

Помимо перечисленного выше, в Визуальных новеллах есть очень много жанров и поджанров, но описание их всех займет слишком много времени. Истории есть на любой вкус и возраст, начиная от романтической комедии и заканчивая ужасами и драмой. Детектив, научная и не очень фантастика, фентези и многое другое.

ВН, о которых стоит знать

Тут я буду говорить о новеллах, которые либо оказали значительное влияние на развитие жанра, либо стали классикой, либо и то и другое. О Portopia Renzoku Satsujin Jiken я уже говорил в начале, так что ее пропускаем.

EVE Burst Error (1995)

Визуальная Новелла, выпущенная HimeyaSoft Inc. Одной из первых использовала многоуровневый нарратив с двумя протагонистами, мужчиной и женщиной, предлагающими разные перспективы на одну и ту же историю. Также присутствовала уникальная на то время система, позволявшая переключаться между протагонистами в процессе чтения. Часто переключаться было необходимо для взаимодействия между двумя главными персонажами. Повествование с множественной перспективой впоследствии использовался во многих более поздних новеллах, таких как Fate/stay night (2004) и 428: Shibuya Scramble (2008).

YU-NO: A Girl Who Chants Love at the Bound of this World (1996)

Визуальная Новелла в жанрах научная фантастика и романтика, выпущенная ELF Corporation. Использовала концепты из научной фантастики, физики, математики, философии, истории и религии. История строилась вокруг перемещения между параллельными мирами. Первая использовала древовидную систему, позволяющую игроку отслеживать различные разветвления сюжета. Имеет несколько аниме адаптаций.

В 2017 году компанией 5pb. был выпущен ремейк с обновленной графикой и сюжетом.

Higurashi no Naku Koro ni / When They Cry (2002)

Кинетическая ВН в жанрах детектива и ужасов, выпущенная 07th Expansion. Бессмертная классика в своем жанре, была множество раз перевыпущена на различных платформах. В первом выпуске использовались рисунки автора сюжета, которые были весьма специфичны. Разделена на несколько отдельных игр, называемые главами, которые формируют две части. В первой выстраивается основная тайна истории, а во второй находятся все ответы на вопросы первой части. В каждой главе, помимо повествования от лица одного из персонажей, присутствовали "улики", небольшие побочные статьи и заметки, в которых содержалась информация, дополняющая основную историю. Имеет аниме адаптацию.

Fate/stay night (2004)

ВН в жанре городского фэнтези, выпущена компанией Type-Moon. Вы могли никогда не слышать о Визуальных Новеллах, но вы скорее всего слышали о серии Fate, и это не удивительно. Является культовой среди поклонников ВН и имеет огромное количество продолжений, адаптаций, спин-оффов, игр и прочего сопутствующего материала. Оказала огромное влияние на развитие качества нарратива в жанре в целом. Также стоит упомянуть большое количество концовок, в основном плохих, и отвратные постельные сцены.

Clannad (2004)

Новелла в жанрах романтика и драма за производством студии Key. Пожалуй, самая известная новелла в жанре Накигэ, иногда переходящем в Утсугэ. Имеет аниме адаптацию и множеств спин-оффов.

Трилогия Muv-Luv (2004 - 2006)

Культовая серия новелл в жанрах романтика, военная драма и меха, выпущенная компанией Age. Состоит из трех частей: Extra, Unlimited и Alternative. Последняя часть имеет самый высокий рейтинг среди всех ВН по версии сайта VNDB. Помимо очень сильного сюжета, выделяется почти полным отсутствием описательной части, окружение и действия показываются через изображения и анимацию, а в текстовом формате идут только прямая речь и мысли персонажей. Также стоит отметить уникальный движок, который и сейчас смотрится хорошо, а в то время казался черной магией. Имеет множество продолжений.

Маву-Раву
Маву-Раву

Серия Science Adventure (2008 - 2019)

Серия ВН в жанрах научная и не очень фантастика, триллер и детектив, выпущена компаниями 5pb. и Nitroplus. Включает в себя следующие новеллы:

Chaos;Head (2008)

Steins;Gate (2009)

Robotics;Notes (2012)

Chaos;Child (2014)

Steins;Gate 0 (2015)

Robotics;Notes DaSH (2019)

Все произведения связаны одним сеттингом, зачастую имеют отсылки друг на друга или являются прямым или непрямым продолжением или даже мидквилом. Некоторые из частей серии имеют адаптации или спин-оффы.

Kyokugen Dasshutsu 9-Jikan 9-Nin 9 no Tobira, 9 Hours 9 People 9 Doors, 999 (2009)

Гибридная визуальная новелла с элементами головоломок в жанре психологический триллер, выпущена компаниями Chunsoft, Regista и Spike Chunsoft. Использовала большое количество 3D графики, в комбинации со стандартными изображениями. Имеет два сиквела.

Katawa Shoujo (2012)

ВН, разработанная любителями из группы Four Leaf Studios. Известна как одна из самых успешных работ, выпущенных не профессионалами. Сюжет строится вокруг девушек с различной степенью инвалидности.

Kimi to Kanojo to Kanojo no Koi, Totono, YOU and ME and HER: A Love Story (2013)

ВН в жанрах романтика и драма, выпущена компанией Nitroplus. Известна, в первую очередь, насилием над четвертой стеной и очень любопытными взаимодействиями с читателем.

Визуальные Новеллы для начинающих или Как я полюбил читать

Конечно можно перечислить еще много чего, но я пожалуй остановлюсь на этом списке.

С чего стоит начать знакомство с ВН

Многие заинтересовавшиеся в Визуальных Новеллах часто задают вопрос “С какого произведения стоит начать ознакомление?”. Именно на этот вопрос я попробую ответить в этой части.

Одной из рекомендаций будет упомянутая выше Katawa Shoujo. Из плюсов можно назвать бесплатность (если вам не понравилось, вы ничего не потеряли, кроме времени), официальный перевод на множество языков, включая русский, и умеренную продолжительность в 20-30 часов.

Второй моей рекомендацией будет серия игр Gyakuten Saiban или также известная как Ace Attorney. Это гибридная новелла в жанре судейского детектива (в котором основная кульминация, когда преступника разоблачают, происходит в суде). Плюсами в этом случае будут: наличие геймплея, который не даст заскучать читателю, и стилистике, далекой от типичного аниме и манги, если читатель не очень хорошо знаком с таким видом медиа.

Час Суда
Час Суда

А если говорить об общих рекомендациях, то я бы советовал начинать с небольших произведений, особенно если вы не читали больше количество текста с экрана, а то глаза могут выпасть. Или можно начать с гибридной новеллы, перерывы между чтением в виде игровых вставок помогут не упасть лицом в клавиатуру и не уснуть.

Адаптации Визуальных Новелл

Как я писал выше, у многих ВН есть адаптации. Чаще всего это аниме, но может быть и манга, или даже настоящая, бумажная книга. И из этого у людей, не знакомых с жанром, часто возникает вопросы вида “С чего лучше начать знакомство с произведением? С аниме или манги? Или все таки с оригинала?”.

Ну, момент в том, что для начала следует учесть особенность японского рынка развлечений. В подавляющем большинстве случаев адаптация является рекламой оригинала, будь он новеллой, книгой или еще чем-то. Так что полного представления о произведении адаптация не даст. Стоит также учесть и проблемы формата. Очень сложно уместить новеллу длительностью в 50+ часов в 12 или даже 24 серии аниме, не превратив повествование в что-то скомканное и малопонятное. Не идет на пользу и нелинейность повествования. Адаптация ветвящегося нарратива та еще задача.

Так что да, в 90% случаев адаптации значительно уступают оригиналу. Нет, есть конечно и удачные случаи, тот же аниме Steins;Gate. Но даже в этом случае оригинал выигрывает в глубине, раскрытии сюжета и персонажей.

Стоит также упомянуть об обратном варианте, когда Визуальная Новелла сама является адаптацией другого произведения. Самые известные это Angel Beats!, где оригинал - аниме, или Schwarzesmarken, оригинал которой - книга.

Мифы и предубеждения

Вокруг жанра Визуальных Новелл есть много мифов, но я бы хотел поговорить от трех основных.

Визуальные Новеллы для детей.

И да, и нет. Да, весьма значительная часть рынка направлена на молодого читателя, в основном подростков. Но нет, есть произведения, которые я бы не рекомендовал лицам младше 18 лет. И дело даже не в наличии эротики (закатываем глаза) или крови и кишков. Просто темы и сюжеты этих произведений направлены на более взрослую аудиторию и подросткам такие вещи будут не интересны. Это все напоминает спор “Комиксы/мультфильмы только для детей!”. Нет, не только.

Визуальные Новеллы - это порнография.

Эм… Я уже писал выше, что есть отдельный жанр, который фокусируется на эротике. Как в кинематографе или любом другом виде медиа. Но в массе своей ВН не являются порнографией. Да, во многих ВН есть постельные сцены, но они либо являются логичным продолжением романтической линии, или, в худшем случае, обусловлены негласными правилами рынка, как в той же первой версии Fate/stay night.

Являются ли Визуальные Новеллы играми или нет?

Это сложный вопрос. Но я склоняюсь к тому, что ВН - игры. Да, уровень интерактивности ниже, чем в тех же шутерах, но он есть. И это позволяет их характеризовать как игры, или даже комбинацию игр и книг.

Заключение

Если вы дочитали до этого момента, то все хорошо, с чтением ВН у вас проблем не будет. Или нет.

А в заключения я хочу сказать, что Визуальные Новеллы - уникальный вид искусства, сочетающий в себе сильные (и слабые) стороны многих других. К сожалению, он не очень популярен и знаком большинству только поверхностно.

На данный момент этот жанр развивается и адаптирует новые художественные и технические приемы. Например AI: The Somnium Files, вышедшая совсем недавно, полностью 3D. Или последняя новелла студии minori, Trinoline, активно использует технологию Live2D. Кроме того не только Япония начала выпускать ВН и их производство набирает обороты.

С другой стороны, рынок ВН за пределами Японии заполнен тысячами тысяч любительских работ, уровень качества которых чуть ниже плохого фанфика. А рынок ВН в Японии начинает тихо умирать. Крупные компании банкротятся,та же закрывшаяся недавно minori, продажи падают, разработчики и писатели уходят в другие проекты.

Стоит также упомянуть проблему пиратства, которое составляет ужасные 80%.

Визуальные Новеллы находятся сейчас в непростом положении. Но я надеюсь на лучшее.

Читайте хорошее. Будьте классными.

135135
191 комментарий

Ладно, я понимаю, откуда ноги растут у срачей о "си" и "ши". Но какая религия вам мешает использовать совершенно адекватное русское "цу"?

15
Ответить

А ещё часто используют "йо" вместо "ё". Это вообще за гранью здравого смысла.

10
Ответить

Поливанов.

Ответить

Виабу головного мозга.

1
Ответить

Тсушима

Ответить

вк комменты закрыты. в советы, да и вам бы попробовать обязательно - серию Infinity: 
never7 -The End of Infinity-
ever17 -The Out of Infinity-
remember11 -The Age of Infinity-

15
Ответить

а от нитроплюс можно посоветовать короткий киберпанк: Kikokugai - The Cyber Slayer

6
Ответить