Что означает суицид персонажей в классических произведениях?

Ведь, когда в книге совершается нечто подобное, читатель не воспринимает этот момент как реальный, за который можно было бы осуждать. Ведь классики никого просто так не убивали в своих произведениях. Смерть всегда что-то означала. Может, она выступала как конец или начало чего-то. Может, это было важно и нужно не только и не столько для действующих лиц, которые умерли, сколько для тех, кто продолжил жить. Ну, вот Анна Каренина бросилась под поезд - суицид чистой воды, и её гибель, по счету, никого не изменила в лучшую сторону. Ну отплакали Анну и забили болт на неё. В финале вообще все закончилось линией Лёвина и Китти, которая шла параллельно истории Анны. Возможно, это было сделано Толстым для контраста между истинной и христианской любовью в понимании писателя - тихой и скромной, и обычной страстью, наделавшей шуму на весь мир, но любви в том не было. Анна Каренина невольно увела Вронского у Китти на балу (в первоисточнике так все и было), да и сам Вронский аля Печорин, легко играл чужими чувствами. Однако, типичной лав-стори с изменами и суицидом "Анну Каренину" не назовёшь, всегда есть нечто большее.

Ну, а ради чего тогда утопились Катерина из "Грозы" Островского и бедная Лиза Карамзина? Их смерть тоже ни на что не повлияла. В первом случае самодурство как было, так и осталось неизменным, во втором - Эраст мог другую крестьянку на деньги развести и бросить....Или "Русалочка" Андерсена.... Все знают сказку как типичную лав-стори с бесконечными страданиями главной героини, безответно влюбившуюся в Принца, однако это не так. Русалочка в оригинале показана абсолютно одинокой, она не исследует окружающий мир, не собирает сокровищ с затонувших кораблей, у нее нет закадычного и пугливого друга в лице рыбки Флаундера или дельфинёнка Фритца/Фрика. Из всех развлечений - лишь сад в виде Солнца, погружение в мечты и грёзы, да статуя мраморного мальчика в саду. К тому же, героиня хочет стать человеком не только потому, что ее тянет к Принцу, а еще и потому, что только у человека есть бессмертная душа.

У русалок, а точнее - Морских Дев - нет бессмертной души вообще - они после смерти превращаются в морскую пену. Чтобы обрести бессмертную душу, Русалочка готова на страдания и лишения - когда ей приходится ходить, у неё ноги кровоточат, и не просто лишается дара речи, а ей в буквальном смысле без наркоза язык отрезают! И во рту жгучая боль, и зелье обжигало хуже серной кислоты, и при трансформации в человека она потеряла сознание. Но не учла Русалочка главного, о чём ей завуалированно сдуру проболталась её Бабушка, откуда-то знавшая религию людского мира: чтобы достичь блаженства в Раю, мало просто охмурить понравившегося кавалера и добиться взаимности чувств, что та неудачно и пыталась сделать, необходимо было ещё и в церкви Таинство Венчания провести, и тогда частица бессмертной души перейдёт к главной героине.

Но даже это Русалочке не светило - она была далеко не набожна, как та Принцесса, которая почему-то воспитывалась именно в монастыре, а не во дворце в окружении гувернанток, и выходила спасённого Принца. В финале Русалочка оказалась меж двух огней: либо уголовщина на почве ревности, чтоб вернуть себе хвост и 300 лет жизни, либо - смерть при восходе солнца. Русалочка совершила суицид, бросившись с корабля, а дальше уже Солнце сделало своё дело - превратило в пену тело. Но, как ни странно, смерть Русалочки оказывается путем к бессмертию. За отрезанный язык и ноги в крови, а также душевные метания ей полагается плюс к карме, а вот спасение утопающего почему-то не учитывается. Русалочку встречают Дочери Воздуха, сильфиды то бишь, которые, казалось бы, ни к христианству, ни к самой героине не имеют никакого отношения. И они дают героине второй шанс на обретение души!

И другой вопрос, КАК это все адекватно преподнести подросткам и детям, чтоб они не восприняли это как пропаганду - веди себя, как дурак, дойди до крайности и отыщи легкий выход из проблем - убей себя! И ради чего тогда родился и жил?!

44
42 комментария

Зачастую суицид в классической литературе подается как акт бунта — против общественных устоев, мироустройства, и, конечно же, Бога. Но бунт естественно символический, никаких реальных перемен он принести не может. Это своего рода заявление (автора или персонажа) о том, что с этим миром что-то не так.
Как отвадить ребенка от суицида вопрос сложный — было бы легко, "Эффекта Вертера" не существовало бы. Я для себя сформулировал аргумент против самоубийства так: пускай жизнь может быть и отвратительна, кроме нее у нас ничего нет. Ничего лучше ты взамен не получишь. И прекращение страданий — странный довод в пользу. По-моему, небытие, отсутствие сознания, твоего "я" намного страшнее страданий.
Извиняюсь за много букв, что-то меня понесло

8

Самоубийство это постоянное решение временных проблем.

Жизнь в сплошных страданиях - садомазохизм какой-то.

Ну заявил он, и что? Что-то изменилось иль легче кому стало? Нет.

Я так понимаю, концепция харакири автору в принципе не понятна)

5

Со мной многие не согласятся, но для того, чтобы перебороть инстинкт самосохранения нужна хорошая сила воли, ну или нужно находиться в жёстком психозе или вроде того.

Btw, любил в студенческие годы "Страдания юного Вертера" даже больше, чем "Фауста"...

1