Как Оксимирон пытался перевернуть игру

Помните русский рэп начала десятых? Скорее всего помните. Еще достаточно молодой, но уже достаточно популярный Баста под разными псевдонимами получает огромные продажи альбомов, Гуф уже несколько лет читает про наркотики и Москву, сохраняя внимание слушателей, Каста уже третье десятилетие остается очень важным коллективом на русскоязычной рэп-сцене, Нойз остается скандальным артистом, балансирующим между рэпом и роком, а Гарри Топор и Тони Раут еще не поехали в бесконечные туры, оставаясь подающими надежды питерскими рэперами. Хорошее время? Возможно, но считали так далеко не все. Как раз недовольство положением вещей заставило Оксимирона с Шокком взять на себя роль антагонистов русского рэпа. И сейчас мы попробуем вспомнить последнюю попытку старого Мирона пойти войной против всего жанра.

В какой реальности живет Мирон как раз на момент начала нулевых? Мирон буквально всю сознательную жизнь в эмиграции, что было едва ли не основной составляющей его треков, половина из которых как раз про то, что он чужой там, где он есть. Сам Мирон рос на немецком и британском рэпе, куда более техничном, чем русский рэп тех же времен, из-за чего русский рэп в его глазах куда слабее всего, что он знает. При этом еще недавно он учился в Оксфорде, где сам Мирон был не самым глупым, но находился на своеобразном дне, принижаемый всеми остальными, из-за чего Мирон обижен чуть ли не на весь мир. И именно при таких обстоятельствах Мирон писал свой первый альбом - Вечный Жид.

Oxxxymiron - Вечный Жид

Что же из себя представляет альбом? Не поверите, но альбом - смесь всего того, о чем я писал выше. Это эмигрантские баллады, ненависть к русскому рэпу с демонстрацией того, как по его мнению нужно делать рэп, и огромное количество обиды на весь окружающий мир. При этом Мирон на альбоме буквально говорит "Смотрите, как надо", максимально выёбываясь с рифмовкой, фастфлоу и отсылками в текстах треков. На тот момент Мирон перебарщивал, и ему часто предъявляли как оппоненты на баттлах, так и различные стримеры, что у него часто встречаются рифмы ради рифмы, периодически доходящие до абсурда, и отсылки к литературе, которые поймут полтора человека, но это выгодно выделяло Оксимирона. На русской рэп сцене и до него были крутые текстовики, в чьих треках легко находятся интересные образы и качественный сторитейлинг, но Оксимирон был не про это. Будучи филологом по образованию, Мирон отлично понимал, как работает язык и все его составные части, его текста фонетически очень хорошо работают, что в первую очередь касается именно рифмовки. Это серьезно поднимало качество треков, но из-за того, что сам Мирон полностью забивал на мелодичность собственных треков, звучат они всё же хорошо, но не как что-то особенно выдающееся.

Но это детали, а что по содержанию? А по содержанию здесь всё то, о чем я писал выше. Вечный Жид был в первую очередь срезом эмигрантской жизни конца нулевых. По большому счету на этом альбоме эмигрантское творчество Мирона и заканчивается. В теории, Мирон, уехавший из России, может заниматься им и сейчас, но такие строки, как "Всё своё с собой — бродяга шагает налегке", "Мне не ближе дети Иакова, Я изгой везде, ненавижу всех одинаково", или "Я ночевал по сквотам, кочевал автостопом, Сворачивал с дорог и поворачивал на тропы" будут звучать смешно от человека, еще 6 лет назад говорившего, что Форбс и РБК спорят, сколько он заработал. Но тогда для Мирона были другие времена. Вечный Жид был написан молодым и озлобленным парнем, чей пик - бар на пару десятков человек, но никак не мировой тур. Про нищету и низы читает каждый второй рэпер, особенно в те времена, но именно добавление в это элементов жизни вдали от родины, где ты всегда чужой, добавляет уникального колорита, которого не найти у других.

Помимо этого в альбоме есть место экспериментам. Вспомнить только CCTV, повествующий о всесильном существе, которое следит за всеми, но ничего не видит, а потому не вмешивается ни во что, даже если без этого вмешательства чья-то жизнь оборвется. У Мирона через пару лет будет трек HPL, являющийся буквально Лавкрафтовской историей под бит, но именно CCTV является самым Лавкрафтовским треком Мирона. Или В Бульбуляторе, пугающий и пропитанный паранойей трек, рассказывающий о том, как одно употребление наркотиков в подростковом возрасте спустя почти пятнадцать лет откликается в сознании Мирона образом убитого и разлагающегося хомяка.

Oxxxymiron - Вечный Жид

Но в чем же заключалась попытка переворота игры, о которой я писал в заголовке? В том, что Мирон пытался разбить весь образ русского рэпа тех времен, показав при этом, что рэп на русском может звучать лучше. "из протеста вник В русрэп, сказав: «Я буду здесь вместо них»". Это была позиция Оксимирона, которую он транслировал в своем творчестве. Он хотел разрушить каноны, убрать со сцены тех, кто по его мнению не заслуживал своего места, и встать на их место. Сделал ли он это? Только третье. Альбом не дал такого буста, как баттлы с Джонибоем или Гнойным, его влияние на карьеру Мирона не сравнимо с Горгородом, но он был замечен. Альбом получил ряд наград, сам Оксимирон был признан. Уже спустя полгода он читал "Год назад я сидел на скамейке в общественном парке, На углу Beckton и Barking, Думал, как из Англии выйти пешкою в дамки, К верху иерархии, я себе всё это накаркал". Но мог ли он сбить с пьедестала тех, тех, кто там был в это время и изменить каноны жанра? Сказать сложно. С одной стороны, сам Оксимирон своим творчеством ломал карьеры людей в будущем, да и в целом такие примеры были на русской сцене. Однако, примеры те были единичными. Возможно, Мирон мог серьезно ударить по имиджу какого-то крупного рэпера тех времен, но не всех сразу, и это повредило бы самому альбому. Изменить каноны жанра? Тоже возможно. В русском рэпе позже были примеры, когда один исполнитель ломал устои, меняя требования и нормы допустимого, но делал это не Мирон. Однако, Вечный Жид сделал именно то, что должен делать первый альбом - он заявил об Окси. Про него узнали, он получил прирост аудитории и открыл новые возможности для создания творчества, что куда важнее переворота игры или обрушения чьей-то карьеры.

77
22 комментария

Комментарий недоступен

4
Ответить

Полностью согласна, не понимаю, почему это популярно.

1
Ответить

Реп для долбоебов

3
Ответить

Ну вот, мидлрид про игры.

2
Ответить

Столько стараний ради того, чтоб в итоге потом собирать бутылки за Мэддисоном.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить