Невозможно оторваться: впечатления от Manor Lords

Средневековая экономика ещё никогда не была такой увлекательной.

Впервые про игру я узнал из календаря релизов на сайте PC Gamer. А потом нашёл новость, что она побила рекорд по добавлению в желаемое. Причём не только для жанра, но и для всего Steam...

Как ей это удалось?

Предполагаю, что здесь сошлись несколько факторов:

  1. Разработчик-одиночка (ну — почти), который работал над игрой мечты около 7 лет, чтобы запустить хотя бы ранний доступ. Внушает уважение.
  2. Очень приятная картинка с достойной детализацией и эффектами. Движок, кстати — проверенный Unreal Engine 4.
  3. Незаполненная ниша, на которую оказался высокий спрос.

А также те, кто пробовал альфа-версию ещё в прошлом году, отзывались о хорошем сочетании глубины механик и простоты освоения. Как говорится: легко освоить, но трудно стать мастером!

Мне сначала не хотелось в неё играть...

Невозможно оторваться: впечатления от Manor Lords

За пару дней до официального выхода Manor Lords в ранний доступ появились первые обзоры актуальной версии. И по ним мне показалось, что игра недоделанная и душная. Но затем я попробовал сам и понял, что всё несколько иначе.

В игре пока правда мало контента, но сырой недоделкой её не назовёшь. Те возможности, что есть отлично работают вместе и создают комплексную экономическую систему. Чтобы разобраться во всём этом, нужно уделить пару вечеров. Но в процессе так увлекаешься, что пролетают часы и наступает утро.

Экономика и ключевые особенности

Невозможно оторваться: впечатления от Manor Lords

Вы играете за титульного лорда поместья. Он получает в своё распоряжение большой земельный участок где-то в средневековой Германии. Это один из девяти участков на игровой карте. Кроме вас на землю претендует другой лорд, с которым предстоит соперничать.

В начале игры выдают лишь пятерых работников и две охапки ресурсов в нагрузку. Первым делом нужно соорудить пару сараев, чтобы убрать припасы и материалы под крышу. А затем наладить добычу древесины и еды в окрестных лесах, чтобы начать расширение поселения. Для строительства домов потребуются брёвна, а для новых жителей — пропитание.

Домики собираются буквально по досочкам на ваших глазах
Домики собираются буквально по досочкам на ваших глазах

Позже выясняется, что у людей, кроме крыши над головой и сытого желудка, есть и другие потребности. К зиме нужно запасти дров и тёплой одежды. А еще не повредит кружечка эля каждый вечер после работы. Иначе никто пошивом стёганок и ковкой мечей для ополчения заниматься не будет.

Древесину в виде брёвен у нас уже добывают дровосеки, но строительный материал пускать на растопку негоже. Нужны специалисты по заготовке дров, которые обитают не в лагере дровосеков, а... в доме дровосеков!

Для тёплой одежды нужны шкуры или шерсть. Шкуру поставляют охотники, а шерсть можно получить с овец. Но сначала их придётся купить у другого поселения, построив пункт по торговле скотом. Для содержания овец нужно пастбище, а для сбора шерсти — хижина овцеводов. А затем шкуры или шерсть должны поступить на переработку в сыромятню или ткацкую мастерскую соответственно.

Готовая продукция распределяется между жителями на рынке
Готовая продукция распределяется между жителями на рынке

Эль готовится из солода, который получают из ячменя. Но ячмень хорошо растёт только в 1 регионе игровой карты из 9. А значит, что в 8 случаях из 9 вам придётся его закупать из других городов через факторию. А затем ещё потребуется апгрейд одного из жилых домов до пивоварни и строительство отдельной корчмы...

На все виды работ назначаются семьи. И их постоянно не хватает. Поэтому приходится адаптироваться под конкретный сезон или этап производства. Например, зимой отправлять фуражиров добывать дрова или выжигать уголь (ягод всё равно не будет до весны). А летом и осенью находить людей на работу в поле, временно снимая с других производств. В первый год вы так скорее всего забудете вовремя заготовить хлеб из пшеницы...

Война

Невозможно оторваться: впечатления от Manor Lords

Чтобы обзавестись хотя бы парой сотен солдат для защиты поселения или захвата соседних участков, можно пойти двумя путями:

  1. Наладить цепочку производства снаряжения самостоятельно. Это долгий путь по добыче и переработке руды, а затем созданию из металлических заготовок инструментов и амуниции. Для этого нужен карьер, горн, кузница и мастерская. Последняя ещё и потребует апгрейда одного из жилищ горожан.
  2. Заработать денег на продаже избыточной продукции. Это позволит купить готовое снаряжение для своего ополчения либо воспользоваться услугами наёмников. Выгоднее всего торговать товарами потребления (обувь, одежда, свечи и др.), но у них самая длинная производственная цепочка.

В любом случае, когда вы собираете собственное ополчение, то из семей уходят все взрослые мужчины (остаются женщины и дети). Из-за этого падает эффективность труда где-то на треть. А наёмникам нужно заплатить лишь один раз за месяц вперёд. Обычно этого достаточно, чтобы разбить ближайший лагерь разбойников или оборонить поселение.

Невозможно оторваться: впечатления от Manor Lords

В бою командование отрядами напоминает упрощённый Total War. Можно растягивать построения в разное количество рядов и выстраивать порядки для обороны или нападения. Хотя долгое время отрядов мало и остаётся лишь прятать лучников за бойцами ближнего боя.

Также есть команды вроде «Приготовиться к обстрелу» или «Удерживать позицию». Однако на деле часто лучше давать воинам действовать по ситуации («Сбалансированный режим»).

Стоит ли играть в Manor Lords сейчас или лучше дождаться релиза?

Во-первых, релиз ещё наверняка не скоро. А то что есть сейчас уже бросает интересный вызов и способно увлечь на десятки (если не сотни) часов. И в процессе вы узнаете про средневековую жизнь даже больше, чем из энциклопедии в Kingdom Come: Deliverance.

Во-вторых, Manor Lords — это свежий взгляд на жанр. Здесь совмещены механики экономической стратегии и варгейма на одном экране и в реальном времени. Получившийся сплав напоминает о Settlers, Stronghold, Total War и даже Frostpunk. При этом Manor Lords играется бодрее любой из них.

Если вы ещё не купили творение Slavic Magic, то наверняка сделаете это, распробовав «ознакомительную» версию. Это тот самый случай, когда поддержать разработчика рублём хочется немедленно. Чтобы проект получил шанс выбраться из раннего доступа.

Невозможно оторваться: впечатления от Manor Lords
6868
60 комментариев
Автор

Напоминаю про розыгрыш этой игры: https://dtf.ru/u/1536728-andrei-fryazin/2650284

7
Ответить

Не ведитесь, в игре нет контента на десятки часов, а уж тем более на сотни. И вряд ли появится в ближайшие лет пять, если вообще появится. И если убрать местный варгейм (который опять же, сильно недоделан), то конкурентов полно.

20
Ответить
Автор

На десятки точно есть.

10
Ответить

Перечисли конкурентов
Прям сегодня куплю, если они пизже

Ответить

Неповторимый оригинал навсегда в моём сердечке.

14
Ответить
Автор

Тоже сначала ее вспомнил, но ДТФеры мне пояснили, что вообще никаких схожестей нет. ВООБЩЕ НИКАКИХ

9
Ответить
Автор

Так еще Settlers 7 напоминает.

7
Ответить