Обзор South of the Circle - дальше от игр, ближе к кино

State of Play
State of Play

Антарктика, 82 градуса южной широты, 19 градусов западной долготы. Практически нулевая видимость, хлопья снега бушуют вокруг самолета, совершившего не самую мягкую посадку в обширных заснеженных просторах этой местности. Два путника внутри пытаются оправиться от падения.

1964 год, 5 лет до первого шага человека на Луне и 2 года с момента Карибского кризиса. Это экватор Холодной войны - события, занявшего почти всю вторую половину XX века, во время которого СССР и США боролись за идеологический “порядок” в мировом масштабе.

Впрочем, вряд ли Холодная война заботит доктора Питера Гамильтона в текущий момент. Он и его напарник - пилот - потерпели крушение достаточно далеко от цивилизованного мира. Питер определенно не готов к ситуации, в которой он оказался, как было бы не готово и большинство из нас. Он преподает в Кембриджском университете и бьется над прорывной монографией, его специализация - исследование погодных закономерностей, а к политике особого интереса Питер не проявляет.

Минуты после крушения State of Play
Минуты после крушения State of Play

Питер пытается помочь напарнику: нога пилота сломалась при крушении. Самолет удалось посадить почти невредимым, однако он застрял в снегу. Ближайшие исследовательские станции на радиосигнал SOS не отзываются. За лобовым окном самолета виднеется световой маяк, предположительно, на территории британского аванпоста. Единственный способ выжить - столкнуться со снежной пургой и найти помощь снаружи.

Игра как искусство

Такую обстановку рисует South of the Circle в первые 5 минут игры, и за это время сполна успеваешь оценить ее уникальный стиль исполнения: минималистичный графический почерк как нельзя лучше подходит антарктическим просторам, где лишь изредка снежный пейзаж разрезает аванпост, бункер или корабль. Что гораздо сложнее - убедительно выполнить интерьеры помещений в подобном стиле. И, как выясняется, с этой задачей State of Play - разработчики игры - прекрасно справились. В ограниченном пространстве помещений обстановка зачастую практически камерная - все источники света и объекты в сцене выставлены очень грамотно, зачастую создавая нереалистичный (абсолютно черные области за пределами сцены), но очень хорошо поставленный кадр.

Излюбленная композиция разработчиков игры State of Play
Излюбленная композиция разработчиков игры State of Play

Такой минималистичный стиль подразумевает небольшое количество цветов, используемых для закраски одного объекта (обычно один цвет, иногда добавляется второй для деталей вроде складок одежды), поэтому необходимая глубина сцены создается за счет богатой палитры цветов, выдержанной во многих сценах. Кроме того, в интерьерных сценах обильно используются голубой и розовый цвета, например, для мебели - окрас, который редко встретишь в реальной жизни. Такие техники позволяют создать весьма необычный стиль, в котором глубина сцены передается только контрастом базовых цветов и рассеянным светом (ориентация поверхности относительно направления на Солнце влияет на итоговую яркость цвета).

Тени фигурируют в кадре далеко не всегда, но периодически портят картинку: иногда они очень низкого качества, а иногда некоторые из них просто отсутствуют (можно было бы принять полное отсутствие теней в сцене, как часть визуального стиля, но периодически они для одной части объектов присутствуют, а для другой - нет). Очевидно, у игры есть определенные проблемы с графическим пайплайном. К счастью, бросается в глаза не всегда, но и в чем причина таких оплошностей, понять сложно.

Попробуйте понять, что на этом кадре не так State of Play
Попробуйте понять, что на этом кадре не так State of Play
Крупные кадры - это хорошо, но только не с такими тенями State of Play
Крупные кадры - это хорошо, но только не с такими тенями State of Play

Под стать такому визуальному стилю лица людей тоже изображены весьма упрощенно: один тон для кожи и один - для абсолютно всех черт лица. В целом, глядя на скриншоты игры, не всегда можно сказать, двухмерный или трехмерный мир находятся по ту сторону экрана. Вероятно, это также была одна из целей, которую перед собой поставили разработчики.

Что гораздо интереснее, анимации проигрываются с уменьшенной частотой кадров. Другими словами, движения персонажей состоят из последовательных перемещений, заметных человеческому глазу - эффект, который можно встретить в низкокачественной (или дешевой) анимации, однако в данном случае он, очевидно, намеренный и работает, как задумано. Вероятно, важная причина успеха этого подхода заключается в том, что все исходные анимации собраны с помощью Motion Capture, что делает все происходящее на экране очень кинематографичным (добавьте сюда зернистую пленку камеры).

В игре в целом большой набор анимаций, поскольку она сконцентрирована не вокруг геймплея, а вокруг истории. История постоянно развивается, ставит героев в новые ситуации, благодаря чему большинство анимаций являются уникальными для конкретной сюжетной сцены и могут встречаться всего один раз за всю игру. Даже обыкновенные анимации ходьбы сделаны на совесть: они сильно отличаются в зависимости от состояния Питера.

Контраст цветов периодически радует глаз State of Play
Контраст цветов периодически радует глаз State of Play

Говоря о кинематографичности, нужно упомянуть местную камеру. У игрока нет прямого управления камерой; то, что вы видите, контролируется игрой. Как следствие, разработчикам удалось поработать операторами, и местами результат действительно впечатляющий. Что важно, здесь нет переключений между разными камерами. Она, по сути, одна, но может вести себя очень по-разному в зависимости от требований сцены: она свободно облетает экстерьер-сцены вместе с игроком, периодически фиксируясь на самых эффектных ракурсах, а внутри помещений же преобладает статическая камера или камера с минимальной подвижностью под стать компактным помещениям в игре.

И конечно же ни одно хорошее кино не может обойтись без хорошей актерской игры. В создании South of the Circle участвовали действующие актеры, фигурирующие в современных голливудских фильмах и сериалах от BBC. Поскольку большинство персонажей - британцы, актеры были подобраны соответствующе. Озвучена игра потрясающе, а британский акцент добавляет всему действу особого шарма. Оливия Виналл, озвучившая одну из главных ролей, на мой взгляд просто попала в десятку со своей ролью. Я часто смотрю фильмы и сериалы на языке оригинала и могу смело заявить, что актеры South of the Circle проделали выдающуюся работу. Вдвойне приятно отмечать это применительно к игре. Очень здорово видеть еще одну (увесистую) монету в копилке игр, которые успешно работают с (большими) актерами кино и театра и размывают границу между играми и кино.

Тут можно садиться в машину - практически GTA State of Play
Тут можно садиться в машину - практически GTA State of Play

Последним (но не по важности) штрихом, который создает целостное восприятие South of the Circle, является саундтрек. Начинаясь мягким, но тревожным, пианино с первых минут игры, музыка претерпевает значительные метаморфозы вместе с Питером - то примешивая плотный, полный электронной тревоги синтезатор, то нагнетая спешку и экшен, прямо как в фильмах Кристофера Нолана.

Отдельно хочется отметить концовку - в меру открытую, в которой каждый для себя найдет что-то свое. Она определенно оставляет некое послевкусие, а вот какое - зависит от игрока. Кто-то поругается на то, что он в итоге оказался просто зрителем, и его решения ни на что не влияют, кто-то воспримет это как данность, кто-то же попытается скомпоновать в голове пазл из сцен перед финальными титрами и понять, что именно произошло. Независимо от этого, любой предмет искусства, заставляющий о чем-то задуматься, на мой взгляд, заслуживает похвалы.

Проблемы британцев

Возвращаясь к истории, рассказанной в игре - Питер существует не только настоящим, бороздя просторы Антарктике на своих двоих и подручных средствах передвижения. История срежессирована с помощью перекрестного монтажа: Питер то и дело ловит флэшбеки к детству, а также к своему времени в Кембриджском университете, когда он писал монографию. Окружение Питера больше участвует в политической жизни: студенты участвуют в акциях протеста против ядерного вооружения, а его профессор имеет строгие убеждения насчет советских шпионов и других субъектов, портящих репутацию университета.

В этот же временной отрезок Питер знакомится с Кларой: она тоже читает лекции в университете и хочет написать монографию, однако сталкивается с проблемами, с которыми и в наше время часто приходиться сталкиваться женщинам, выбравшим техническое образование и профессию. Клара общается с Питером и помогает с его монографией. Эта сюжетная линия - классическая love story, которая не оставит любителей жанра равнодушными. Влюбленные наслаждаются легким джазом, ходят по горам, стреляют в тире и изучают погоду - словом, собирают друг для друга цепочку воспоминаний, к которой Питер сможет вернуться и осмыслить, будучи один на один с ледяным ветром снежной пустыни.

Питер знакомится с Кларой в поезде на фоне вечнозеленых пейзажей - почти аниме State of Play
Питер знакомится с Кларой в поезде на фоне вечнозеленых пейзажей - почти аниме State of Play

Прыжки повествования по временной линии происходят довольно часто, что поддерживает нужный темп и не дает заскучать, и, как правило, эти прыжки обыграны, основываясь на какой-то детали, присущей обоим участкам временной линии. Например, мигающий маяк аванпоста в Антарктике в определенный момент уступает место столбу со стоп-сигналом на железнодорожной станции, снежная вьюга выветривается, а Питер меняет пуховик на костюм, в котором он работает в университете. Со временем грань, отделяющая прошлое от настоящего, размывается, и картинка на экране может являть смесь антарктических и британских пейзажей: например, за завесой снежной пурги откроется ярмарка с яркими вывесками и колесом обозрения.

В Антарктике нынче хорошие скидки на колесо обозрения State of Play
В Антарктике нынче хорошие скидки на колесо обозрения State of Play

В целом в South of the Circle можно и нужно отметить повествование. История достаточно крепкая, с твистами и, что самое главное, к концу игры большинство ощутит себя полностью интегрированным в эпоху и заинтересованным в спасении персонажей. А когда понимаешь, что концовка близко (это понятно по развитию истории и нагнетанию музыки), игру очень тяжело убрать на полку. Пожалуй, единственная сюжетная линия, назначение которой мне не кажется очевидным, скорее, дискуссионным, - это линия Питера в юности. Вероятно, она объясняет его характер и большинство решений, которые он принимает, будучи в зрелом возрасте.

Действия Питера очень отличаются от поведения классического мускулинного героя видеоигры (будь то мужчина или женщина, например, Лара Крофт). Он не просто не в своей тарелке в Антарктике - он не в своей тарелке и в университетские, и детские годы. Он парень, который зачастую не уверен в том, что делает и что должен делать. Это прослеживается на протяжении всей жизни, а зерно такого поведения произрастает из детства - Питер всегда разочаровывал отца, был недостаточно сильным. И это та самая тема, которая поднимается в современном искусстве не так часто. Если оглянуться на школьные годы, всегда есть тот, кто не взберется по канату, прибежит последним и не даст сдачи обидчику. South of the Circle показывает процесс взросления такого человека и то, каково может быть его поведение в разных ситуациях.

Даже удивительно, как можно создать такую насыщенную сцену, имея в арсенале простейшую геометрию и несколько тонов State of Play
Даже удивительно, как можно создать такую насыщенную сцену, имея в арсенале простейшую геометрию и несколько тонов State of Play

В такого рода поведении и заключается, собственно, геймплей South of the Circle. Это одно из самых отчаянных интерактивных кино, каких только видел мир. Все, что вы делаете, - ходите, взаимодействуете с окружением и общаетесь с горсткой персонажей, определяющих игровой мир. Мы такое уже видели в проектах Quantic Dream, Telltale Games и DONTNOD, однако в South of the Circle отсутствует большое количество геймплейных особенностей игр перечисленных студий. Здесь нет каких-либо чуть сложных квестов, уникальных геймплейных механик или QTE-сцен. В этом смысле South of the Circle ушла еще дальше от игр, и, принимая во внимание актерскую игру, проработанную историю, персонажей и диалоги, в определенных аспектах пришла ближе к кино.

Единственный необычный геймплейный элемент здесь - это способ общения, который оперирует на уровне эмоций, а не идей или фраз. Если в каком-нибудь Mass Effect вы можете выбрать из нескольких вариантов продолжения диалога, опираясь на ключевую фразу, которую произнесет Шепард, то здесь вы опираетесь на эмоцию, которую выразит Питер, будь то страх, неуверенность, любопытство или другая реакция. Каждая эмоция изображена в виде определенного кружка, и из набора таких эмоций вы будете выбирать свой ответ. Время от времени нам дадут ответить не только эмоцией, но и чем-то более конкретным. Например, когда Клара спросит, сколько студентов ходит на лекции Питера, будет возможность выбрать кружки, в которых изображено 3 студента, чуть больше и целая толпа - как правило, смысл за подобными кружками довольно прозрачен.

Какой вариант ответа выбрать? State of Play
Какой вариант ответа выбрать? State of Play

Я отмечу, что такое решение положительно вписывается в общий визуальный стиль и в целом выглядит любопытным. Однако, не могу уверенно сказать, что игроку всегда очевидно, что именно скрывается за той или иной эмоцией. Эмоции, которые вы выбираете, пропущены через призму восприятия Питера, поэтому они не всегда будут идеально соответствовать вашим ожиданиям. Не думаю, что можно предъявить большую претензию в эту сторону, учитывая, что в некоторых играх с вариантами ответа в виде фраз зачастую бывает такая же ситуация.

Итог

South of the Circle - законченная композиция, построенная на уникальном визуальном стиле, отличной режиссуре и актерской игре и проработанной истории, приправленной сверху небольшим участием игрока-зрителя. Игра способна подарить 3-4 часа освежающих эмоций для всех, кто устал от ААА и мобильных free-to-play, ну и конечно же строго рекомендуется к ознакомлению всем любителям кино, интерактивного и обычного. Невероятно трогает, что появляются подобные проекты, да еще и на мобильных платформах, в наш жестокий век мобильного гейминга, в котором не осталось почти ничего, кроме жажды наживы.

South of the Circle доступна в Apple Arcade для iOS, MacOS и Apple TV, а также традиционно на YouTube для всех, у кого нет возможности ознакомиться с игрой лично (благо, сильная сторона игры - далеко не геймплей).

4444
18 комментариев

Выглядит интересно, ждём релиза на адекватную платформу

13
Ответить

Офигенная игра. Прошёл на iPad 👍

3
Ответить

Сильно нагревался? У меня iPad pro 2020 как печка греется

Ответить

Немного о исторической достоверности. Не особо спойлерно…Упоминаемая в игре станция Фарадей(Десепшн поинт) реально существовала. Сейчас она тоже существует, но она уже не британская а украинская(Ак. Вернадский). И выглядит она очень похоже в игре.Найденная на этой станции сигналограмма изображает ближний сигнал индустриального происхождения(то есть не землетрясение)

2
Ответить

Жаль на пк нет. А на телефоне лично мне не приятно в сюжетные игры играть.

Ответить

Я играл на iPad - очень даже, потыкать перед сном :) 

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить