Зачем геймдизайнеру работать в сфере детских образовательных игр

Девять специфических особенностей работы.

Привет, меня зовут Михаил Котлов, я CEO компании IntellectoKids: мы разрабатываем образовательные игровые приложения для детей от 3 до 7 лет.

Сегодня я расскажу, чем создание детских игр отличается от разработки игр для взрослых, какой опыт можно получить в этой индустрии и какие вызовы ждут геймдизайнера, выбравшего детское направление.

Зачем геймдизайнеру работать в сфере детских образовательных игр

Почему возникла эта тема: мы говорим о быстрорастущем рынке

Мировой рынок детских образовательных игр и приложений сейчас на подъеме. Одно из самых перспективных направлений — приложения для дошкольников. К примеру, по данным AppAnnie, в январе-мае 2020 года общая выручка в категории «Приложения для детей до 5 лет и младше» (iOS) возросла аж на 42% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года! Заметим, что большая часть выручки (92%) приходится на образовательный сегмент детских игр.

С началом пандемии спрос на обучающие игры вырос. Родители столкнулись с необходимостью занять дома детей чем-то полезным и в то же время увлекательным, — и обратились за помощью к мобильным устройствам.

Многие из тех, кто не давал раньше детям планшеты, убедились, что образовательные игровые приложения могут приносить пользу и обучать. Конечно же, кризис когда-нибудь закончится, но родители останутся с этим знанием; их мнение уже не поменяется, а значит детей, которые учатся с помощью мобильных игр, будет становиться только больше.

С ростом рынка игровых образовательных приложений для детей растет потребность в геймдизайнерах, обладающих профильным опытом.

Почти как взрослые

На первый взгляд, детские образовательные игры ничем не отличаются от казуальных игр для взрослой аудитории. Основная часть работы геймдизайнера точно так же включает в себя создание увлекательного геймплея, интуитивного интерфейса, интересных игровых механик, плавных игровых сессий; взаимодействие с программистами и художниками.

Но есть как минимум девять особенностей, которые делают детское направление необычным и достойным внимания, потому что ставят перед геймдизайнером уникальные задачи и позволяют получить исключительный опыт.

Зачем геймдизайнеру работать в сфере детских образовательных игр

Сочетание двух аудиторий и сегментов

В играх для взрослых игрок и покупатель — один и тот же человек. С детскими играми не так: играет ребёнок, но решение о покупке принимает родитель. Это две принципиально разные аудитории, о чем геймдизайнеру следует помнить.

Если для ребёнка важно, чтобы игра была интересной, то для родителя — чтобы она приносила пользу и обучала. Соответственно, геймдизайнер работает на стыке двух направлений: образовательного и игрового — и, разрабатывая различные механики и контент, учитывает интересы обеих аудиторией.

Так что индустрия детских приложений сложнее, чем кажется. С одной стороны, геймдизайнер должен упаковать обучающие элементы в интересную игру, потому что без классного геймплея ребёнку будет скучно. С другой — помнить про методическую составляющую разработки, сделав игру обучающей, чтобы игра точно достигала образовательных целей.

Зачем геймдизайнеру работать в сфере детских образовательных игр

Поэтому при создании образовательной игры для детей геймдизайнер работает в связке с методистом. Схема их взаимодействия зависит от того, на чем сфокусирован продукт: на обучении или, собственно, игре. Например, в IntellectoKids сейчас процесс строится так: сначала методист придумывает образовательную программу, а уже потом геймдизайнер на основе этой программы пишет ГДД.

Далее методист вместе с геймдизайнером анализируют, сохранился ли образовательный смысл, будет ли игра понятна детям заявленного возраста. А раньше в наших приложениях доминировала игровая часть, и мы сначала разрабатывали геймплей, а потом встраивали в него обучающие механики.

В любом случае перед геймдизайнером стоит сложная задача сохранить правильный баланс между пользой и развлечением в продукте.

Думаем как ребёнок

Геймдизайнер, работающий в сегменте детских образовательных игр, должен каждый раз ставить себя на место ребёнка и думать как ребёнок, что, конечно же, нелегко. Поэтому если есть возможность, сначала лучше создать быстрый прототип и дать поиграть в него детям. Так вы проверите, насколько понятен и интересен аудитории ключевой геймплей.

Но это только начало. Когда будет готова первая стабильная версия игры, необходимо провести полноценные life-тесты.

Важно не «полировать» продукт до идеала, а показать именно MVP, так как скорее всего после тестов вам придется многое дорабатывать, даже если вы считаете, что все продумали.

Дети взаимодействуют с приложениями иначе, чем взрослые. Какие-то механики вам надо будет упростить, потому что они окажутся сложными в прохождении. Где-то потребуется переделать интерфейс или добавить анимации на те объекты, которые инстинктивно привлекают внимание ребёнка, однако не были предусмотрены изначально в ГДД. Иными словами, пока не проведен life-тест с детьми, считать разработку игры завершённой совершенно точно нельзя.

Другой взгляд на UI

Зачем геймдизайнеру работать в сфере детских образовательных игр

Если говорить в целом, то UI в детском приложении должен быть еще более понятным и простым, чем в случае со взрослыми играми. Например, кнопки должны быть больше, чем во взрослых приложениях, потому что у маленьких детей хуже развита мелкая моторика. При этом кнопок должно быть немного, чтобы ребенок не запутался. Цвета должны быть ярче, анимации более захватывающими.

Вот всего несколько тонкостей разработки UI детского приложения:

  • лучше не размещать интерактивные элементы внизу экрана, потому что дети могут случайно их задеть;
  • по той же причине между кнопками должно быть много места;
  • интерфейс должен состоять из простых четких значков и определённого цветового кода, который легко запомнить;
  • по интерактивным элементам должно быть понятно, что с ними можно взаимодействовать. Например, кнопки могут быть очерчены белым контуром или тенью, интерактивные элементы должны сверкать или шевелиться, привлекая внимание маленького пользователя. Можно также использовать приглушение цвета неинтерактивной части экрана;
  • жесты, с помощью которых ребёнок будет управлять действиями в игре, должны быть простыми. Например, смахивание и касание подходят под это определение, а сжимание и вращение — нет;
  • важно использовать звуковые или визуальные подсказки, чтобы ребёнок понимал, что ему делать на каждом этапе.

Меньше текста, больше голоса

Взрослые часто играют в игры в транспорте и в общественных местах — и отключают звук на телефоне. Соответственно, важная информация в игре обычно доносится текстом.

Дети же до 7 лет, как правило, еще не умеют читать, так что в отличие от игр для взрослой аудитории, здесь геймдизайнер не может гарантировать, что ребёнок поймёт даже самый короткий текст. Поэтому обучение и нарратив необходимо подавать через графические образы, звуки и голосовую озвучку.

Зачем геймдизайнеру работать в сфере детских образовательных игр

Сложности обратной связи

Во-первых, дети ожидают звуковой или визуальной обратной связи на любое своё действие, воспринимая это как награду. Геймдизайнер может добавлять звуки (например, аплодисменты), подбадривающую анимацию вроде фейерверка, придумывать разную реакцию персонажей (смех, танец).

Во-вторых, играя, дети должны иногда ошибаться, потому что без ошибок не бывает эффективного обучения. С другой стороны, ошибка не должна огорчать и демотивировать, а значит необходимо, чтобы ребёнок в любом случае получал поощрение.

Если у ребёнка что-то не получается, дайте ему второй шанс, вместо того, чтобы ставить крестик напротив задания.

Пример корректной реакции на правильный ответ: «Какой ты молодец»; пример корректной реакции на ошибку: «А давай попробуем ещё раз!».

Внимание ребёнка нужно постоянно удерживать

Дети очень активны, их не заставишь долго сидеть на месте и играть в одно и то же. К тому же они по природе любопытны и часто отвлекаются на что-то новое, а значит геймдизайнеру приходится постоянно бороться за внимание юного пользователя.

Как сделать, чтобы ребёнок снова и снова возвращался к приложению — и не заскучал? Например:

  • продумывать короткие игровые сессии;
  • создавать в одном приложении много мини-игр в разных жанрах и с различными механиками.

Есть и ещё один фактор. Дебора Гельман, автор книги «Design for Kids: Digital Products for Playing and Learning», говорит, что если для взрослого самое главное — достижение цели и победа, то для ребёнка важнее сам процесс игры. Дети вовлечены в каждое действие. Поэтому нужно делать задания максимально интерактивными, чем больше ребёнок будет взаимодействовать с персонажами и с каждым объектом, тем лучше.

Дети быстро растут

Поэтому приложение для четырёхлетних детей будет неинтересно семилетним. Скорее всего, возрастной диапазон, с которым вы будете работать — два года. Геймдизайнеру придётся помнить про возрастные особенности развития ребёнка. Нужно понимать, как дети в конкретном возрасте взаимодействуют с предметами, как у них меняются интересы, как они играют в реальной жизни, нравится ли им придерживаться правил или изобретать свои игры, любят ли они соревнования.

Например, дети до трёх лет с радостью складывают одни предметы в другие, повторяют различные звуки (например, как говорят животные), строят башни. Дети от 3 до 5 лет подражают родителям — и воодушевленно отнесутся к идее воспроизводить в игре взрослые занятия (например, покупку продуктов в магазине или уборку комнаты). А ещё они уже могут собирать простые пазлы и полноценно взаимодействовать с персонажем, отвечая на его вопросы, если того требует игра.

Зачем геймдизайнеру работать в сфере детских образовательных игр

Свобода творчества

Практически во всех жанрах игр для взрослых сложились свои традиции и сформировались лидеры рынка. На этих лидеров ориентируются остальные разработчики и геймдизайнеры, копируя либо отдельные элементы и механики игр, либо вовсе — концепции целиком.

Детская сфера приложений моложе, в ней нет безусловных лидеров, на которых равняются другие компании. Поэтому у геймдизайнера в этой индустрии огромное поле для творчества и намного больше свободы.

Он может реализовывать самые необычные решения и идеи, тестировать новые подходы, разрабатывать для одного приложения множество разных игр (а это, в свою очередь, дает возможность придумывать разнообразные ГДД), сочетать игровые и образовательные элементы, экспериментировать с сюжетами, создавать характерных персонажей, с которыми ребёнок «подружится», вносить больше интерактивных механик.

Полезный продукт

Геймдизайнер в детской индустрии не просто придумывает игры, он создает полезные продукты, которые:

  • помогают ребёнку приобретать знания;
  • бережно знакомят детей с цифровым миром и готовят к будущему (ведь без понимания, как работают технологии, в современных реалиях никуда);
  • учат ребёнка учиться, в том числе самостоятельно;
  • влюбляют ребёнка в арифметику, иностранные языки и другие предметы;
  • развивают в ребёнке любознательность и различные типы мышления (в зависимости от игры, — например, логическое).

Бонус. Ваши креативные идеи примут с восторгом

У детей незашоренное восприятие, что делает их самыми благодарными игроками. Они готовы удивляться, узнавать новое, бурно радоваться при виде любимого персонажа, следить за полетом вашей фантазии. При условии понятного UI, интересных образовательных механик, грамотно выстроенных игровых сессий, увлекательного геймплея — любая ваша идея будет принята «на ура».

3636
21 комментарий

Очень крутая статья! спасибо :) 

6
Ответить

спасибо!

Ответить

Чтобы прокормить семью

5
Ответить

Шо, опять?
Истории про то, как "обучающие игры обучают детей" уже лет 20 минимум.

Проблема была и остаётся:
а) все дети разные, поэтому универсальную программу сделать невозможно. Да, даже в возрасте от 4 до 6 лет. Нет, даже если вам методолог говорит, что "ученые доказали"
б) В целом, считается, что возраст до 7 лет характеризуется активным освоением физического мира(!) и родного языка(!). Вы опять хотите впихнуть английский? Еще раз добавить слова "three" и т.д. из которых ребенок запомнит почти ничего? Зато это прекрасно продается родителям, да - обучение английского до школы. 
в) "Логическое мышление"? Омг, я уверен, у вас очередной вариант освоения арифметики. Вот давайте честно - для освоения примеров 2x3 существующих игр предостаточно. По сути, это единственное, что можно легко и осмысленно освоить до школы в игровом формате.

"Он [геймдизайнер] может реализовывать самые необычные решения и идеи" - да, потому что почти что угодно можно попытаться продать родителям, как "оригинальную методику по обучению детей". 

"дети ожидают звуковой или визуальной обратной связи на любое своё действие, воспринимая это как награду"
- взрослые, эм, тоже. Судя по современным играм. Проблема в том, что при этом нарушается долгосрочное планирование, и остается непрерывное ожидание "вознаграждений" за всё и вся.

——
Ребята, я понимаю, что современные родители всё тревожнее и тревожнее, и запускают "раннее развитие", потому что "после 3 уже поздно". И этот рынок будет расти, как и рынок антидепрессантов для детей. Но я совсем, совсем не уверен, что в конечном счёте это всё на пользу.

4
Ответить

Здравствуйте! Спасибо за такой развернутый комментарий!
Давайте пройдемся по каждому пункту.

а) все дети разные, поэтому универсальную программу сделать невозможно. Да, даже в возрасте от 4 до 6 лет. Нет, даже если вам методолог говорит, что "ученые доказали"

Все дети действительно разные, но существуют национальные образовательные стандарты и программы, которые нацелены на "среднее" в зависимости от возраста ребенка. То же самое и с образовательными играми.
При этом когда каждый ребенок начинает заниматься по нашей программе, мы оцениваем его уровень знаний, чтобы грамотно поставить образовательные цели.

б) В целом, считается, что возраст до 7 лет характеризуется активным освоением физического мира(!) и родного языка(!). Вы опять хотите впихнуть английский? Еще раз добавить слова "three" и т.д. из которых ребенок запомнит почти ничего? Зато это прекрасно продается родителям, да - обучение английского до школы.

Это скриншот к игре по обучению математике для англоязычных детей, поэтому цифра три написана на английском. Добавить слово "три" - это мизерная часть обучения. Основной фокус обучения у нас совершенно на другом.

в) "Логическое мышление"? Омг, я уверен, у вас очередной вариант освоения арифметики. Вот давайте честно - для освоения примеров 2x3 существующих игр предостаточно. По сути, это единственное, что можно легко и осмысленно освоить до школы в игровом формате.

Действительно, сейчас очень много методик, перенесенных в цифровую форму. Мы стараемся сделать их еще лучше и увлекательнее, так как многие ресурсы, которые мы видели, кажутся нам скучными и не всегда понятными. По поводу развития логического мышления — такие игры существуют.
Мы стараемся, чтобы игры были нацелены не на запоминаение – а на понимание темы и на развитие разных типов мышления +любознательности.

г) "Он [геймдизайнер] может реализовывать самые необычные решения и идеи" - да, потому что почти что угодно можно попытаться продать родителям, как "оригинальную методику по обучению детей".

Не поэтому, а потому что необычные решения и идеи увлекают ребенка и делают игру более интересной и понятной, особенно это важно в образовательном процессе. Вы никогда не «продадите» ребенку скучную игру, А родитель просто отменит подписку, если игра не будет достигать образовательных целей.
Оригинальность методики у нас тоже присутствует, но исходит она не от геймдизайнера, а от тандема: методист + геймдизайнер.

д) "дети ожидают звуковой или визуальной обратной связи на любое своё действие, воспринимая это как награду"
- взрослые, эм, тоже. Судя по современным играм. Проблема в том, что при этом нарушается долгосрочное планирование, и остается непрерывное ожидание "вознаграждений" за всё и вся.

Да, во взрослых играх это тоже присутствует. Но нам кажется, что дети к этому более восприимчивы (исходя из нашего опыта), поэтому мы уделяем этому моменту немало времени при разработке.
Если есть какие-то научные работы, доказывающие, что именно подобное ожидание вознаграждений потом остается на всю жизнь, мешает в повседневности и т.д. - будем рады почитать и сделать выводы! 

4
Ответить

Есть разные понятия геймификация и полезный геймдизан. То что вы описали это геймификация - (звуки, анимации, награды и тп.) она нужна чтобы дети внимательней играли в игру/тренажёр. 

А вот полезный геймдизан может родить в ребёнке идею или мысль о том, зачем он вообще этим занимается и на сколько это полезно и интересно.

Я согласен что игры не могут пока полностью заменить стандартное обучение, но как мне кажется их главная цель, это именно подтолкнуть ребёнка к обучению.

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить